рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема аборта с позиции здравого смысла анализ философских подходов к определению личности

Работа сделанна в 2007 году

Проблема аборта с позиции здравого смысла анализ философских подходов к определению личности - Курсовая Работа, раздел Искусство, - 2007 год - Аборт как центральная проблема биоэтики Проблема Аборта С Позиции Здравого Смысла Анализ Философских Подходов К Опред...

Проблема аборта с позиции здравого смысла анализ философских подходов к определению личности. Как мы уже выяснили, собственно человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения.

Однако здесь возникает вопрос, является ли личностность человеческая сущность неотъемлемой частью этой человеческой жизни и каждому ли человеку принадлежит достоинство человеческой личности? Формальное согласие с общепризнанным принципом об уважении к человеческой личности не упрощает решение вопроса, так как существуют разные концепции личности.

Генетика и другие точные науки могут дать важные сведения о человеке, но само понятие личности принадлежит к философии и может трактоваться только в поле философии. Здесь следует напомнить, что учение о человеке как о личности появилось только с возникновением христианства. Однако, что удивительно, вплоть до конца XIX века собственно философия, философия как наука, существовала так, как будто этого открытия в христианстве не было. Даже христианские западные философы, по замечанию преподавателя Православного Свято-Тихоновского Богословского института В. П. Леги Лега В. П. Основное богословие.

Курс лекция в ПСТБИ 1999-2000 уч. год Электронный ресурс рассуждали о чем угодно, только не о личности. И только в начале XX века проблема человека выходит на первый план. Необходимость целостного понимания человека начинает осознаваться лишь с появлением таких мыслителей как Шпенглер, Маркс, Ницше, Кьеркегор, мыслителей, которые действительно ставили эту проблему в самой парадоксальной, шокирующей форме.

Действительно, человечество начинает понимать, что главного оно и не заметило. Лишь в XX веке начинает возникать собственно учение о человеке в таких концепциях как философская антропология, персонализм, экзистенциализм, психоанализ, социологическое учение Маркса и другие. В соотношении с проблемой человеческого эмбриона в современной литературе В. Поссенти и др. См. Орлова Н. Х. Эктогенез и проблемы биоэтики Электронный ресурс http sofik-rgi.narod.ru avtori orlova bioetica.htm выделяются два подхода к определению личности функциональный и субстанционалистский. 1. Функциональный подход Сторонники функционального подхода утверждают, что ценность личности завоевывается человеческой деятельностью или способностями.

Исходя из принципа функциональности, личность характеризуется согласно тому, что она может, то есть, способна ли она осуществлять свои действия на основе свободы воли, нравственности, самосознания.

Так, например, Майкл Тули считает, что существо не может иметь никаких прав, в том числе и право на жизнь, до тех пор, пока не станет иметь интерес т.е. строить планы на будущее Джонсон Т. Почему жизнь человека имеет ценность Электронный ресурс http www.scienceandapologetics.org text 47.htm Сходную позицию занимает философ Джон Кобб. Он утверждает, что хотя право человека на жизнь вполне фундаментально, оно не абсолютно. Оно происходит, а потому подчинено праву людей воплощать в жизнь свои планы. С его точки зрения люди, у которых еще нет или уже не будет планов, не имеют морального статуса личности, и потому их жизни не имеют особой моральной ценности.

Позиция российских функционалистов основана на марксистско-ленинском понимании человеческой сущности как совокупности всех общественных отношений Программа по биоэтике. Общий курс. Тема 4. Морально-этические проблемы статуса эмбриона И. В. Силуянова, В. И. Сабурова, К. А. Чернега и др. Электронный ресурс http bioethos.ru lect main.htm Марксизм разделяет понятия индивид единичный представитель человеческого рода и личность общественно развитый человек. Как писал К. Маркс Сущность личности составляет не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество Маркс К Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд Т. 1 С. 242 Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.

Личностью не родятся, личностью становятся Леонтьев А. Н. Деятельность.

Сознание. Личность М 1975 С. 176 Если считать, что именно эти характеристики являются самыми существенными для квалификации личности, то можно утверждать, что в течение жизни человек может утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС, потери памяти или разумности старым человеком и т.п. В этих случаях мы можем говорить о том, что перед нами нет личности, а, следовательно, этот индивид не может претендовать на какие-либо права.

Кроме того, человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т. д. собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов это уже не личность Философия Учебник Под ред. проф. В. Н. Лавриненко 2-е изд испр. и. доп М. Юристъ, 2004 С. 486 констатирует, исходя из позиции социологизма, автор учебника по философии. А это значит, что добрая половина нашего населения не является личностями и соответственно не может обладать никакими правами, так как думает и действует под влиянием рекламы, СМИ, многие находятся под влиянием тоталитарных сект и т.д. Далее мы рассмотрим взгляд Питера Крифта, изложенный в его работе Становление человеческой личности начинается с зачатия Крифт П. Становление человеческой личности начинаетс с зачатия Электронный ресурс http www.orthomed.ru news.php?id 4634 в которой он очень последовательно критикует данный подход.

