рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В - раздел Искусство, Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны Состояние Смоленской Епархии В. Гг. В Сентябре 1943 Г Сразу После Оккупации, ...

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В. ГГ. В сентябре 1943 г сразу после оккупации, Смоленская епархия была соединена с Калининской Тверской, которые возглавил архиепископ Калининский и Смоленский Василий Ратмиров. ГАСО, ф.1620 оп.1 д.6 л.31-32. ф.1620 оп.2 д.2 л.2. Личность этого Владыки очень неоднозначна в 1922-1941 гг состоял в обновленчестве, был членом обновленческого синода и в сане митрополита занимал Курскую кафедру, после чего отказался от сана и был делопроизводителем обновленческого синода в звании мирянина, а в 1941 г. принес покаяние и был принят митрополитом Сергием в церковное общение в сущем сане, так как скрыл тот факт своего отречения от сана. Д.В. Поспеловский в своей книге Русская Православная Церковь в XX веке пишет, что по свидетельству одного из достойнейших священнослужителей Московской патриархии, рукоположенного архиепископом Василием Ратмировым, последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов, и спасению из рук НКВД священников.

Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 191. Однако, на Смоленской кафедре архиепископ Василий пробыл только один год, в сентябре 1944 г. он был назначен в Минскую епархию, в 1946 г временноуправляющим Брестской епархией, а в 1947 г. Владыка Василий мирно скончался.

Киреев А протодиакон Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах Москва, 2002 г стр. 64. За все время архиерейского служения в качестве архиепископа Калининского и Смоленского, Василий в Смоленске практически не был, в связи с чем жизнь и управление Смоленской епархии шло самотеком.

ГАСО, ф.1620 оп.2 д.2 л.11. В ноябре 1944 г. Смоленскую кафедру занял епископ Смоленский и Дорогобужский Сергий Смирнов. Епископ Сергий в миру Александр Викторович Смирнов родился 19 августа 1883 г. в Санкт-Петербурге в семье диакона.

По окончании Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1908 г. был учителем начальной школы.

В сентябре 1910 г. его посвятили в сан диакона, а затем, в этом же году во пресвитера. С этого времени по 1939 г. служил в различных приходах Петербургской, впоследствии Ленинградской, епархии пока не ушел за штат. В 1941 г. эвакуировался из Ленинграда в Иркутск, где работал каталогизатором в научной библиотеке Иркутского Государственного университета. По возвращении из эвакуации служил на приходах Калининской епархии. 20 июля 1944 г. прибыл в Москву по приглашению патриархии. 16 ноября 1944 г. в Москве состоялось пострижение отца Александра в монашество с именем Сергий, 19 ноября он был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского.

ГАСО, ф.985 оп.3 д.19 л.31-32. На этом поприще Преосвященный Сергий понес много трудов по восстановлению церковной жизни, приостановившейся после оккупации. Его патриотизм был отмечен Советским правительством, удостоившим епископа Сергия медали За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Киреев Александр, протодиакон.

Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах Москва, 2002 г стр. 446-447. Как уже отмечалось, власти вовсе не желали восстановления мощной церковной организации. Это ярко проявилось в вопросе открытия храмов. 28 ноября 1943 г. Совнарком принял постановление, согласно которому ходатайства верующих сначала рассматривались местными органами, в случае их одобрения пересылались в Совет по делам Русской Православной Церкви, а затем снова в Совет. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Москва, 2000 г, стр. 207. Такая процедура делала открытие новых храмов весьма сложным и практически невозможным.

Так, в 1944 г. верующими разных районов Смоленской области было подано 26 ходатайств об открытии церквей, в 1945 г. таких ходатайств было подано 46, но ни одно из них удовлетворено не было. ГАСО, ф.1620 оп.1 д.4 л.25. ф.1620 оп.2 д.3 л.2,25,40,46,59. При этом практически всегда причины отказа в открытии храмов были одного типа. Например, Исполнительный комитет Смоленского областного совета депутатов трудящихся отклонил ходатайства верующих об открытии церквей в с. Соколино Сычевского района ввиду близости действующей церкви, расположенной от села Соколино на расстоянии 8-9 километров г. Сычевка и использования церковного здания под хранилище селекционного льносемени Сычевской льностанции, которая произвела соответствующее переоборудование церковного здания ГАСО, ф.1620 оп.1 д.5 л.143 в селе Покров Гжатского района ввиду того, что бывшее здание Покровской церкви переоборудовано под клуб, библиотеку и читальню ГАСО, ф.1620 оп.1 д.5 л.130 в с. Потапово Гжатского района ввиду малочисленности верующих и близости действующей церкви, расположенной от села Потапово на расстоянии 5 км с. Баскаково ГАСО, ф.1620 оп.1 д.5 л.112 в с. Шумячи Шумячского района ввиду близости действующей церкви, расположенной от села Шумячи в 6-8 километрах с. Заселье, принимая во внимание разрушенность церковного здания и малочисленность верующих в селе Шумячи, которые не в состоянии будут восстановить разрушенное здание ГАСО, ф.1620 оп.1 д.5 л.32 в совхозе Вонлярово Смоленского района в связи с тем, что церковное здание расположено на территории дома отдыха областного партийного актива ГАСО, ф.1620 оп.1 д.7 л.6. и т.д. Также нужно сказать, что были случаи отклонения ходатайств верующих об открытии церквей самим правящим архиереем ГАСО, ф.1620 оп.2 д.2 л.2 что на первый взгляд кажется странным, однако, учитывая то, что епископ самостоятельно не мог принять ни единого важного решения без ведома уполномоченного, постоянно находясь под его давлением, все вопросы и сомнения исчезают сами собой.

Так, архиепископом Василием в 1944 г. было отклонено 6 заявлений ГАСО, ф.1620 оп.2 д.2 л.2 а в 1945 г. епископом Сергием было отклонено 14 заявлений об открытии церквей в с. Спас-Преображенье Краснинского района, в селе Сельцо Гжатского района, в селе Шуи Екимовичского района, в селе Мозжерово Новодугинского района, в селе Новоселья Смоленского района, в селе Петропавловское Шумячского района, в селе Величево Тумановского района ГАСО, ф.1620 оп.2 д.3 л.46-47 а также в селе Коробаново Смоленского района, в городе Дорогобуже, в селе Буде-Печерское Хиславичского района и Покровской церкви г. Смоленска ГАСО, ф.1620 оп.2 д.3 л.59-60 Причины отклонения ходатайств об открытии храмов, по всей видимости диктовались епископу уполномоченным, а потому и были похожи на те, которые приводил Исполнительный комитет об открытии храма в г. Шуе Екимовичского района так как храмовое здание совершенно разрушено, об открытии храма в с. Шумячи Шумячского района - ходатайства верующих об открытии храма в с. Шумячи, то нахожу, что 1 при настоящих технических условиях, 2 близости в 8 км соседнего храма в селе Новое-Заселье, где имеется добрый и скромный пастырь и, наконец, 3 отсутствие подходящих кадров заставляет доброе намерение верующих граждан с. Шумячи отложить на будущее время ГАСО, ф.1620 оп.1 д.5 л.74, 60. и т.д. Таким образом, за период с 1944-1945 гг. в Смоленской епархии новых храмов открыто не было. Кроме этого, в связи с переходом ряда районов Смоленской области в другие вновь образовавшиеся области, численность приходов Смоленской епархии в 1944 г. сократилась.

ГАСО, ф.1620 оп.2 д.2 л.16. Так, к Калужской области отошли следующие районы, в которых имелись действующие храмы Износковский район, с. Захарьевское, город Сухиничи, город Козельск, город Спас-Деменск, город Мещевск, Козельский район, с. Нижние Прыски.

Кроме этого, после оккупации некоторые храмы Смоленской епархии перестали действовать в Смоленске - Тихвинский, Всехсвятский, Гурьевский ряд храмов в Вязьме.

Скорее всего, это было вызвано тем, что данные церкви были повреждены или частично разрушены при отступлении немцев.

Таким образом, к концу 1945 г. в Смоленской епархии действовало 58 храмов.

Из них 48 - в районах Смоленской области и 10 в городах в Смоленске - 2, в Демидове - 2, в Вязьме - 1, в Сычевке - 1, в Гжатске - 1, в Рославле - 3. При этом храмы не пустовали.

Весьма высокая посещаемость отмечалась в городах.

Так, в Смоленске в праздники Рождества, Крещения и другие количество молящихся доходило от 3 до 5 тысяч человек, в воскресные дни от 300 до 500 человек, в будние дни - от 50 до 100 человек.

Очень часто, в день крестилось по 25-30 человек. ГАСО, ф.1620 оп.2 д.3 л.67. Говоря о состоянии приходов в это время, следует отметить факт их большого обложения налогами со стороны ОБЛФО. Об этом свидетельствуют заявления духовенства и верующих на имя уполномоченного о снижении подоходного налога.

Так, за период с 1944-1945 гг. поступило 13 заявлений подобного рода. Но в большинстве случаем, пребложение налогом так и не производилось. ГАСО, ф.1620 оп.1 д.4 л.25. ф.1620 оп.2 д.3 л.2, 25, 59. К концу 1944 г. в Смоленской епархии было 49 священников, 6 диаконов, 8 псаломщиков. ГАСО, ф.1620 оп.2 д.2 л.22. К концу же 1945 г. число священников составляло 50 человек. ГАСО, ф.1620 оп.1 д.6 л.66-72. Из них в возрасте от 37 до 50 лет - 9 человек, от 50 до 60 лет - 12 человек, от 60 до 70 лет - 17 человек, от 70 лет до 81 года - 10 человек.

Там же. Среди духовенства преобладающее большинство составляли лица, имевшие духовное образование, так Духовную семинарию окончили 17 человек, Духовное училище - 10 человек, высшее светское образование имел 1 человек, учительскую семинарию - 1 человек, мужскую гимназию - 1 человек и 11 человек имело начальное образование.

ГАСО, ф.1620 оп.1 д.6 л.66-72. Таким образом, основную часть священнослужителей в те годы составляли грамотные пастыри. Говоря, о духовенстве того времени, возникает вопрос о судьбе тех священников, которые служили на приходах Смоленской епархии в оккупационный период. Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Исходя из многочисленных документов фонда уполномоченного на примере протоиерея Тимофея Глебова, протоиерея Всеволода Корицкого, священника Виктора Никитского и других, видно, что таковые священники репрессиям не подвергались, по-прежнему продолжали служить на приходах Смоленской епархии.

Но это касается только тех священнослужителей, которые не покинули пределов Смоленщины при отступлении немцев. Судьбу же духовенства, которое, по известным причинам, вынуждено было оставить Смоленск проследить еще гораздо сложнее. Однако, все же дальнейшую жизнь одного священника-протоиерея Николая Домуховского, настоятеля Спасо-Окопной Церкви удалось выяснить.

Так, эвакуировавшись из Смоленска, протоиерей Николай в октябре 1943 года оказывается в Литве, где входит в юрисдикцию митрополита Литовского и Виленского Сергия, и назначается им вторым штатным священником Андреевской Церкви г. Ковно с поручением обслуживать лагеря русских беженцев. В 1946 году отец Николай находится в Чехословакии, где служит священником Николаевской Церкви в г. Праге и одновременно обслуживает религиозные нужды в русской колонии в г. Пильзене.

В 1947 году протоиерея Николай архиепископом Пражским и Чешским Елевферием назначается настоятелем Владимирской Церкви в г. Моравская Острава. Но уже 7 мая 1949 года протоиерей Николай Домуховский был репрессирован военным трибуналом войск МВД Смоленской области и по статье 58-1а УК РСФСР приговорен к двадцати пяти годам лишения свободы. Однако, в 1956 году протоиерей Николай был освобожден и продолжил свое служение в Новгороде, а затем в Ставропольской епархии в г. Нальчике, где и скончался в 1978 году в возрасте восьмидесяти одного года По рассказам и личному архиву сына протоиерея Николая Домуховского - Всеволода Николаевича Домуховского В послеоккупационное время, была ликвидирована вся внехрамовская деятельность Церкви на Смоленщине.

Уже не было преподавания Закона Божиего в школах, чтения религиозных докладов по радио, печатания церковной литературы, работы пастырских курсов, церковных библиотек. Епархиальный комитет по религиозно-нравственному просвещению более не существовал.

С 1943 года Смоленская епархия вновь вступила в такое время, когда церковная жизнь была строго ограничена стенами храма. Все это происходило, не смотря на то, что многие священники, напротив, не стремились жить в отрыве от общества, но активно взаимодействовать с ним. Так, в отчете уполномоченного за IV квартал 1946 года говорится Церковная жизнь весьма активизируется в городах Гжатске, Рославле, Демидове и других. Например, в городе Гжатске священник Никитский любезно предложил директору Гжатского детдома свои услуги - взять шефство над детдомом, за что Никитский, как шеф, обещал перечислить 20000 рублей денег из церковных сумм и в дальнейшем регулярно по мере надобности, будет оказывать денежную и материальную помощь, при условии разрешать Никитскому производить сборы населения в пользу Гжатского детдома.

Большое желание имеют проникнуть в детские учреждения священники города Рославля - Корицкий и Измир, города Демидова - Ильинский и Полканов.

Эти священники предлагают непосредственно детдомам услуги оказать материально-денежную помощь. Однако, некоторые руководители имеют неосторожность сами обращаться за помощью непосредственно к священникам, например Областной отдел Мира обратился к епископу за оказанием денежной помощи на детей-сирот, Ельнинский район комсомола пытался просить священника Уваровской Церкви произвести сборы среди верующих на детей-сирот. Секретарь Сталинского РК ВКП б города Смоленска тов. Стародумов имел желание привлечь к участию в художественной областной олимпиаде соборный архиерейский хор. Соблюдая дипломатический такт перед соответствующей организацией, все эти желания были самоликвидированы своевременно. ГАСО ф.1620 оп. 2 д. 4 л. 21 В подобном отчете уполномоченного за период 1 января - 1 апреля 1945 года отмечается В городе Рославле служителями культа протоиереем Корицким В священниками Семеновым и Колосковым было предложено председателю Горисполкома открыть детский дом на 15 - 20 детей погибших фронтовиков за счет средств, которые они обещали собирать с верующих. ГАСО ф. 1620 оп. 2 д. 3 л. 2 Все это говорит о том, что духовенство смоленской епархии не хотело уходить в изоляцию, а в свою очередь, некоторые общественные руководители, устав от тяжелых лет безбожия, обращались к Церкви.

Но все эти усилия со стороны духовенства встречали отпор со стороны власти.

С 1944 г. Смоленская епархия включилась в так называемую патриотическую работу, которую Русская Православная Церковь начала проводить еще с января 1943 г когда И.В. Сталин дал письменное согласие в ответ на просьбу Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия об открытии Церковью банковского счета, на который вносились бы деньги, пожертвованные на оборону страны.

Именно в последнем - в сборе денежных средств и продуктов в пользу Красной армии и заключалась эта патриотическая работа. Однако, следует отметить, что в последствии государство стало весьма заинтересованным в таких пожертвованиях со стороны Церкви, и в связи с этим, взяло их под свой жесткий контроль уполномоченные следили за тем как интенсивно проводится патриотическая работа в той или иной епархии, требуя об этом отчет от правящего архиерея, а денежные средства, зачастую, стали вноситься Церковью в фонды обороны и Красной армии анонимно.

Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 187 ГАСО ф. 1620 оп. 2 д. 2 л. 11 ГАСО ф. 1620 оп.1 д.8 л.38. До ноября 1944 года, как отмечается в информационных докладах уполномоченного Митина, Вследствие отсутствия епископа имеется ввиду архиепископ Калининский и Смоленский Василий Ратмиров, который практически не бывал в Смоленске, находясь все время в Калинине церковно-патриотическая работа проходит не организованно, самотеком, по усмотрению служителей культа и церковных старост на местах. Сбор средств в фонд Красной Армии, на оборонную работу, на самолето- и танкостроение проходит от случая к случаю.

Воззвание патриарха Сергия и другие материалы патриархии в частности организации церковно-патриотической работы до сведения духовенства и широких масс верующих не доводятся. ГАСО ф. 1620 оп. 2 д. 2 л. 11 Однако, как отмечает тот же уполномоченный Совета по делам РПЦ по Смоленской области Митин, С прибытием в Смоленскую епархию епископа Сергия Смирнова патриотическая работа начинает налаживаться.

