рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Последний период творчества

Работа сделанна в 2003 году

Последний период творчества - раздел Искусство, - 2003 год - Жизнь и творчество Эдварда Грига Последний Период Творчества. В 1890-Е Годы И В Начале 900-Х Годов Внимание Гр...

Последний период творчества. В 1890-е годы и в начале 900-х годов внимание Грига больше всего было занято фор¬тепианной музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год Григ на¬писал шесть тетрадей “Лирических пьес”. К этим же годам относится несколько вокальных циклов Грига. В 1894 году он писал в одном из писем: “Я настроился так лирически, что песни льются из груди, как никогда, и, я думаю, они — луч¬шие из когда-либо созданных мною”. Эти слова могут быть отнесены к песням на тексты норвежского поэта Вильгельма Крага. Живопись яркой, радостной природы и пол¬нота жизнеощущения (“Море в ярких лучах сияет”), поэзия юности и душевной чистоты (“Маргарита”), красота мате¬ринства (“Песня матери”)—вот образы цикла, которые так часто и разнообразно варьировал Григ в своем творчестве.

Автор многочисленных обработок народных песен, компо¬зитор, всегда так тесно связанный с народной музыкой, Григ в конце своего творческого пути вновь и с новым интересом обращается к народной песне. “Я раздобыл этим летом в го¬рах множество еще не опубликованных, неизвестных народ¬ных песен, которые столь чудесны, что для меня было подлин¬ным наслаждением изложить их для фортепиано”. Так воз¬ник в 1896 году цикл “Норвежские народные мелодии”—девятнадцать тонких жанровых зарисовок, поэти¬ческих картинок природы и лирических высказываний.

Последнее крупное оркестровое произведение Грига, “Симфонические танцы” (1898), написано на народные темы, частично уже обработанные композитором ранее.

По характеру использования народных танцев, цельно¬сти общей композиции “Симфонические танцы” продолжают цикл “Норвежских танцев”. В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев для фортепиано. В отличие от своих прежних свободных поэтических обработок Григ в этом цикле стремится к сохранению тех особенностей звучания, какие эти танцы получают в исполнении народных скрипачей.

Стремление к этнографической точности выразилось и в том, что отдельные танцы Григ предваряет изложением народных легенд, с которыми связывается их возникновение. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть “Мой первый успех” и программную статью “Моцарт и его значение для современ¬ности”. В них ярко выразилось творческое credo композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, сво¬его места в музыке (“ поиски, неустанные поиски, в надеж¬де открыть когда-либо ту крошечную частицу нового, которая означает высшую радость художника”) и верность высоким идеалам классического искусства, реалистического и художе¬ственно совершенного.

Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норве¬гии, Дании, Германии. 4 сентября 1907 года Григ умер в Бергене. 3.ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА 3.1. Общая характеристика Творчество Грига обширно и многогранно.

Григ писал произведения самых различных жанров. Фортепианный кон¬церт и баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано и со¬ната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствуют о постоянном тяготении Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был интерес композитора к инструментальной миниатюре: вспомним циклы “Поэтические картинки”, “Лист¬ки из альбома”, “Лирические пьесы”. В той же мере, как фортепианная, композитора постоянно привлекала и камер¬ная вокальная миниатюра — романс, песня.

Не будучи основ¬ной у Грига, область симфонического творчества отмечена такими шедеврами, как сюиты “Пер Гюнт”, “Из времен Хольберга”. Один из характерных видов творчества Грига — об¬работки народных песен и танцев: в виде несложных форте¬пианных пьес, сюитного цикла для фортепиано в четыре руки и для оркестра. Разнообразное по жанрам, творчество Грига разнообраз¬но по тематике.

Картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, человек со всей полнотой его жизнеощущения—таков мир музыки Грига. Произведения Грига, о чем бы он ни писал, овеяны лиризмом, живым и лю¬бовным отношением композитора к темам своего творчества. “Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредст¬вом звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры”. Григ тяготеет к конкретности музыкальных образов.

По¬этому большое значение в его музыке приобретает программ¬ность, основанная на воплощении впечатлений от поэтических образов природы, народной фантастики, народного быта. Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивиду¬альность стиля композитора больше всего определяется глу¬бокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и тан¬цевальных мелодий.

В его произведениях лирико-драматического плана, казалось бы далеких от жанрово-бытовых обра¬зов, слышны характерные ритмы халлинга и спрингданса. Типы мелодического движения зачастую напоминают ха¬рактерные народные инструментальные наигрыши. Так, про¬образом вступления ко второй скрипичной сонате являются импровизации народных скрипачей. Такие фактурные приемы, как выдержанный органный пункт в ба¬су, квинтовый бас, идут от звучаний народной инструмен¬тальной музыки. Замечательное мастерство вариационного и вариантного развития мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях многократного повтора мелодии с изменениями ее. “Я записал народную музыку моей страны”. За этими словами скрывается благоговейное отношение Грига к народ¬ному искусству и признание его определяющей роли для соб¬ственного творчества. 3.2. Лирические пьесы. “Лирические пьесы” составляют большую часть фортепи¬анного творчества Грига. “Лирические пьесы” Грига про¬должают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен “Музыкальными моментами” и “Экспромтами” Шуберта, “Песнями без слов” Мендельсона.

Непосредствен¬ность высказывания, лиризм, выражение в пьесе преимуще¬ственно одного настроения, склонность к небольшим масшта¬бам, простота и доступность художественного замысла и тех¬нических средств — вот черты романтической фортепианной миниатюры, которые свойственны и “Лирическим пьесам” Грига. “Лирические пьесы” можно назвать “музыкальным днев¬ником” композитора.

Сюда Григ “вписал” самые разнообраз¬ные свои впечатления, чувства, мысли.

По “Лирическим пье¬сам” видно, как много дум и чувства Григ отдавал родине. Тема Родины звучит в торжественной “Родной песне”, в спокойной и величественной пьесе “На родине”, в жанрово-лирической сценке “На родину”, в много¬численных народно-танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые зарисовки. Тема Родины продолжается в ве¬ликолепных “музыкальных пейзажах” Грига, в своеобразных мотивах народно-фантастических пьес (“Шествие гномов”, “Кобольд”). Живые, непосредственные зарисовки “с натуры” (“Птич¬ка”, “Бабочка”), отзвуки художественных впечатлений (“Песня сторожа”, написанная под впечатлением шекспиров¬ского “Макбета”), музыкальный “портрет” (“Гаде”), стра¬ницы лирических высказываний (“Ариетта”, “Вальс-экс¬промт”, “Воспоминания”) —таков круг образов этого цикла.

Жизненные впечатления, овеянные лиризмом, живым чувст¬вом автора, — вот содержание и эмоциональный тон цикла, объясняющий его название: “Лирические пьесы”. Особенности стиля “лирических пьес” так же разнообраз¬ны, как и их содержание.

Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к кар¬тинности, широкой, контрастной композиции (“Шествие гно¬мов”, “Гангар”, “Ноктюрн”). В одних пьесах слышна тон¬кость камерного стиля (“Танец эльфов”), другие сверкают яркими красками, впечатляют виртуозным блеском концертности (“Свадебный день в Трольхаугене”). “Лирические пьесы” отличаются большой жанровой раз¬нохарактерностью.

Мы встречаем здесь элегию и ноктюрн, колыбельную и вальс, песню и ариетту. Очень часто Григ обращается к жанрам норвежской народной музыки (спрингданс, халлинг, гангар). Художественную цельность циклу “Лирических пьес” при¬дает принцип программности. Каждая пьеса открывается за¬головком, определяющим ее поэтический образ, и в каждой пьесе поражает простота и тонкость, с какими воплощается в музыке “поэтическое задание”. Уже в первой тетради “Лирических пьес” определились художественные принципы цикла: разнообра¬зие содержания и лирический тон музыки, внимание к темам Родины и связь музыки с народными истоками, лаконичность и простота, четкость и изящество музыкально-поэтических образов.

Цикл открывается светлой лирической “Ариеттой”. Предельно простая, по-детски чистая и наивная мелодия, лишь чуть “взволнованная” чувствительными романсными интонациями, создает образ юношеской непосредственности, душевного покоя.

Выразительное “многоточие” в конце пье¬сы (песня обрывается, “замирает” на начальной интонации, кажется, что мысль унеслась в иные сферы), как яркая пси¬хологическая деталь, создает живое ощущение, видение об¬раза. Мелодические интонации, фактура “Ариетты” воспро¬изводят характер вокальной пьесы. Ярким своеобразием отличается “Вальс”. На фоне ти¬пично вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. “Капризные” переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в вальс своеобразный колорит норвежской музыки.

Он усиливается характерной для норвежской народной му¬зыки ладовой окраской (мелодический минор): “Норвежский танец”, живой и задорный, воспроиз¬водит целую танцевальную сцену. В сменах мелодико-ритмических фигур, регистровых и динамических контрастах, слов¬но видны разные фигуры танца, разные группы танцующих. Стремительно “бегущая” мелодия, с четкими метрическими повторами и резкими переменными акцентами, с триольным “кружением” воспроизводит характер спрингданса. Особое своеобразие придает пьесе колоритная “инструментовка” — выдержанная квинта в басу и неуклюже “шагающий” за ме¬лодией по квартам и квинтам голос вверху: “Листок из альбома” соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом, “галантностью” альбом¬ного стихотворения.

В безыскусной мелодии этой пьесы слышны интонации народной песни.

Но легкая, воздушная орнаментика сообщает изысканность этой простой мелодии. Последующие циклы “Лирических пьес” привносят новые образы и новые художественные средства. “Колыбельная” из второй тетради “Лирических пьес” звучит как драматическая сценка. Ровная, спокойная мелодия складывается из вариантов простой попевки, словно выросшей из мерного движения, покачивания. С каждым новым проведением ее усиливается ощущение покоя, света: Контрастная тема средней части, напряженная, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элемен¬тами речитации, вносит нотки драматизма.

После нее, в репризе, основная тема звучит тревожными возгласами. Структура ее сохранена, но она приняла харак¬тер живого высказывания, в ней слышно напряжение челове¬ческой речи. Нежные “баюкающие” интонации на вершине этого монолога превратились в скорбные патетические вос¬клицания. В “Колыбельной” Григ сумел передать целую гамму чувств посредством развития предельно простой, лако¬ничной мелодии.

В третьей тетради “Лирических пьес” доми¬нируют светлые, поэтические образы природы: “Бабочка”, “Птичка”, “Весной”. “Птичка”—пример редкостного дара Грига немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких “поющих” трелей и “скачущего” ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна; преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона сред¬ней части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. “Порхающие” фигурки коды создают ощущение легкости, простора.

В пятой тетради “Лирических пьес” появляются новые стилистические черты. Григ отходит от миниа¬тюры, от камерных звучаний. Масштабы развития, контрастность образов, сочные тембровые краски позволяют говорить об оркестральности. Композитор словно переносит на форте¬пиано характерные особенности оркестрового письма: темб¬ровое разнообразие, регистровые контрасты, рельефность фактуры. “Гангар” (“Крестьянский марш”)—распространенный в Норвегии тип танца-шествия (gang—шаг). Это старинный парный танец спокойного и величавого, торжественного ха¬рактера, размеренного движения.

Картина его вос¬произведена Григом так, что слушатель, кажется, видит при¬ближение и удаление танцующих, своеобразную пластику движения. “Гангар” строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогран¬ность этой пьесы. Непрерывное, неторопливое развертывание мелодии отве¬чает характеру величавого плавного танца. Интонаций сви¬рельных наигрышей, вплетающиеся в мелодию, долгий вы¬держанный бас (деталь народного инструментального стиля), жесткие гармонии (цепь больших септаккордов), порою зву¬чащие грубовато, “нескладно” (как будто нестройный ан¬самбль деревенских музыкантов!),—все это сообщает пьесе пасторальность, сельский колорит.

Но вот возникают новые образы: короткие власт¬ные сигналы и ответные фразы лирического ха¬рактера. Интересно, что при образном изменении темы ее метроритмическая структура остается неизменной.

С новым вариантом мелодии в репризе появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком регистре, ясная тоничность сообщают теме спокойно-созерцательный, торже¬ственный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый звук тональности, сохраняя “чистоту” до мажора, спускается мелодия. Сгущение регистровой окраски и усиление звука приводят светлую, прозрачную те¬му к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию мелодии не будет конца. Но вот резким тональным сдвигом (C-dur—As-dur) вводится новый вариант: тема зву¬чит величаво, торжественно, чеканно. “Шествие гномов” — один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказоч¬ного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трехчастной форме.

Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стреми¬тельном движении мелькают фантастические очертания “ше¬ствия”. Музыкальные средства крайне скупы: моторная рит¬мика и на ее фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкоп; сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды; “сту¬чащая” мелодия и резкие “свистящие” мелодические фигур¬ки; динамические контрасты (рр—ff) между двумя предло¬жениями периода и широкие лиги нарастания и спада звуч¬ности.

Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое ля, из ко¬торого словно выливается новая мелодия). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием на¬родной мелодии.

Чистый, ясный строй ее отразился в просто¬те и строгости гармонического склада (чередование мажор¬ной тоники и ее параллели). “Ноктюрн”—изумительный по тонкости лирический пейзаж. Блики природы выписаны здесь, кажется, с живопис¬ной ясностью, но ни одна “живописная” деталь не выпадает из общего, глубоко лиричного тона “картины”. “Ноктюрн” написан в динамической трехчастной форме.

Основу первой части составляет лирическая мелодия. Устремленные вверх “разомкнутые” мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящей от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты — все это сообщает образу романтическую зыбкость, тонкость нюансов. Но вспомним на¬чало мелодии: она вырастает из короткого наигрыша народ¬ного склада, словно доносящегося издали. Простой и понят¬ный, вызывающий образные (пейзажные) ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оста¬ваясь живым, “объективным” впечатлением. Так же естест¬венно, продолжая лирический образ, возникают живописные образы: трели птиц, легкое дуновение ветерка.

С мастерством колориста Григ сумел придать красоч¬ность, тембровую определенность каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в представлении тембр рожка, лирический разлив мелодии—теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели—звонкий и чистый звук флейты.

Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности. В “Ноктюрне” можно проследить лаконичность григовского стиля. Здесь велико выразительное значение мельчай¬шей музыкальной детали: регистровые контрасты, смена раз¬мера от плавного, текучего к более легкому и подвиж¬ному, контрасты напряженного развития гармонии в на¬чале, статики в “трельной” теме и красочных гармонических сопоставлений в середине (Piu mosso, нонаккорды в терцо¬вом и тритоновом соотношении), образные контрасты и их музыкальная связь. Важны в “Ноктюрне” и пропорции в соотно¬шении частей: средняя часть, легкая, воздушная, значитель¬но сжата по сравнению с крайними частями.

В репризе разлив лирики сильнее, ярче. Краткая и силь¬ная кульминация темы звучит как выражение полного, во¬сторженного чувства. Интересен конец “Ноктюрна”: интен¬сивное развитие мелодии переводится в сферу красочных со¬звучий (секвенция на длинной цепи хроматически нисходя¬щих септаккордов). “Трельный” мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша.

Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором - “эхо” (на полтона ниже), он звучит, как далекий отзвук: Среди “Лирических пьес” последних опусов выделяется “Свадебный день в Трольхаугене. Это одно из самых радостных, ликующих произведений Гри¬га. По яркости, “броскости” музыкальных образов, масшта¬бам и виртуозному блеску оно приближается к типу концерт¬ной пьесы. Характер его больше всего определяется жанро¬вым прообразом: движение марша, торжественного шествия лежит в основе пьесы.

Как уверенно, горделиво звучат при¬зывные взлеты, чеканные ритмические концовки мелодиче¬ских образов! Но мелодию марша сопровождает характер¬ный квинтовый бас, что к торжественности его прибавляет простоту и очарование сельского колорита: Пьеса полна энергии, движения, яркой динамики—от приглушенных тонов, скупой прозрачной фактуры начала до звонкого ff, бравурных пассажей, широкого диапазона звуча¬ния. Пьеса написана в сложной трехчастной форме.

Торжест¬венным праздничным образам крайних частей противопо¬ставлена нежная лирика средней. Ее мелодия, как бы спетая дуэтом (мелодия имитируется в октаву), строится на чувст¬вительных романсных интонациях. Свои контрасты есть и в крайних разделах формы, также трехчастных. Середина вызывает в представлении танцеваль¬ную сценку с противопоставлением энергичного мужествен¬ного движения и легких грациозных “па”. Огромное нараста¬ние мощи звучания, активности движения приводит к яркой, звонкой репризе, к кульминационному проведению темы, словно приподнятой предшествовавшими ей сильными, мощ¬ными аккордами.

Для Грига, композитора-лирика, композитора-пианиста, “Лирические пьесы” оказались естественной формой выска¬зывания. Именно поэтому так полно, разнообразно раскры¬лась в этих циклах тематика творчества Грига; поэтому “Ли¬рические пьесы” сконцентрировали в себе стилевые особен¬ности музыки Грига. 3.3.Фотепианный концерт Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся про¬изведений этого жанра в европейской музыке второй поло¬вины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представле¬на фортепианными концертами Шопена и особенно Шу¬мана. Близость к концерту Шумана обнаруживается в роман¬тической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композицион¬ных приемов.

Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.

Три части концерта соответствуют традиционной драма¬тургии цикла: драматический “узел” в первой части, лириче¬ская сосредоточенность во второй, народно-жанровая карти¬на в третьей. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утвержде¬ние волевого начала — вот образный строй и линия развития образов в первой части. Вторая часть концерта — небольшое, но психологически многогранное Adagio. Динамическая трехчастная форма его вытекает из развития основного образа—от сосредоточен¬ной, с нотками драматизма лирики к открытому и полному выявлению яркого, сильного чувства.

В финале, написанном в форме рондо-сонаты, господству¬ют два образа. В первой теме — веселый энергичный халлинг—нашли свое завершение народно-жанровые эпизоды, как “жизненный фон”, оттенявшие драматическую линию пер¬вой части. 3.4.Романсы и песни Романсы и песни — один из основных жанров творчества Грига. Связь со словом, лиризм, возможная близость к на¬родной песне, широкая доступность произведений песенного жанра—все это отвечало самому существу дарования Грига. Григ создавал романсы и песни на протяжении всей своей творческой жизни. Первый цикл романсов появился в год окончания консерватории, а последний—совсем неза¬долго до того, как завершился творческий путь композитора.

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет ее в творчестве Грига были в значительной мере связаны с рас¬цветом скандинавской поэзии, будившей воображение компо¬зитора.

Стихи норвежских и датских поэтов составляют ос¬нову подавляющего большинства романсов и песен Грига. Среди поэтических текстов песен Грига — стихи Ибсена, Бьернсона, Андерсена. В песнях Грига встает большой мир поэтических образов, впечатлений и чувств человека. Картины природы, написан¬ные ярко и живописно, присутствуют в огромном большинст¬ве песен, чаще всего как фон лирического образа (“В лесу”, “Избушка”, “Море в ярких лучах сияет”). Тема Родины зву¬чит в возвышенных лирических гимнах (“К Норвегии”), в образах ее людей и природы (цикл песен “Со скал и фиор¬дов”). Разнообразной предстает в песнях Грига жизнь чело¬века: с чистотой юности (“Маргарита”), радостью любви (“Люблю тебя”), красотой труда (“Ингеборг”), с теми стра¬даниями, которые встречаются на пути человека (“Колы¬бельная”, “Горе матери”), с его мыслью о смерти (“Послед¬няя весна”). Но о чем бы ни “пели” песни Грига, они всегда несут ощущение полноты и красоты жизни.

В песенном творчестве Грига продолжают свою жизнь разные традиции камерного вокального жанра. У Грига мно¬го песен, основанных на цельной широкой мелодии, передаю¬щей общий характер, общее настроение поэтического текста (“С добрым утром”, “Избушка”). Наряду с такими песнями есть и романсы, в которых тонкая музыкальная декламация отмечает нюансы чувствований (“Лебедь”, “В разлуке”). Своеобразно умение Грига соединить эти два принципа.

