Классификация приемов игры и штрихов на домре

ВВЕДЕНИЕ….1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ…1. Приемы игры….2. Красочные приемы… 2. ТАБЛИЦА 4. ШТРИХИ….11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….16 ВВЕДЕНИЕ Музыканты – ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры является египетский инструмент, получивший у греческих источников наименование «пандура». Инструмент этот под названием «тамбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшею с Закавказьем.

Кстати в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. У народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – тамбура, у украинцев – бандура, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков домр. Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни.

Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности пришлись по душе вездесущим скоморохам. Если уж на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливую борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Собственно это и была главная причина гонения на скоморохов.

В синтетическом искусстве были элементы цирка, драм, театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют народные инструменты, на которых играли скоморохи. А играли они на гуслях, свирелях, бубнах. Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра. Струнные народные инструменты имели различные способы извлечения звука: на гуслях в основном щипками, на домре – ударами по струне и на гудке смычком.

Играли на одной или нескольких, на открытых или прижатых струнах, извлекая медленно отдельно каждый звук или быстро чередуя удары, а также слитно тремолируя все звуки. Следовательно основными способами звукоизвлечения на гуслях были ударение и бряцание, которые схожи с игрой щипком (как по всем струнам, так и по каждой отдельной струне), а на гудке – с ведением смычка. Впоследствии, когда домра была изгнана по указу царя и церковников, появилась балалайка.

Она имела очертания видоизмененной домры, где корпус стали делать не овальным, а треугольным. С появлением балалайки произошло разделение основных способов извлечения звука, на балалайке стали играть бряцаньем, щипками, а на домре – ударами. Если представить себе весь путь эволюции способа извлечения звука на домре, то он, вероятно, будет таким: щипанье струн, подергивание их пальцами или палочкой, перышком, далее появился способ удара по струнам кусочком коры, палочки или козьим копытцем (возможно совмещали игру щипком и ударами), позднее пластинкой из рога, птичьим пером, а затем стали играть соответствующего размера эластичной пластинкой – плектором.

Плектор – это греческое слово plectrum, в нотах обозначается сокращенно двумя первыми буквами pl. При игре на домре его принято называть медиатором – от латинского слова mediator, что означает посредник. Это – твердая пластинка из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи или пластмассы. Домра стала признанным инструментом, она наравне со всеми другими инструментами помогает формировать эстетические взгляды и воспитывать музыкальный, художественный вкус, способствует всестороннему развитию личности. 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ

Чунин изображение удара вниз, Вверх Уральская школа обозначает удар вн... Игра толчками – музыкально выразительный прием при извлечении звука уд... Толчок – щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким врем... Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педально, а тремоло – подчеркну... Обозначается этот прием вертикальной волнистой чертой перед аккордом и...

Красочные приемы

Флежолеты 3. Аккорды pizz ср.п. 2. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой... Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию.

Как уже было сказано выше существует проблема обозначения приемов игры, а также часто путаются штрихи с приемами исполнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва . “Советский композитор”. 1990. 2. А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Му зыка . 1990. 3. Михеев. “Рассказы о русских народных инструментах”. Москва. 1990. 4. Русские народные инструменты. (история, теория, методика). Изд- во красноярского университета. 5. Н.Т.Лысенко. методика обучения игры на домре.

Киев. 1990. 6. Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск.1998.