рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Виды обработки листового металла

Работа сделанна в 2008 году

Виды обработки листового металла - раздел Искусство, - 2008 год - Художественная обработка металла в Туле Виды Обработки Листового Металла. Дифовка, Выколотка И Чеканка, – Основные Сп...

Виды обработки листового металла. Дифовка, выколотка и чеканка, – основные способы обработки листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы. Основной инструмент при дифовке – разнообразные по материалу, массе и форме молотки, а при выколотке – всевозможные опорные инструменты: наковальни, шпераки, различные подкладки.

Для создания декоративных различных бытовых изделий (самовары, чайники, кувшины), архитектурных элементов (шары, детали наверший, воронки водостоков), скульптуры применяют выколотку по шаблонам или моделям.

По сравнению с дифовкой и выколоткой чеканка – более тонкий вид обработки, применяемый при выделке высокохудожественных изделий, более популярный. Этот вид обработки металла относится к одному из древнейших. Он был известен в древнем Египте, античной Греции и Риме, с давних времён – в Иране, Китае, Индии и Японии. В эпоху возрождения чеканка получила развитие в странах западной Европы, на Руси – в домонгольский период и вновь расцвела в искусстве XV – XVII веков.

Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX столетиях и продолжает применяться и обогощаться в современном декоративно – прикладном искусстве. Чеканная техника обработки металлов охватывает широкий круг изделий, отличающихся по художественному принципу: от плоскорельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от двухмерных линейно – графических, близких к гравировке, до трёхмерных объемно-скульптурных, от миниатюрных ювелирных до монументальных многометровых, от простейших и до высокохудожественных.

Художественная чеканка подразделяется на два основных вида, различающиеся по технологии: по листу или литью или оброну. В первом случае из листа создают новое художественное произведение: во втором – только выявляют и завершают форму, ранее созданную скульптором и отлитую или вырезанную из металла техникой оброна. Суть чеканки заключается в обработке поверхности металла путём ударов молотка по специальному инструменту – чекану.

Чеканы различаются по форме рабочего конца и назначению. В древней Руси чеканом назывался боевой молоток, имеющий на конце острый шип. В современном понятии чекан – это стальной стержень с рабочим концом – боем. Бои имеют самые разнообразные формы. В арсенале современного чеканщика более 200 чеканов. Украшения, выполненные в технике чеканки с привлечением других видов формовки, прекрасно дополняют декоративный убор жилых домов, обогащая его и вместе с тем придавая строениям отличительные черты, выделяя их из общей массы застройки улицы, квартала, города.

Своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки является басменная техника обработки металла. Басма – тиснение тонкого листа на матрицах – начала применяться в русском искусстве со второй половины XI века для отделки различных изделий: иконостасов, окладов икон, рам, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п. Вместо многократных ударов чеканом для придания необходимой формы применялись фигурные чеканы – пуансоны, производящие тиснение.

Одного удара такого пуансона по тонкому листу было достаточно для придания металлу соответствующей формы. Матрицы – басменные доски – являются дальнейшим развитием техники тиснения. Они изготавливаются из медных сплавов или из стали. На такую матрицу кладётся тонкий лист металла, сверху которого помещается свинцовая листовая накладка. По свинцовой накладке наносятся удары молотком или производится давление с помощью пресса. Широко известен другой вид рельефной обработки листового металла – металлопластика.

При этой технике форма изделия, его рельеф выявляются, лепятся путём плавных деформаций специальными инструментами, напоминающими стеки скульптора. Художественные произведения, выполненные в технике металлопластики, по своему виду напоминают чеканку из листового материала, но это сходство только внешнее. Металлопластика – один из древних приёмов обработки металла. Особенно широкое распространение в России она имела в конце XIX – начале XX веков.

В этой технике изготавливались рамы, блюда, ковши, ларцы и т. п. Металлопластика также применялась при отделке деревянной мебели и предметов быта. Всеми видами рельефной обработки листового металла прекрасно владели многие русские мастеровые. Особенно широкое распространение чеканка, басма и металлопластика имели в ремесленно – кустарном производстве, отличавшемся низким уровнем технической оснащённости и высоким процентом ручного труда. В самоварном, гармонном и других промыслах эти виды являлись основными при отделке готовой продукции.

Так, басменная техника широко использовалась при изготовлении узорных и орнаментальных пластинок – накладок, которыми декорировались деревянные части гармоник. До внедрения штампов при выделке таких элементов самовара, как стенка - резервуар, в который наливается вода для кипячения, применялась ковка (выколотка) заготовки на чугунной болванке с последующим прочеканиванием всех рельефных декоративных узоров. Это была одна из важнейших операций, от которой зависел в значительной мере художественный облик самовара.

Особенно ценились гранные самовары со стенками сложных рисунков. В архитектуре металлопластика и басма применялись в интерьере, в основном, в отделке мебели, в то время как чеканка в сочетании с дифовкой и выколоткой – в отделке дымников, воронок и водостоков. Во второй половине XIX – начале XX веков при изготовлении фигурных воронок жестяных дел мастера широко использовали технику чеканки в сочетании с просечкой.

Различные по формам, орнаментированные рельефным узором и просечным ажуром вазы приёмных воронок украсили многие дома, как простого люда, так и знати. Мастера не скупились на фантазию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественная обработка металла в Туле

По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших… Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных… Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Виды обработки листового металла

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие металлургической промышленности
Развитие металлургической промышленности. Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища,

Изготовление изделий из листового металла
Изготовление изделий из листового металла. Существует несколько способов обработки листового металла: отрезка, обрезка, вырубка, просечка, гибка, завивка и скручивание, а также формовка и вы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги