рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ понятия катарсис в музыке

Анализ понятия катарсис в музыке - Дипломная Работа, раздел Искусство, Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки Анализ Понятия Катарсис В Музыке. Еще Аристотель Подчеркивал, Что Самым Значи...

Анализ понятия катарсис в музыке. Еще Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий, является необычайно сильное переживание, названное им катарсисом. Проблемой эмоциональных переживаний, возникающих в процессе созидания и восприятия художественных произведений, указывали самые крупные исследователи Лессинг, Л.Н. Толстой и др. Основную главу своей Психологии искусства Л.С. Выготский посвящает проблеме катарсиса.

И все же работы, посвященные художественным эмоциям, весьма немногочисленны. Среди них особое место занимает книга С.Х.Раппопорта Искусство и эмоции. В этой книге проводится мысль о необходимости разделения всех человеческих эмоций на два вида художественные и обыденные жизненные. Раппорт утверждает мысль, что самые, казалось бы отрицательные эмоции, поднявшись на уровень художественных, приносят положительный эффект. Сопереживание воображаемому герою как специфически художественная эмоция, носит в той или иной мере обобщенный характер.

Она способна подниматься над своей личной, имеющей ограниченный характер эмоциональной практикой автор может сопереживать таким крупным и сложным, представляющим наиболее существенные для данной социальной ситуации переживаниям, до которых он в своей не поднимется и не может подняться. Художественное сопереживание воображаемому герою - это некая первооснова дальнейших эмоциональных образований, оно возникает в известной мере автономно от последующего развития процесса художественных переживаний и зависит прежде всего от богатства, содержательности произведения, совершенства его художественной формы.

Сопереживание художественному образу принципиально отличается от обычных житейских чувств тем, что носит в известной мере фиктивный, контролируемый, преднамеренный характер. Аристотель так говорил о катарсисе Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. Н.Б.Берхин Художественный образ в искусстве, т.е. то, что называют художественным образом, принципиально отличен от представления художественный образ, в отличии от представления, выступает как мерка, эталон не реальных предметов и явлений, а воображаемых, фиктивных, носящих особый, художественно- условный характер.

Художественный образ всегда облечен в прекрасную форму и, что еще более важно, обозначает не истину, а ценность.

Поскольку художественный образ обозначает не истину, а ценность, то овладение его содержанием должно выступать и как оценка этого содержания. Но так как в искусстве ценность обозначается не понятием, а чувственным образом единичного конкретного явления, то эта оценка должна выступать обязательно как оценка эмоциональная. Именно для того, чтобы усилить эмоциональное отношение к той ценности, которая обозначена художественным образом, он этот образ и обладает той особенностью, что всегда выражен в прекрасной форме.

Именно художественный образ и является необходимой первоначальной клеточкой полноценного акта взаимодействия с художественным произведением. Восприятие искусства, таким образом, не только не сводится к образному мышлению, но вообще в основе его лежит не интеллектуальные, а эмоциональные процессы. Катарсис, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства это опосредование и преобразование важнейших житейских переживаний особой, искусственно возникшей эмоцией - особым психологическим орудием Психологические исследования показали, что обогащение художественного образа результатами самопознания развивается постепенно.

Ядром художественных эмоций является художественное сопереживание художественному образу. У человека, воспринимающего художественный образ, обозначающий художественную ценность, возникает чувство сопереживания. Оно, в отличии от житейской эмоции носит управляемый обобщенный характер.

И, именно это особое переживание, с нашей точки зрения, и есть главный, самый основной, центральный элемент акта взаимодействия человека с искусством. Интеллектуальные процессы в искусстве предваряют более сложные процессы преобразования эмоций, конечным и самым главным из которых является катарсис - преобразование своих насущных житейских эмоций путем сопереживания воображаемому герою. В этом заключается сущность искусства. Общий механизм катарсиса как некого итога всей художественной деятельности можно представить так человек, воспринимая художественное произведение, установив невидимое общение с художественным образом, которое одновременно выступает как опосредованное общение с самим собой, идентифицирует себя с ним, с его поступками или внутренними свойствами.

При этом человек ставит самого себя в обстоятельства жизни героя художественного образа. На этой основе происходит эмоциональная оценка поступков внутреннего мира героя и оценка поступков и внутреннего своего Я сопереживая герою, человек сопереживает самому себе, своим самым острым и насущным эмоциям.

Эти чувства накладываются друг на друга свое житейское чувство переживается как чувство другого, житейское переживание очищается, реципиент прежде всего овладевает им, расставаясь с его жесткой неумолимой реальностью и непроизвольностью, и в этом овладении своим чувством он обретает успокоение и художественное наслаждение. Кроме того, при взаимодействии художественной и житейской эмоции очищение житейского переживания происходит и в более непосредственном смысле оно избавляется от отдельных элементов, которые осуждаются в данном произведении, и обогащается другими, которые в данном герое художественного образа превозносятся.

Таким образом, человек в той или иной мере перестраивает себя. Очищается от скверных дурных чувств, осознает свои чувства, управляет им. Итак, катарсис, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства это, по существу, опосредование и преобразование житейского переживания особой, искусственно возникшей эмоцией.

Познание в искусстве - есть познание художественной ценности, выраженной в художественном образе. Познание значения ценности не может быть сведено к чисто интеллектуальному процессу. Оно предваряет оценку, носящую эмоциональный характер. Современная психология нашла особое эмоциональное психологическое орудие - эмоцию сопереживания художественному образу. Главной, основной художественной эмоцией является чувство сопереживания художественному образу.

Слушая Лунную сонату мы сопереживаем образу лунной ночи или какому-то другому образу, который ассоциируется в нашем сознании с сочетанием звуков этого произведения. Это чувство сопереживания художественному образу, которое каждый может наблюдать, может пощупать руками, т.е. чувство совершенно явное, лежащее на поверхности всякого акта взаимодействия человека с художественным произведением, и есть главная художественная эмоция.

И чтобы у реципиента художественных произведений смогла возникнуть эта особая художественная эмоция - сопереживание художественному образу ведь она является подлинной основой, первоначальной клеточкой, истинным атомом, главным психологическим орудием искусства как художественной деятельности. Искусство и обладает такой странной, необычной чертой оно обязательно должно иметь дело с образами не реальных явлений, а воображаемых. Сопереживание художественному образу выступает как психологическое орудие, совершенствующее важнейших для общественного человека акт социализации его интимных чувств, его личных установок.

Глава II. Экспериментальные исследования механизмов достижения младшими школьниками катарсиса в музыке. II.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность Людвиг ван Бетховен. Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ понятия катарсис в музыке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность и особенности восприятия музыкального произведения
Сущность и особенности восприятия музыкального произведения. Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, уч

Цель и методика констатирующего эксперимента
Цель и методика констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализац

Характеристика формирующего эксперимента
Характеристика формирующего эксперимента. Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школь

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги