рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА - раздел Искусство, Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны Возрождение Церквей И Духовенства. С Первых Же Дней Оккупации Возрождение Цер...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА. С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия православных храмов и возобновления в них богослужений, необходимо сказать несколько слов о проведении походных лютеранских и католических служб для немецкой армии, имевших место быть на территории Смоленской области, о чем уже упоминалось в предыдущей главе.

В сообщении СД от 4 сентября 1941 г. говорилось, что в Смоленске и Борисове на походных евангелических богослужениях присутствовало многочисленное гражданское население, и в конце службы священник даже благословил его. А в сводке от 21 сентября упоминается, что в Смоленске и Витебске армейские католические священники служили и для населения.

Эти сведения подтверждаются и другими источниками. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 407. Важным событием, имевшим место сразу после взятия Смоленска, явилось открытие Свято-Успенского кафедрального собора, в котором с 1933 г. размещался музей атеизма. 1 и 2 августа 1941 г. из собора были вынесены антирелигиозные макеты, кощунственные плакаты и прочие экспонаты атеистического музея.

Новый путь 63 185 от 12.08.1943 г. л. 129 об. А 3 августа в соборе состоялось лютеранское богослужение для немецкой армии, которое совершил молодой пастор, прибывший вместе с оккупантами. Там же Командующий второй танковой группой немецких войск генерал Гейнц Гудериан так писал о том, что было в Успенском соборе сразу после взятия Смоленска Город Смоленск мало пострадал в результате боевых действий. Захватив старую часть города на южном берегу Днепра, 29-я мотодивизия, имея задачу установить связь с Готом, перешла р. Днепр и овладела промышленным районом города, расположенным на северном берегу реки. Воспользовавшись своим посещением позиций в Смоленске, я решил осмотреть кафедральный собор.

Он остался невредимым. При входе посетителю бросался в глаза антирелигиозный музей, размещенный в центральной части и левой половине собора. У ворот стояла восковая фигура нищего, просящего подаяние. Во внутренней части помещения стояли восковые фигуры в натуральный человеческий рост, показывающие в утрированном виде, как буржуазия эксплуатирует и угнетает пролетариат.

Красоты в этом не было никакой. Правая половина церкви была отведена для богослужений. Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать это до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на, кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей.

Нашли церковного сторожа - старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю Гудериан Г. Воспоминания солдата Смоленск, 2003 г стр. 251-242. Однако, уже 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии протоиереем Тимофеем Глебовым и протоиереем Павлом Смирягиным было совершено освящение Успенского собора и отслужена Божественная Литургия Новый путь 63 185 от 12.08.1943 г. л. 129 об К 15 августа при соборе был организован неплохой хор из профессиональных певцов под управлением Михаила Ивановича Андреева Новый путь 62 184 от 08.08.1943 г. л. 127 об Возрождение церковной жизни в Смоленской области началось тогда, когда еще не было в Смоленске епископа и вообще Смоленской епархии как таковой.

Таким образом, церковную жизнь в области начало возрождать духовенство без архипастыря. Но при этом возникает вопрос, откуда же в Смоленске появились священники, когда к моменту оккупации в нем действовал всего лишь один храм? По свидетельству лиц, знавших семью Тимофея Глебова, духовенство прибывало сюда из Белоруссии.

Там находились священники, которые многие годы скрывали свой сан от преследования. Немцы выдавали им удостоверения, уполномочивавшие их беспрепятственно совершать богослужения и исполнять пастырские обязанности для народа в условиях военной оккупации. Афанасий Мартос, архиепископ.

Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 271. Так в Смоленск прибыли протоиереи Тимофей Глебов и Николай Шиловский, ставший настоятелем Успенского собора, протоиерей Петр Беляев и другие. Впоследствии во главе с протоиереем Николаем Шиловским было организовано временное церковное управление, которое и взяло на себя все труды по восстановлению епархии.