Не нарушая цельности мелодии и обобщенности художественно¬го образа, Григ выразительностью отдельных интонаций, удачно найденными штрихами инструментальной партии, тонкостью гармонической и ладовой окраски умеет кон-кретизировать, сделать ощутимыми детали поэтического образа.

В ранний период творчества Григ часто обращался к поэ¬зии великого датского поэта и сказочника Андерсена. В его стихах композитор нашел созвучные собственному строю чувств поэтические образы: счастье любви, открывающее че¬ловеку бесконечную красоту окружающего мира, природы. В песнях на тексты Андерсена определился характерный для Грига тип вокальной миниатюры; песенная мелодия, куплет¬ная форма, обобщенная передача поэтических образов.

Все это позволяет причислить такие произведения, как “В лесу”, “Избушка”, к жанру песни (а не романса). Несколькими яр¬кими и точными музыкальными штрихами Григ вносит жи¬вые, “видимые” детали образа. Национальная характерность мелодии и гармонических красок придает особую прелесть песням Грига. “В лесу”—своеобразный ноктюрн, песнь о люб¬ви, о волшебной красоте ночной природы.

Стремительность движения, легкость и прозрачность звучания определяют по¬этический облик песни. В мелодии, широкой, свободно разви¬вающейся, естественно соединяются порывистость, скерцозность и мягкие лирические интонации. Тонкие оттенки динамики, выразительные смены лада (переменность), под¬вижность мелодических интонаций, то живых и легких, то чувствительных, то ярких и ликующих, аккомпанемент, чут¬ко следующий за мелодией, — все это придает образную мно¬гогранность цельной мелодии, подчеркивает поэтические краски стиха.

Легким музыкальным штрихом в инструмен¬тальном вступлении, в интерлюдии и в заключении создается имитация лесных голосов, пения птиц. “Избушка” - музыкально-поэтическая идил¬лия, картина счастья, красоты жизни человека на лоне при¬роды. Жанровая основа песни—баркарола. Покойное дви¬жение, равномерное ритмическое покачивание как нельзя лучше отвечают поэтическому настроению (безмятежность, покой) и картинности стиха (движение и всплески волн). Не¬обычный для баркаролы пунктированный ритм сопровожде¬ния, частый у Грига и характерный для норвежской народной музыки, сообщает четкость, упругость движению.

Над чекан¬ной фактурой фортепианной партии словно парит легкая, пластичная мелодия. Песня написана в строфической форме. Каждая строфа состоит из периода с двумя контрастными предложениями. Во втором ощущается напряжение, лирический накал мело¬дии; строфа заканчивается четко выделенной кульминацией; на словах: “ ведь здесь любовь живет”. Свободные ходы мелодии по терциям (с характерным звучанием большой септимы), квартам, квинтам, широта дыхания мелодии, равномерный баркарольный ритм создают ощущение простора, легкости: “Первая встреча”—од¬на из поэтичнейших страниц григовской песенной лирики.

Близкий Григу образ—полнота лирического чувства, равно¬го тому чувству, которое дает человеку природа, искусст¬во, — воплощен в музыке, полной покоя, чистоты, возвышен¬ности.

Единая мелодия, широкая, свободно развивающаяся, “обнимает” весь поэтический текст. Но в мотивах, фразах мелодии отражаются детали его. Естественно вплетается в вокальную партию мотив наигрыша рожка с приглушенным минорным повтором — словно далекое эхо. Начальные фра¬зы, “парящие” вокруг долгих устоев, опирающиеся на устойчивую тониче¬скую гармонию, на статичные плагальные обороты, с красо¬той светотеней воссоздают на¬строение покоя и созерцания, красоты, которым дышит сти¬хотворение.

Зато

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь и творчество Эдварда Грига

Страна, в те¬чение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV—XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии,… С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период… В это время за¬кладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Последний период творчества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Произведения второй половины
Произведения второй половины. х годов. После создания “Пера Гюнта” внимание Грига распределяется между разными жанрами фортепианной, камерной инстру¬ментальной, оркестровой музыки. В произве

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги