Мифы и реальность Санкт-Петербурга

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1.МИФОЛОГИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2. ПАМЯТНИКИ ПЕТЕРБУРГА КАК СИМВОЛЫ МИФОЛОГИИ И РЕАЛЬНОСТИ 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 Введение Любой вопрос о Петербурге вызывает гамму ассоциаций, особую переполненность души и сердца. О Петербурге в принципе невозможно говорить с помощью строго логического дискурса.Город, не знавший в своей истории классического европейского средневековья, тем не менее, является городом древним, мудрым, в чем-то глубоко иррациональным и вполне соответствующим критериям европейской «столичности». Петербург принято считать произведением совершенным, завершенным и эстетически целостным.

Между тем, в архитектуре Петербурга сокрыта целая вереница противоречий и недомолвок. Чего стоит только полулегендарная история с «кривым» Невским проспектом, ломающимся в районе Московского вокзала, хотя задумывался он изначально как прямая «першпектива», связывающая между собой два удобных выхода к Неве. Согласно легенде, прорубая болотистую лесину, проектировщики ошиблись в расчетах.

Или же Казанский собор, который должен был представлять собой в окончательном варианте некое подобие римских соборов: напротив нынешнего Казанского планировалось соорудить точно такой же, зеркальное его отражение. «Римский проект», однако, не состоялся. Петербург так и не увидел классической круглой площади, которая могла бы образоваться во внутреннем пространстве собора.

Не состоялся и другой «итальянский проект», согласно которому нынешние Линии Васильевского острова должны были стать подобием венецианских каналов. Город удивительным образом «недостроен», половинчат, хотя внешняя его оболочка не выдает секретов. Миф Петербурга складывался под воздействием многих идей, культурных традиций и политических концепций, что предопределило в целом его непростую судьбу. До сих пор не ясно, какой он подлинный облик Петербурга: «мистический» или «блистательный». 1.

МИФОЛОГИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Библиография о Санкт-Петербурге очень обширна, поэтому представить ее ... «Летний сад», «Царское село», «Мойка, 12» становятся понятиями-символа... Внимание к классике в середине 1990-х связано с конъюнктурой междунаро... Ранняя версия (до середины 1920-х) годов исходила из идеи Петрограда к... Москва в будущем должна была оставаться столицей РСФСР, Петербург стол...

ПАМЯТНИКИ ПЕТЕРБУРГА КАК СИМВОЛЫ МИФОЛОГИИ И РЕАЛЬНОСТИ

Судьбу реального Петра Великого почти досконально повторяют памятники ... Удивительные метаморфозы, сопровождающие фигуру Петра в отечественном ... «Творец России», «спаситель отечества», «просветитель-универсалист» по... Особая тема - бесконечная, заложенная в основание города «реальная» см... Уходит в прошлое «Пушкинская площадь», никогда таковой и не бывшая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Петр Великий намеревался построить идеальный искусственный город, который должен возникнуть «вдруг», на новом месте (не на месте разрушенного старого). У такого города нет истории, а если нет истории, ее заменяют тут же возникающие мифы. Прежде всего, мифы эсхатологические - о возникновении города и о его конце, потому что то, что имеет начало, должно обязательно иметь конец.

Город Петербург носит имя святого Петра - Санкт-Петербург. Петр в переводе на русский язык значит «камень». Великий Петр настойчиво внушал современникам мысль о том, что он Русь деревянную превратил в Русь каменную. России нужен был символ – символ коренной перестройки, ее совершенно нового облика, и Петр задумывает Петербург как город исключительно каменный. Известно, что все, кто въезжал при Петре в новую строящуюся столицу, должен был привезти с собой камень, который пойдет потом на строительство.

Но петербургский камень не природный феномен, это – это артефакт. Поэтому камень, скала, утес в петербургском мифе наделяется не привычными признаками неподвижности, устойчивости, способности противостоять напору ветров и волн, а противоестественным признаком перемещаемости. Петербург стал городом символов, городом загадок, постоянных перекодировок. Даже имя его постоянно менялось: Петербург - Петроград – Ленинград - Петербург.

Круг замкнулся. Отсутствие современных мифов – тревожный симптом. Учитывая ментальную и реальную связь города с судьбой России, можно предположить, что дух Петербурга (России) не может противостоять натиску современного рынка: он стремительно разрушается, теряя репутацию культурного центра страны. В настоящее время процесс разрушения еще не приобрел характер катастрофы. Но она близка. И такова нынешняя реальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга.

СПб 1990. 2. Вейдле В. Петербургские пророчества // Современные записки. Париж, 1939. Т. 69. 3. Кара-Мурза А.А Голяков Л.В. Реформатор: Русские о Петре I. М 1994 320 с. 4. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города// Труды по знаковым системам. Т. 18. Тарту, 1984. С. 32–44. 5. Уваров М.С. Экслибрис смерти. Петербург //Фигуры Танатоса. №3, специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. Материалы первой международной конференции, С Петербург, 2-4 ноября 1993 г. СПб.: изд-во СПбГУ, 1993. С.72-77.