Говоря об открытии церквей на территории оккупированной Смоленщины, нужно сказать о том, что оно носило стихийный характер и напрямую зависело от желания местного населения. Служащие Вермахта, будучи людьми воспитанными в христианском лютеранском духе, не препятствовали открытию храмов, предоставляя это на усмотрение населения, относясь к этому хорошо либо безразлично. Так, например, в открытии кафедрального собора г. Смоленска и лютеранском богослужении, проводимом в нем 3 августа, принимал участие командующий группой армий Центр генерал-фельдмаршал Ф. Фон-Бок. Помимо этого, в марте 1943 г. особым постановлением немцы освободили от налогов церковные здания и земельные участки, примыкающие к ним. Новый путь 24 146 от 25.03.1943 г. л. 47 об. Кроме Успенского собора в 1941 г. уже были открыты храмы и в некоторых районах Смоленской области в Андреевском районе церковь села Извеково с 15.11.1941 в Хиславичском районе Троицкая церковь села Будо-Печерск, а также Преображенская церковь в селе Ослянка в Кардымовском районе - Никольская церковь села Ноколо-Яровня в городе Рославле - церкви Вознесения и Преображения.

ГАСО, ф.1620 оп.1 д.1 л.23. ф.1620 оп.2 д.2 л.15. Однако, нужно отметить, что в документах встречаются разные даты открытия одних и тех же церквей в ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 говорится о том, что Троицкий собор г. Вязьмы был открыт 12.11.1941 г а в ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 годом открытия этого же собора называется 1943 по ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 церковь г. Гжатска была открыта 15.12.1941 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 - в 1942 г. по ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 церковь г. Козельска была открыта 20.11.1941 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 - в 1942 г. по ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 церковь г. Мещевска была открыта в ноябре 1941 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 - в 1942 г. по ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 Никольская церковь г. Сычевки была открыта 01.11.1941 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 - в 1943 г. по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.23 церковь села Пигулино Холм-Жирковского района была открыта 15.08.1942 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 - в 1941 г Проанализировав документы, в которых есть несоответствия в датах открытия той или иной церкви, я пришел к выводу, что эти несоответствия были вызваны небрежным отношением лица, составлявшего эти документы - уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области.

По моему мнению, из церквей, имеющих несоответствие в датах открытия, к 1941 г. нужно отнести открытие Троицкого собора г. Вязьмы, церкви г. Гжатска, церкви г. Мещевска, церкви г. Козельска, церкви г. Сычевки, так как в ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 в датах открытия этих церквей называется не только один год, но месяц и число, в отличие от ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15, где называется только одингод. Также есть несоответствие в дате открытия церкви села Мошевое Починковского района.

Несмотря на то, что в ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 годом ее открытия назван 1942 г открытие данной церкви следует отнести к 1941 г так как в газете Новый путь 4 25 от 15.01.1942 г. говорится, что богослужения в ней проводятся с 1941 г. В ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 говорится также о том, что 15.11.1941 г. в селе Федяево Фадеево Вяземского района была открыта церковь, числящаяся как обновленческая.

Однако, в ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 открытие этой церкви отнесено к 1942 г и она не называется обновленческой.

Возможно, что такое несоответствие могло быть вызвано тем, что данная церковь в 1941 г. открылась как обновленческая, а с 1942 г перешла в лоно Московской патриархии.

И, в связи с этим, открытие этой церкви, как относящейся к Московской патриархии, относится к 1942 г. Кроме того, следует также отметить, что в 1941 г. были открыты два старообрядческих молитвенных дома в городе Сухиничи и в селе Шестаки Ново-Дугинского района.

ГАСО, ф.1620 оп.1 д.1 л.23. 1942 год явился годом серьезных преобразований в жизни Православной Церкви на Смоленщине.

Как уже говорилось, в марте 1942 г. на Соборе белорусских епископов была учреждена Смоленская епархия в составе Белорусской Православной Церкви, на которую был рукоположен епископ Стефан Севбо с титулом Смоленский и Брянский. Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 274. Епископ Стефан в миру Семен Иосифович Севбо родился в 1872 г был овдовевшим протоиереем, имел сына. В 1894 г. окончил Минскую Духовную Семинарию.

В 1924 -1940 гг. находился в заключении за непризнание незаконной автокефалии Польской церкви. Последнее место его служения перед епископской хиротонией - г. Раков. Впоследствии, после освобождения Смоленска от немецких захватчиков в сентябре 1943 г. эвакуировался в г. Борисов, а оттуда в Германию, где в 1946 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ и был назначен архиепископом Венским и Австрийским. Проживал в Зальцбурге, где и скончался 25.01.1965 г. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 520. Протоиерей Семеон Севбо был вызван в Минск еще в течение Собора и пострижен в монашество с именем Стефан.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 275. О том, как проходила его епископская хиротония и обо всех обстоятельствах с нею связанных подробно повествует архиепископ Афанасий Мартос в своей книге Беларусь в исторической государственной и церковной жизни Епископская о. Стефана должна была состояться в воскресенье 15 марта, но неожиданная болезнь митрополита помешала этому.

Ввиду неотложности этой хиротонии хотели совершить ее архиепископ Филофей и епископ Афанасий, но митрополит не дал своего согласия. Возведенный в сан архимандрита Стефан Севбо уехал в свой приход для продолжения пастырского служения. Своим отказом в рукоположении архимандрита Стефана в сан епископа митрополит Пантелеимон показал, что он имеет какие-то планы.

Это обнаружилось, когда митрополит потребовал от Филофея и Афанасия выезда в свои епархии. Его требования были против постановления Собора епископов, недавно состоявшегося, но он с этим не считался. Митрополит думал, что после отъезда Филофея в Могилев и Афанасия в Витебск он сам возглавит Минскую и Наваградскую епархии и будет управлять ими при помощи Стефана, посвятивши его в сан епископа Слуцкого, викария Минской епархии.

Такие мероприятия митрополита сильно встревожили белорусских деятелей. Они сообщили об этом немецким властям. Генеральный комиссариат приказал митрополиту Пантелеимону неотложно посвятить Стефана в сан епископа Смоленского. При помощи немецких чинов военной полиции архимандрит Стефан был привезен в Минск и в воскресенье 17 мая 1942 г. посвящен во епископа митрополитом Пантелеимоном и архиепископом Филофееем. На следующий день епископ Стефан уехал в свой приход в Раков для приготовления к отъезду в Смоленск Афанасий Мартос, архиепископ.

Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 275 В Смоленск епископ Стефан приехал только 27 декабря 1942 г. В этот же день после литургии в малом Богоявленском соборе состоялась торжественная встреча владыки Стефана с клиром и паствой Смоленской епархии Новый путь 2 124 от 03.01.1943 г. л. 5 об Об этом событии в газете Новый путь 2 124 от 03.01.1943 г. было написано так Владыко обратился к народу с приветственным словом, в котором призывал верующих к истинно христианской братской любви, полной взаимного доверия, так сильно поколебленного большевиками Преосвященный поведал пастве о пройденном им тернистом пастырском пути, полном лишений и гонений, тяжело отразившемся на его здоровье, и просил у прихожан дружной помощи для восстановления церковной жизни во вверенной ему епархии.

Тепло приветствовало своего иерарха смоленское духовенство в лице настоятелей собора и кладбищенской церкви, а также представителя от прихожан, указавших на историческое церковное значение Смоленской епархии, в которой подвизались прославленные Церковью святители.

В этих речах возносились молитвенные пожелания новому епископу благоденствия и успешных трудов на благо родины и процветания Церквей Божиих. Горячую приветственную речь произнес представитель от группы артистов-певцов. Выражая Преосвященному радостные чувства артистов и народа по поводу восстановления епископии в Смоленске, артист говорил о том, что не погасла вера Христова и у театральных работников.

Она всегда в них жила, живет и будет жить. И теперь, в годину возрождения христианства и восстановления храмов Божиих, артисты счастливы снова их украсить, принеся свой талант к алтарю. Преосвященный Стефан благодарил верующих артистов и сказал, что настало время, когда необходимо во Имя Божье объединить все смоленские церковно-певческие силы и вновь прибывшие артистические для дружной работы в церкви и вне ее - в церковных концертах и по радио.

После молебна с многолетием православным иерархам и епископу Стефану Преосвященный сам провозгласил многолетие освободителям Православной Церкви. Как один человек, с большим энтузиазмом запел многолетие весь народ. Так закончилась первая встреча верующих Смоленска со своим новым пастырем. Новый путь 2 124 от 03.01.1943 г. л. 5 об. В 1942 г. продолжилось открытие новых и реставрация старых храмов.