Епископом разосланы обращения митрополита Алексия Ленинградского и Новгородского по всем Церквам. Производится сбор средств в фонд обороны страны и на другие мероприятия оборонного значения собрано за отчетный период с 1 октября по 31 декабря 1944 года среди верующих 429145 рублей.

В том числе на оказание помощи детям фронтовиков 113719 рублей, на строительство танков имени Дмитрия Донского 87000, на самолетостроение 139316 руб в фонд обороны страны 89116 рублей. ГАСО ф. 1620 оп. 2 д. 2 л. 18 А в 1945 году Смоленская епархия еще более активно стала заниматься патриотической работой такого рода. Так, епископ Смоленский и Дорогобужский Сергий в своем годовом отчете о патриотической работе духовенства Смоленской епархии за 1945 год писал В 1945 году произошли крупные события международного порядка, которые отобразили в народном сознании с большим порывом одушевления это окончание военных действий.

Церковь не могла пройти мимо этих событий и не отозваться на них своим вниманием. Соответствующие благодарственные моления, возглашением многолетием, произношением по моменту проповедей составляли ответственную патриотическую работу, указывая народу церковную точку зрения на эти события.

Телеграммы и сводка фактического материала по патриотической работе были своевременно представлены и в Патриархию, и в Облисполком. Сборы в храмах производившиеся в фонд обороны, после 9-го мая заменили сборами на детей фронтовиков, которые до последнего времени производятся по всей епархии деньгами, облигациями и натурой. Натура в виде яичек, масла, полотна и других продуктов сдавались в ближайшие Госпитали, Детдома, Комитета Красного Креста, Сельсоветы и даже поезда с ранеными.

Деньги - в ближайшие Конторы Госбанка под расписку. Сделано распоряжение по церквам епархии об увековечении памяти павших воинов. Продукты, особенно красное яичко, собирались в достаточном количестве, например, Смоленским Собором сдано в местный Госпиталь 421 - 1 тысяча яиц, 18 кг. масла и много других продуктов питания. Общиной Преображенской церкви г. Рославля было собрано и сдано в Рославльский детдом - 300 шт. яиц в с. Баскаково Туманов. р. собрано - 200 шт. яиц в с. Корсики, Ершичского р 912 шт. яиц в с. Юрковщина, Хислав. р - 480 шт. яиц в с. Зарубенка, Касплянского р 510 шт. яиц в Монастырщине - 520 шт. яиц в Хиславичах - 127 шт. яиц 2000 руб. деньгами и более других мелких сборов было произведено по области, всего собрано 8423 шт. яиц. Деньгами наличными и облигациями за текущий год собрано 1190425 руб а с прежде поступившими с октября месяца 1944 года 1990425 руб. ГАСО ф. 1620 оп. 1 д. 8 л. 38 Особенно в патриотической работе проявили себя следующие священники протоиерей Михаил Соколов, благочинный Вяземского округа, собравший за 1945 год на патриотические цели 35000 рублей, священник Петр Бородавский с. Побухово Вяземского района, священник Иоанн Коротков с. Княжино Новодугинского района, священник Иоанн Любомирский с. Дуброво Темкинского района, священник Иоанн Петр Вишневский с. Пигулино Холм-Жирковского района, священник Владимир Городецкий с. Ректы Дорогобужского района, священник Илларион Кузьменко с. Монастырщина Монастырщинского района, священник Владимир Егоров с. Печерск Смоленского района, священник Николай Валюженин с. Шестаково Кардымовского района, священник Александр Полканов г. Демидов Благовещенская церковь, священник Федор Шевчин г. Демидов. ГАСО ф. 1620 оп. 2 д. 4 л. 3 Все это говорит о том, что Церковь активно использовала возможность оказывать помощь своей армии и стране, еще раз показывая этими свое нежелание отчуждаться от нее. Таково было положение Смоленской епархии в конце Великой Отечественной войны.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны

Но, как правило, в этих исследованиях вопрос о положении Церкви в оккупации освещается только на примере крупных территориальных единиц - на … Однако, изучая данную тему на примере Смоленской области можно более ясно… Именно тяжкие годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской Православной Церкви, когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ. Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношение

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА. С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия право

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив,

ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ. Государственный архив Смоленской области Фонд 1620 - Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области 1943-1989 гг. Опись 1 Дело

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги