Предшественники и современники Михаила Ивановича Глинки

Реферат по предмету: Русская музыкальная литература.Тема: Предшественники и современники Михаила Ивановича Глинки План 1. Русская народная песня – основа творчества русских композиторов. 2. Фомин Евстигней Ипатоевич. 3. Малоизвестные композиторы XVIII века. 4. Романсы и опера. 5. Характеристика музыки начала XIX века. 6. Развитие романса в XIX веке. 1. Создатели русского романса. Список используемой литературы. 1 Русская народная песня – основа творчества русских композиторов Волнующе прекрасна и неотразимо притягательна русская музыка.

В ней — наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и животрепещущая современность. Потому эта музыка так много говорит сердцу, что сама заключает в себе душу породившего ее народа. Не сразу она стала такой, какой мы ее знаем сейчас. В далекие времена Киевской, а затем и Московской Руси она звучала то гусельным перезвоном народных певцов-сказителей, то задорным скоморошьим наигрышем, то широким раздольным напевом крестьянина-землепашца.

Многообразен мир чувств и мыслей, выраженных в русской народной музыке; разнообразны исторические события, отображенные в ней; различны средства музыкальной выразительности, использованные безымянными создателями ее. Но непреложным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу, его борьбе, его труду. «Песня — душа народа» — эта мысль утверждалась великими русскими композиторами.

И это не преувеличение. В песнях русского народа нашло свое выражение все то, чем он жил многие века. И потому русская народная песня явилась той основой, той почвой, на которой произросла русская профессиональная музыка — музыка Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского, — музыка, которая вошла в сокровищницу мировой, общечеловеческой культуры и стала неотъемлемой частью ее. Мы вправе гордиться тем, что русская музыка так любима на всех континентах.

Она пленяет сердце каждого, кто слышит ее, Под чьим бы небом ни родился он, В ком бьет источник силы и любви Незамутненный В народе музыка всегда пользовалась большой любовью и была неотъемлема от его интересов, его истории. «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен, — писал Гоголь — Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни пеленается, женится и хоронится русский человек». Прекрасные народные песни звучали всегда и в среде русского крестьянства, которое вопреки крепостному рабству оставалось духовно свободным, независимым; и среди горожан, где народная песня бытовала хотя и несколько измененной, но сохранившей национальное своеобразие; и в среде дворянства, для его лучшей, культурнейшей части песня была выразителем национального гения русского народа.

И наконец, под обаянием русской народной песни находились даже иностранные музыканты — итальянцы, французы, чехи, приглашённые для придворной службы в России. Так, один из знаменитых итальянских композиторов XVIII в. Паизиелло, услышав народные русские песни, « не хотел верить,— по воспоминаниям современника,— чтобы были они случайное творение простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей». Немало воспоминаний современников свидетельствует о восторженном отношении просвещенных иностранцев к народной русской песне, к ее талантливым исполнителям. Это отношение к ней сохранилось и в следующем столетии.

Например, замечательный немецкий композитор Р. Шуман подробно описывает свое впечатление от народного русского хорового пения: «Каждый голос поет свою мелодию, все голоса фугообразно переплетаются, захватывая почти все тоны аккорда, но сохраняя свою мелодическую природу Подобный естественный хор производит глубоко своеобразное впечатление». Могла ли эта песня не воздействовать на творчество русских композиторов, которых уже в XVIII веке было немало? Русская народно-песенная стихия явилась той основой, той почвой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Потому что народная песня — так или иначе — вошла в творчество всех русских композиторов, стала неотъемлемым элементом их произведений.

И не только вокальных: песен, романсов, кантат, оперы. Но и инструментальных сочинений: вариаций на народные темы, сонат, квартетов, концертов. Большого расцвета русская профессиональная музыка достигла в XVIII веке, который справедливо был назван «веком разума и просвещения». Если раньше церковь подавляла светское искусство, настойчиво изгоняя его как «бесовский соблазн», то в XVIII веке искусство — и музыка прежде всего — становится неотъемлемой частью русской культуры. И не только в России, но и за рубежом эта музыка пользовалась популярностью.

Нерасторжимую связь русских композиторов XVIII века в национальной почвой обусловило то, что все они были выходцами из демократических слоев. Но это же служило причиной и их зависимого, необеспеченного существования.

Бесправие и безвестность были их уделом при жизни и почти полное забвение — после смерти. 2

Фомин Евстигней Ипатоевич

Благодаря своей реформаторской деятельности он оставил глубокий след. Если по замыслу Екатерины народ должен был быть лишь бессловесной масс... Достоверно известно лишь, что одно время он служил в канцелярии Г. Державина. Княжнина (умершего, как утверждают Пушкин и другие современники, «под ...

Малоизвестные композиторы XVIII века

Выдающемуся русскому композитору, дирижеру, певцу — Дехтереву платили ... Лишь незадолго до смерти ему все же удалось с величайшими трудностями ... Одна из опер русского композитора, поставленная за границей, пользовал... Эти композиторы, как правило, обладали высокоразвитым чувством национа... 4 .

Романсы и опера

Романсы и опера. Исполнялись романсы обычно в сопровождении гитары, фортепиано, арфы. К концу XVIII века относится создание первых опер на национальные русс... Уже не античные герои и не средневековые рыцари и дамы действуют в эти... Содержание оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» и особенности сти...

Характеристика музыки начала XIX века

Эта мелодия то печально никнет, то порывисто устремляется к верхнему з... Такие произведения, как «Кабардинская песня», сборник «Кавказские песн... Вечные лишения, борьба за существование привели к трагическому концу —... Голос печально никнет, и сдержанные аккорды фортепиано словно договари... Поборник русской музыкальной науки был не одинок в своих убеждениях.

литература благодаря гению Пушкина.

Список используемой литературы 1. Васина – Гроссман В. А. «Первая книжка о музыке». М Музгиз, 1966 г. 2. Черный О. «Повести о русских музыкантах». М Детгиз, 1980 г. 3. Третьякова Л. С. «Русская музыка XIX века». М «Просвещение», 1976 г.