Так, в августе были завершены ремонтно-реставрационные работы в Успенском кафедральном соборе. Еще в июле-августе 1941 г. при осаде Смоленск неоднократно подвергался обстрелам и бомбардировкам, как с земли, так и с воздуха. В результате этого была сорвана и приведена на 80 в негодность крыша, ее деревянные сложные стропильные сооружения обнажены и, в связи с этим, подвергались воздействию погоды и частичному разрушению с двух куполов были сорваны покровы и повреждена железная палубная обрешетка один купол был пробит снарядом навылет и представлял угрозу полного обрушения другой купол также имел пробоину, через которую внутрь храма проникал снег и дождь.

Новый путь 25 46 от 02.04.1942 г. л. 68 об. Также был поврежден северо-западный угол собора и частично карниз. Новый путь 63 84 от 13.08.1942 г. л. 156 об. А 27 сентября 1942 г в праздник Воздвижения Креста Господня, после литургии в Успенском соборе, на соборном дворе, при большом стечении народа состоялся праздничный молебен, во время которого был освящен крест, снятый большевиками с малого Богоявленского собора, который по окончании молебна, был вновь установлен на куполе этого храма. Новый путь 78 99 от 04.10.1942 г. л. 188 об. Среди церквей, открытых по районам Смоленской области в 1942 г. были следующие в Вяземском районе - церковь села Бухово в Новодугинском районе - церковь села Милюково с марта 1942 г церковь села Борисо-Глебск с апреля 1942 г церковь села Липицы с апреля 1942 г церковь села Тесово с апреля 1942 г церковь села Побухово в Тумановском районе - Спасская церковь села Спас, церковь села Баскаково с июля 1942 г церковь села Горки с января 1942 г церковь села Леонтьево с февраля 1942 г церковь села Шуйское с августа 1942 г. в Стодолищенском районе - Преображенская церковь села Пальцево, Никольская церковь села Терешок, Успенская церковь села Деребуж в Хиславичском районе - Георгиевская церковь села Кожуховичи, Успенская церковь села Мазыки, церковь Рождества Богородицы в поселке Хиславичи, Георгиевская церковь села Юрковщина в Шумячском районе - церковь села Студец, церковь села Заселье, церковь села Найдековичи Найденово в Смоленском районе - церковь села Ольша, церковь села Уколово, церковь села Герчики, церковь села Новый двор церковь в одном из сел Козельского района в городе Демидове - Благовещенская и Покровская церкви в Рославльском районе - церковь села Хорошево, церковь села Епишево в Монастырщинском районе - церковь поселка Монастырщина, церковь села Любавичи в Холм-Жирковском районе - церковь села Пигулино 15.08.1942 г. в Смоленске - Спасо-Окопная церковь.

ГАСО, ф.1620 оп.1 д.1 л.23. ф.1620 оп.2 д.2 л.15. Также к 1942 г. следует отнести открытие церкви села Федяево Фадеево Вяземского района, которая именно в этом году вошла в лоно Московского патриархата.

Там же. Однако и здесь имеются несоответствия в датах открытия некоторых церквей. Так, в газете Новый путь 93 114 от 26.11.1942 г. говорится, что церковь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских села Печерск Смоленского района была открыта в 1942 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 в 1943 г. ГАСО, ф.1620 оп.2 д.2 л.15. Новый путь 93 114 от 26.11.1942 г. Кроме этого, по ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23. открытие церкви села Дуброво Темкинского района было 10.06.1943 г а по ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 в 1942 г. По моему мнению, из этих церквей, имеющих несоответствие в датах открытия, к 1942 г. нужно отнести только церковь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских села Печерск Смоленского района, так как об этом говорится в газете Новый путь 93 114 от 26.11.1942 г. сразу же после ее открытия, а открытие церкви села Дуброво Смоленского района следует отнести к 1943 г так как в ГАСО ф.1620 оп.1 д.1 л.23 в дате открытия данной церкви называется помимо года число и месяц, в отличие от ГАСО ф.1620 оп.2 д.2 л.15 где указывается только один год. Таким образом, в 1942 г. было всего открыто 36 церквей, а в целом с храмами, открытыми в 1941 г к концу 1942 г. в Смоленской епархии действовало 49 церквей.

Открывая все больше и больше новых храмов, епископ Стефан неизбежно столкнулся с нехваткой священнослужителей.

Для того, чтобы как-то избавиться от этой проблемы хотя бы на первых порах, Владыка Стефан через газету Новый путь обратился ко всем священнослужителям, находящимся на территории Смоленской области и до сих пор скрывающих свой сан, с просьбой явиться в епархиальное управление с имеющимися у них документами, подтверждающими их сан, и вновь продолжить свое священнослужение.

