рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования

Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования - раздел Искусство, Историческое развитие педагогики духовых инструментов Методика Обучения Духовиков В Петербургской И Московской Консерваториях В Пер...

Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования. Петербургская консерватория. В 1862 году в Петербурге по инициативе А.Г. Рубинштейна, Императорского Русского Музыкального Общества, Великого князя Константина и многих частных лиц, общественных деятелей открылась первая в России консерватория.

В начальном периоде её деятельности игру на духовых инструментах преподавали, главным образом, иностранцы, которые ориентировались на педагогический опыт профессоров европейских консерваторий. Среди этих преподавателей наиболее заметными фигурами были: Ц. Чиарди (класс флейты), В. Шубарт (класс гобоя), Э. Коваллини (класс кларнета), В. Вурм (класс трубы). В своей педагогической деятельности они повторяли достоинства и недостатки профессоров Парижской консерватории.

Многие из них демонстрировали высокий уровень индивидуального исполнительского мастерства, активно участвовали в гастрольных поездках, публиковали учебные методы и этюды. Занимаясь с учащимися, они руководствовались, прежде всего, собственным практическим опытом и педагогической интуицией. Можно предположить, что некоторые преподаватели пользовались не только собственными пособиями, но и книгами своих зарубежных коллег, среди которых учебные пособия А. Брода (1835), Г. Клозе (1844), Ж.Ф. Галле (1844) и Ж.Б. Арбана (1864). В своей педагогической работе преподаватели Петербургской консерватории тех лет основное внимание уделяли не развитию художественной индивидуальности ученика, а обучению приёмам игры, развитию исполнительских навыков. Отбирая учащихся, преподаватели духовых классов обращали внимание, главным образом, на анатомические данные абитуриента.

Поощрялся грудной тип исполнительского дыхания, а все другие типы «подвергались анафеме». Московская консерватория В 1866 году по инициативе Н.Г. Рубинштейна была открыта консерватория в Москве.

Её финансировали ИРМО, члены царской фамилии, Великий князь Константин, многочисленные меценаты. Первыми преподавателями духовых классов Московской консерватории, как и Петербургской, были иностранцы, находящиеся под влиянием методических принципов европейских профессоров. Среди них наибольшим авторитетом пользовались В. Кречман (класс флейты), Э. Медер (класс гобоя), В. Гут (класс кларнета), М. Бартольд (класс валторны), Ф. Рихтер (класс трубы). В первые годы существования Московской консерватории в духовых классах поощрялся, главным образом, тренаж, а не сознательное отношение к учебному процессу.

Главной задачей обучения объявлялось не воспитание грамотного музыканта, обладающего яркой артистической индивидуальностью, а узкого специалиста. Был организован зачёт по чтению «с листа». Выпускники были обязаны исполнить не только программу, подготовленную под руководством преподавателя, но и самостоятельно выученное произведение.

Инструменты, которыми пользовались студенты и преподаватели обеих русских консерваторий, были далеко не лучшего качества. Тем не менее, духовики России отрицательно относились к созданию вентильного механизма для амбушюрных инструментов силезскими мастерами Блюмелем и Штольцелем (1818). Ими не приветствовалось появление корнет-а-пистона с вентильным механизмом (1830). Ни в Петербургской, ни и Московской консерваториях не торопились пользоваться флейтой новой конструкции Теобальда Бёма (1832). Даже учреждение в 1832 году инструментальной фирмы «Геккель» в городе Бибрих (Германия), где ремонтировались духовые инструменты и велись работы по усовершенствованию контрафагота, английского рожка, бассетгорна, не вызвало восторга у консервативно настроенных русских духовиков.

В России хорошо помнили скептическое отношение М.И. Глинки к художественным возможностям новых духовых инструментов.

По мнению великого русского композитора, технические новшества облегчают исполнителю владение инструментом, но отрицательно сказываются на тембре. В 1931 году при Московской консерватории была организована кафедра духовых инструментов, которую возглавил замечательный исполнитель–кларнетист, талантливый педагог, выдающийся методист, видный общественный деятель С.В. Розанов (1870–1937). В 1935 году им опубликована методическая работа «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах». Хотя в наши дни эта книга кажется устаревшей и несколько наивной, следует признать, что в ней заложены основы всей современной методики обучения.

С.В. Розанов выдвинул четыре основных принципа преподавания: 1) Воспитывать не узкого специалиста, а всесторонне грамотного музыканта, художественную личность; 2) В учебной работе опираться на сознательное усвоение музыкального материала; 3) Использовать научные достижения в области физиологии, педагогики, психологии; 4) Обращаться к высокохудожественному репертуару.

В наше время любой заведующий кафедрой любого отечественного музыкального вуза может с полным основанием потребовать выполнения тех же четырёх принципов преподавания. 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историческое развитие педагогики духовых инструментов

В это время начали развиваться навыки коллективного труда, устанавливалось общественное сознание, формировалась членораздельная речь, развивались и… По образному выражению академика А.П. Окладникова, само время было «беременно»… Когда мы рассматриваем рисунки человека, жившего в эпоху палеолита, мы уверенно говорим: «Искусство!», «Живопись!»,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Обучение игре на духовых инструментах во времена античности
Обучение игре на духовых инструментах во времена античности. В античные времена приёмы обучения игре на духовых инструментах, как и методы преподавания в любом ином историческом периоде, были связа

Обучение игре на духовых инструментах в эпоху Средневековья и Возрождения
Обучение игре на духовых инструментах в эпоху Средневековья и Возрождения. В эпоху раннего Средневековья церковь поощряла лишь хоровую музыку, «исключающую всякое индивидуальное проявление, будь то

Обучение игре на духовых инструментах в Европе XVIII века
Обучение игре на духовых инструментах в Европе XVIII века. В начале XVIII века яркими исполнителями и преподавателями игры на духовых инструментах были А. Вивальди (ок. 1678–1741) и Г.Ф. Телеман (1

Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века
Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века. В XIX веке искусство игры на духовых инструментах достигло очень высокого уровня. Этому способствовало открытие в городах

Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах
Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах. Отечественные педагоги–духовики XX века В.М. Блажевич, Б.А. Диков, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов С.В. Розанов, А.И. Усов, А.А.

Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах
Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах. В современной методике обучения игре на духовых инструментах много нерешённых проблем: 1) Методика обучения игре на духо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги