Культура Приенисейского края

: «Культура Приенисейского края» Выполнил: Студентка 1 курса, 5-6331/1-1 группы Голышева А. В. Проверил: Булак А. Г. г. Красноярск, 2007 г. Содержание.I. Введение… 1. Культура Приенисейского края в XVII веке…4 - материальная культура….4 - духовная культура …2. Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века….8 - научное изучение Приенисейского края….12 - просвещение…18 - архитектура….………….21 - хозяйственно-культурные контакты народов края….III. Заключение… IV. Литература… 26 Введение Красноярск – один из старейших городов Сибири. Возник он в 1628 году как острог-крепость и сыграл важную роль опорного пункта русского освоения Южной и Восточной Сибири (см. рис. 1). Огромные неизведанные пространства встретили людей, пришедших в Приенисейский край. И сейчас выражение «малая родина» тоже не слишком подходит нашему региону.

Ведь он занимает огромную территорию площадью 2,34 млн. кв. км. На ней могли бы свободно разместиться несколько европейских государств.

В Российской Федерации наш край относится к наиболее крупным административным районам. Красноярский край расположен практически по средине страны. Именно здесь у озера Виви находится географический центр России. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России и всей Азии. Но не Красноярского края, потому что к нему еще относятся архипелаг Северная Земля, а так же острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др. Сейчас Красноярск – это крупнейший индустриальный и культурный город Восточной Сибири, который имеет богатую многовековую историю и культуру.

Моя тема называется «Культура Приенисейского края». Дадим определение слову «культура». Сам термин «культура» латинского происхождения и в переводе означает «возделывание, уход, обрабатывание». Понятие культура характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия.

К настоящему времени определений понятия «культура» насчитывается несколько сотен. Одно из них: культура – это система ценностей, принятых людьми, социальные идеалы, устойчивые способы и приемы разносторонней деятельности человека. Несомненно, культура любой цивилизации, края, города всегда уникальна и интересна. Знать же историю и культуру своего края или области, по моему мнению, должен каждый образованный человек.

Ведь с каждым годом появляется что-то новое, обыденные для нас вещи уходят в историю, но разве мы, будучи детьми, играя в снежные городки или подлетая на качели, могли догадываться, что несколько тысяч лет назад наши земляки проделывали, то же самое, возможно даже на этом самом месте. Поэтому я и выбрала эту тему. Наш край имеет огромную территорию, многовековую историю и культуру, красивейшую природу, ценнейшие ископаемые. Я люблю и горжусь своим краем! Думаю, мое мнение поддержат большинство земляков!

Культура Приенисейского края в XVII веке

Культура Приенисейского края в XVII веке. Материальная и духовная культура русского населения Сибири развивалась... Их число в Сибири в «бунташном» XVII столетии все возрастало. Из богатейшей кладовой природы использовали каменный уголь, слюду, гра... Так, Спафарий писал боярину А.

Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века

Невозможно описать, в какой суматохе все это происходило. Крепость ник... Северным Ледовитым океаном из устья Оби в устье Енисея. С. И. Ваксель впоследствии писал: «Должен заявить по справедливости, что это...

Заключение В целом общий культурный уровень Красноярска того времени был невысоким.

Начинания энтузиастов, как правило, глохли в маленьком уездном городке. Так, через два года после приезда Г. Ф. Скрябина в Красноярск его лишили права преподавания, а латинскую школу перевели в Енисейск. С. М. Кашкарев, пробыв в Красноярске три года, был вынужден уехать из города. В начале XIX века он, по свидетельству Спасского, жил в страшной бедности и, занимаясь флорой Хакасии и Алтая, бесплатно оказывал медицинскую помощь простым людям.

Через пять лет красноярцы уже не нашли средств на малое народное училище, и его в 1795 году закрыли. Итак, Красноярск начинался как приграничный острог, который надежно прикрыл пашни и деревни первых русских поселенцев и принес возможность мирной жизни приенисейским данникам-киштымам воинственных кыргызских князцов, северомонгольских алтын-ханов и джунгарских правителей. Почти столетие эти военно-политические функции во многом определяли социально-сословный состав и хозяйственно-бытовой уклад красноярцев.

В XVIII столетии город, хотя численно не рос, но в нем происходили серьезные социально-экономические изменения. Одна из самых крупных в Сибири по гарнизону крепость превратилась в самый крупный в своем уезде торгово-ремесленный и довольно видный сельскохозяйственный центр. Но товарно-распределительные функции города были явно преобладающими. Заметно изменился социальный облик горожан. Разнообразнее стал состав служебных категорий его жителей, то есть дворян-чиновников, канцелярских служителей, офицеров, солдат, казаков и духовенства, которые являлись основной социальной опорой центральной власти и проводниками государственно-централизованных форм феодально-крепостнической эксплуатации.

При этом частные интересы их служебно-имущей верхушки несколько расходились с казенными интересами. Эта верхушка нелегально обзаводилась хозяйствами помещичьего типа, пытаясь, стать крепостниками частно-вотчинного типа, что не устраивало ни верховную власть, ни социальные низы. Труженики, стремясь жить по-своему, во многом нарушали насаждаемый властями порядок.

Многочисленными были городские крестьяне, среди которых, кроме ссыльных посельщиков, все заметнее к концу XVIII века становились неимущие сельские бедняки. Почти каждый третий горожанин занимался хлебопашеством, что тоже было нарушением узкосословного принципа, по которому член посадской городской общины обязан быть только ремесленником или торговцем.

Теоретически пространственно-встречные процессы выделения городских крестьян и сельских посадских — хлебопашцев можно свести к действию второго общественного разделения труда, когда торгово-ремесленные занятия выделяются из сельскохозяйственных, а город все полнее обособляется от деревни (см. рис. 12). Однако в Красноярске, впрочем, как и во многих других сибирских и российских городах XVIII столетия, сущность названных явлений была более сложной. Во многом они определялись социальным, в сословной форме, противодействием низов крепостническому нажиму сверху.

Общий культурно-бытовой уровень Красноярска был типичным для уездного города позднефеодальной эпохи, хотя в отдельных случаях он выгодно отличался от сибирских и даже российских городов. Литература: 1. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края. XVII век – первая половина XIX века. Учебное пособие и материалы для внеклассного чтения по курсу «История родного края» для учащихся общеобразовательных школ. – Красноярск, 1997 г. 2. Быконя Г. Ф Федорова В. И Бердников Л. П. Красноярск в дореволюционном прошлом.

XVII—XIX вв. – Красноярск, 1990 г. 3. Дивин В.А. Русские мореплавания на Тихом океане в XVIII в. – М 1971 г. 4. Дроздов Н. И Артемьев Е. В Быконя Г. Ф. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. – Красноярск, 2005 г. 5. Зиннер Э. П. Сибирь в известиях иностранных ученых и путешественников XVIII в.— Иркутск, 1968 г. 6. История Красноярска. Документы и материалы.

XVII— первая половина XIX в. – Красноярск, 2000 г. 7. Мешалкин П. Н. Красноярск. Очерки истории города. – Красноярск, 1988г.