Новый путь 3 125 от 10.01.1943 г. л.7 об. Также епископ Стефан пригласил явиться к нему всех верующих, желающих принять церковный сан. Там же Однако, это не решило проблему нехватки священнослужителей, так как и Владыка Стефан, и сама паства в первую очередь чувствовали острую необходимость в образованных пастырях, имеющих хоть какое-то богословское образование.

С этой целью в июне 1943 г. в Смоленске были открыты пастырские курсы, речь о которых будет идти в следующей главе.

Новый путь 46 168 от 13.06.1943 г. л.93 об. Проводя практически все время в Смоленске и трудясь над возрождением церковной жизни, именно здесь епископ Стефан вскоре почувствовал необходимость в викарном епископе, который бы осуществлял свое служение в другой части епархии - г. Брянске.

Кандидатом на этот сан Владыка Стефан видел архимандрита Павла Мелетьева, настоятеля одной из церквей города Брянска.

О том как проходила хиротония архимандрита Павла и о его дальнейшей судьбе тот же архиепископ Афанасий Мартос в своей книге Беларусь в исторической государственной и церковной жизни пишет В начале мая 1943 г. Смоленский епископ Стефан обратился с просьбой к митрополиту Пантелеимону о рукоположении ему в помощь викарного епископа архимандрита Павла Мелетьева, настоятеля церкви в г. Брянске.

Митрополит запросил согласия на это всех епископов. Архиепископ Венедикт и епископ Афанасий ответили, что кандидата не знают и потому предоставляют решение вопроса митрополиту совместно с владыками Филофееем и Стефаном.

Последний не замедлил прибыть в Минск в сопровождении архимандрита Павла. 17 июня 1943 г. состоялось заседание Синода в составе митрополита, архиепископа Филофея и епископа Стефана. Постановили рукоположить архимандрита Павла во епископа Рославльского, викария Смоленской епархии. Незнакомый кандидат оставлен в Минске на испытание. Рукоположение его совершили митрополит Пантелеимон и архиепископ Филофей в Преображенской кафедральной церкви в Минске 11 июля. Новорукоположенный не был доволен ни своим титулом, ни положение викарного епископа он хотел быть самовластным епархиальным архиереем и иметь титул епископа Брянского.

Местожительство его оставалось в Брянске. Вскоре выяснилось, что он был неподходящий кандидат во епископа. В июле 1945 г будучи эмигрантом в Германии, он перешел в католичество восточного обряда, спасаясь от насильственной депортации на родину.

Умер в католическом монастыре в Бельгии. Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 281. В 1943 г. Стефан продолжал открывать новые храмы и благоустраивать уже открытые. В июне 1943 г. при Спасо-Окопной церкви г. Смоленска был организован второй в городе профессиональный церковный хор под управлением Т.И. Григорьева, регента, окончившего Московскую консерваторию.

Новый путь 58 180 от 25.07.1943 г. л.119 об. Создание подобных хоров играло в то время очень важную роль, так как украшая богослужение хорошим пением, они тем самым притягивали в храм все больше людей, особенно молодежи. Среди открытых храмов в 1943 г. были следующие в Ново-Дугинском районе - церковь села Княжино с мая 1943 г. церковь г. Сухиничи с мая 1943 г. Петропавловская церковь г. Рославля в Монастырщинском районе - церковь села Игнатовичи Мигновичи в Темкинском районе - церковь села Дуброво с 10.06.1943 г. в Касплянском районе - церковь села Зарубинки в Износковском районе - церковь села Захарьевское церковь г. Спас-Деменска в Хиславичском районе - Ильинская церковь села Скверта.

ГАСО, ф.1620 оп.1 д.1 л.23. ф.1620 оп.2 д.2 л.15. В Смоленске в 1943 г. было вновь открыто три храма церковь Святых Гурия, Самона и Авива настоятель протоиерей Евгений Лызлов, церковь Всех Святых находилась на ул. Октябрьской революции и Тихвинская церковь настоятель - протоиерей Иоанн Голуб, которая была восстановлена после частичного разрушения во время боевых действий в 1941 г. ГАСО, ф.1620 оп.1 д.1 л.23. Также в 1943 г. было открыто два старообрядческих молитвенных дома в Сычевском районе в деревне Капустино и в селе Липки. Новый путь 16 138 от 25.02.1943 г. л.31 об. 29 151 от 11.04.1943 г. л.57 об. 47 169 от 17.06.1943 г. л.95 об. Таким образом, в 1943 г. было 12 церквей.

А всего к концу оккупации в Смоленской епархии действовал 61 храм. Однако абсолютно точным это число назвать нельзя, так как были включены в основном те церкви, об открытии которых мною были найдены документальные сведения в Государственном архиве Смоленской области.

В связи с этим нужно отметить, что в Вязьме, как пишет об этом М.В. Шкаровский в своей книге Нацистская Германия и Православная Церковь, за годы оккупации было открыто 8 храмов. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 408. Учитывая такие обстоятельства, можно сделать достоверное предположение, что всего за годы оккупации было открыто примерно 70 церквей.

Говоря о церковном возрождении в Смоленске необходимо сказать о том, кто поминался в эти годы в храмах как предстоятель. С самого начала во всех открытых храмах Смоленской епархии на богослужениях совершалось поминовение патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия, которое продолжалось и после приезда епископа Стефана. Однако, после очередного подписания митрополитом Сергием воззвания против немецкой армии, по требованию последних его поминание было прекращено.

О том как это произошло говориться в Обращении к верующим епископа Стефана В Минской области, где вошло в силу гражданское управление, в последних числах августа состоялся Собор представителей Православной Церкви во главе с высшими иерархами. На Соборе вынесено постановление об автокефалии на освобожденной территории Православной Церкви по обстоятельствам времени с поминовением в храмах патриархов православных и митрополита Пантелеимона, проживающего в пределах Церкви.

По прибытии в г. Смоленск я столкнулся здесь с фактами поминовения митрополита Сергия, не отменив этого поминовения по существу, я прибавил поминовение и митрополита Пантелеимона. Сейчас ввиду проникшего известия о подписании - вольном или невольном - со стороны митрополита Сергия воззвания против немецкой армии вопрос о поминовении митрополита Сергия разрешен сам собою, и входит в силу формула поминовения, принятая в Минской области. Новый путь 8 130 от 28.01.1943 г. л.17 об. Из текста этого Обращения видно, что сам Владыка Стефан не желал отменить поминовение митрополита Сергия и произвел эту отмену в очень аккуратной форме вопрос о поминовении митрополита Сергия разрешен сам собою, и входит в силу формула поминовения, принятая в Минской области. То есть епископ Стефан даже не отменил, а констатировал отмену поминовения митрополита Сергия, которая как бы произошла сама по себе. Наряду с открытием храмов, проведением в них богослужений стремительными темпами шло и воцерковление людей.

Наконец-таки, после тяжелейших гонений на Церковь в тридцатые годы у жителей Смоленщины появилась возможность свободно крестить своих детей, посещать церковь.

Так, например, в газете Новый путь 54 75 от 12.07.1942 г. отмечается, что в недавно открытой церкви села Мошевого Починковского района всего за два месяца март и апрель было крещено в возрасте от одного месяца до двадцати лет около 1500 человек.

Новый путь 54 75 от 12.07.1943 г. л.134 об. И как далее говорится в этой же газете, особенно много людей было крещено в Пасхальную неделю - по 115-120 человек в день. Там же. Необходимо отметить, что церковное возрождение, проходившее в Смоленской области, имело место благодаря активной деятельности духовенства и верующих, а не немцев. Хорошо организованная работа священников и мирян во время оккупации вновь возродила Смоленскую епархию и позволила ей существовать в последующие годы. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны

Но, как правило, в этих исследованиях вопрос о положении Церкви в оккупации освещается только на примере крупных территориальных единиц - на … Однако, изучая данную тему на примере Смоленской области можно более ясно… Именно тяжкие годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской Православной Церкви, когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ. Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношение

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив,

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В
СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В. ГГ. В сентябре 1943 г сразу после оккупации, Смоленская епархия была соединена с Калининской Тверской, которые возглавил архиепископ Калининский и Смоленский Василий

ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ. Государственный архив Смоленской области Фонд 1620 - Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области 1943-1989 гг. Опись 1 Дело

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги