Духовная культура

Духовная культура.

Верующие мордва – православные.

Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества.

В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.

Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двуосновные: божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, ветра (варма) — Варма-ава, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в мужском образе: Вирь-атя (атя — старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др считавшиеся мужьями женских божеств.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если во¬время не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предпо¬лагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились моли¬твы (озномат) и совершались жертво¬приношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с испол¬нением того или иного комплекса маги¬ческих обрядов. Моленья могли быть общественными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т.п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. — только женщины, в третьих — те и дру¬гие вместе. Семейные моления соверша¬лись старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи — инятят и иньбабат (от ине — великий, великая, атя — ста¬рик, баба — бабушка). При произнесе¬нии молитв обращались на восток.

Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам. Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было пере¬несено на христианского бога. Хотя мордва счи¬тается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки «язычества», часть из которых синкретизировалась с православием.

В 1991 в Мордовии открылась Саранская и Мордовская епархия Русской право¬славной церкви. В этом же году состо¬ялась регистрация небольшой общины Мокшэрзянской евангелической (люте¬ранской) протестантской церкви, веду¬щей богослужение на мордовских языках.