Бихевиористская дефиниция, считает он, подходит для научных целей прогнозирования и экспериментов, но оно не пригодно для обычного мышления и здравого смысла, и еще менее пригодно для настоящей философии или этики, которые должны базироваться на здравом смысле.

Почему? Потому что здравый смысл проводит различие между тем, что каждый собой представляет и что он делает, между существованием личности и функционированием в качестве личности, разделяя таким образом являющегося личностью и функционирующего как личность. Не будучи личностью, нельзя действовать как личность, можно конечно быть личностью, но не функционировать как личность.

Почти все признают, что личность существует, но определенные человеческие функции типа способности к рассуждению, выбору, или языку могут отсутствовать у человека в глубоком сне, в коме и в младенчестве. Человеческая деятельность является признаком и результатом существования личности. То, что мы умеем и действуем теми или иными способами, зависит от того, что мы собой представляем, от нашей природы, сути. Конечно, на нас влияет окружающая среда, социум, но говорить о том, что именно они формируют в нас нашу сущность нельзя.

Ни у одной, даже самой умной собаки, воспитанной в человеческой обществе, никогда не появится способности к осознанию себя, так как эта способность присуща только человеку. Иными словами нечто должно обладать человеческой сущностью, чтобы социум смог развить в нем человеческие функции. Социализация лишь раскрывает в нас те возможности, которые уже заложены в нас с самого зачатия.

Функционализм совершает элементарную ошибку, смешивая признак вещи с самой вещью, дым с огнем. Функционалист не может пользоваться простым языком, не противореча себе. Он говорит, например, что нет такого предмета как река, потому что все реки разные. Его номинализм превращает простой язык в бессмыслицу. Функционалист считает, что сам по себе функционализм является простым и разумным, не говоря уже о его сути. Он говорит, что традиционный разговор о сути - это нечто устаревшее, необязательное, мистическое, запутанное, и антинаучное.

Но он не прав. Разговор о сути не устарел, он вечен, он встроен в саму языковую структуру, поскольку в большинстве своем слова универсальны и понятны многим. Толкование сущности не является чем-то мистическим, оно соответствует здравому смыслу. Оно не антинаучно, потому что наука ищет универсальные законы, правду о происхождении видов, а не причудливые экземпляры. Таким образом, совершенно очевидно, что функционализм теоретически очень слаб. Но он также разрушителен фактически.

Современный человек все более и более сводит свое существование к функционированию. Мы больше не задаем вопрос Кто - он нам важнее Что он делает Функционализм является результатом нынешнего разрушения семьи, ибо семья - это место, где мы знаем, что нас любят не за то, что мы делаем, не за нашу деятельность, а за то, что мы есть. Что заменяет семью, где нас ценят за то, что мы просто существуем? Рабочее место, где нас ценят за нашу деятельность.

Эта замена в обществе является зеркальной заменой в философии старой Этики неприкосновенности жизни на новую - Этику качества жизни. В этой новой этике человеческая жизнь рассматривается как нечто ценное и заслуживающее существования, если и только если судьи решают, что она осуществляется на определенном уровне, например, имеет функциональный уровень I.Q. коэффициента интеллекта от 60 до 40 или способность устанавливать связь с другими людьми из этого можно было бы сделать логический вывод, что жизнь резко аутичной личности, не обладает качеством в достаточной степени, чтобы заслужить право на жизнь или перспективу фактически нормальной, здоровой и свободной от боли жизни таким образом, активная эвтаназия или содействие самоубийству оправдываются. Если кто-то испытывает недостаток функциональных критериев качества жизни, значит, он испытывает недостаток индивидуальности и права на жизнь.

На наш взгляд, такая этика страшнее, нежели этика преступного мира, поскольку тот, по крайней мере, не рационализирует свои убийства, изобретая новую этику, которая притворяется, что люди, которых убивают преступники - не являются людьми.

Функционализм, служащий основой Этики качества жизни, является предосудительным в нравственном отношении по меньшей мере по трем причинам. Во-первых, функционализм ведет к деградации, унижению и разрушению человеческого достоинства. Во вторых, функционализм - сторонник элитарного подхода он ущемляет в правах менее совершенных представителей.

В-третьих, он пользуется преимуществом, это - игра силы, это - превосходство силы над здравым рассудком. Эмбрионы не хотят умирать. Они борются за жизнь. Но у врачей есть власть, а у эмбрионов ее нет. Возможные социальные последствия функционализма описаны в утопии Джорджа Бернарда Шоу, где показано будущее, в котором каждый гражданин ежегодно обязан был представать перед Центральным комитетом планирования, чтобы подтвердить социальную полезность своего существования, в противном случае жизнь человека безболезненно прерывалась . 2. Субстанционалистский подход В сущностном, субтанционалистском подходе определение личности не зависит от каких-либо свойств, и аргументация идет по онтологическому принципу.

Онтологический подход в понимании личности субъекта исключает вероятность ее растворения в различных вторичных актах. Фундаментальное различие порядка бытия и порядка действия определяет то, что личность может быть личностью даже в отсутствии действий.

Для этого подхода характерно совпадение сущности и природы человека. К нему относятся философия персонализма Э. Мунье, Ж. Лакруа, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. Шестов, Штерн, философская антропология, натурализм просветителей, антропологизм Фейербаха, фрейдизм, прагматизм и другие направления. Основатель персонализма Эммануэль Мунье говорил, что персонализм всегда существовал в христианстве. Сторонники субстанционалистского подхода утверждают, что человечность не приобретается, но неотделимо связана с человеческой жизнью.

Она присуща человеческой жизни и, следовательно, личностность берет свое начало с момента оплодотворения. Этот подход основан на определении антропологической сущности человека как телесного субъекта или одухотворенного тела. Человек - это существо телесное и духовное одновременно. Он представляет собой единство души или духа и тела. Существование у человека души, как некой нематериальной сущности, проявляется в способности человеческого интеллекта создавать отвлеченные представления, раздвигающие границы времени и пространства.

Понятия о любви, о справедливости сами по себе, или геометрические понятия о круге, линии и точке, их нет в материальном мире, однако человек может создавать их. Это объяснимо лишь фактом существования некоего духовного начала, которое, воздействуя на мозг, вызывает подобные представления. Невозможно предположить, чтобы нечто чисто материальное создавало нематериальные понятия.

Но эта человеческая душа неразрывно связана с телом. Речь идет не о какой-то духовной организации заключенной в теле, как думали древнегреческие философы-дуалисты. Действительно, нет смысла говорить находится в теле о том, что является по сути своей духовным. Речь идет о воплощенном духе или о духовном, иначе нематериальном, теле. Это и есть человек. Единство души и тела, которым он является, не приемлет разделения двух этих составляющих без своей гибели. Если не будет тела, не будет и человека, останется лишь одна душа. Если не будет души, останется только труп. Человеческая душа требует тела, которое ей соответствует, а тело точно также требует соответствующую ему душу. Тело является тем, что составляет человека, а не некой случайностью.

Это не костюм, который человек надевает, а потом снимает. У человека нет тела, но он сам - его тело. Таким образом, понятие телесной личности, то есть нераздельное единство человеческого духа и тела, приводит персоналистов к тому, что начало телесной сферы человека означает начало самой человеческой личности.

Центральное понятие личности здесь определяется по самой знаменитой и общепризнанной формуле, которая принадлежит Северину Боэцию ок. 480 -525г. Persona est naturae rationalis individua substantia личность есть индивидуальная субстанция, имеющая разумную природу Боэций. Утешение философией Цит. по Орлова Н. Х. Эктогенез и проблемы биоэтики Электронный ресурс http sofik-rgi.narod.ru avtori orlova bioetica.htm Через понятие человеческого субъекта и человеческой субстанции делается отсылка, как на телесную, так и на духовную компоненту.

Таким образом, через это определение мы можем идти как в сторону идеализма, так и в сторону материализма. И мы уже не можем говорить, что есть индивидуумы плод младенца, умственно отсталые и находящиеся в коме, которые принадлежат человеческому роду, но не являются личностями. Там, где есть человеческий индивидуум, там есть и человеческая личность. Исходя из этого, эмбриону можно присвоить статус личности, так как он желает вести себя как живое существо, имеет свою индивидуальную генетическую природу, в нем существует своя уникальная программа развития.

В момент зачатия происходит то, что на философском языке называется преобразованием сущностей из двух зигот образуется новая, готовая осуществить свой собственный сценарий жизни. Было бы вполне законно утверждать, что эта реальность имеет право на жизнь, так же как и родители. Таким образом, подводя итог, сделаем несколько выводов.

Функциональный подход в определении сущности человека приводит к унижению человеческого достоинства, так как целые категории людей, не соответствующих определенным стандартам, исключаются им из человеческого сообщества и лишаются всех человеческих прав. Кроме того, функционализм разнороден по своему составу существуют огромное количество критериев, предложенных для определения человеческой сущности, многие из которых прямо противоположны друг другу, поэтому при применении этого подхода на практике будет преобладать та точка зрения, на чьей стороне будет сила. К тому же совершенная путаница возникнет с тем обстоятельством, что все люди в определенные моменты своей жизни согласно данному подходу то теряют, то снова приобретают человеческую сущность состояния сна, комы и т.д Следовательно, для удобства необходимо будет обговорить эти обстоятельства особо, то есть договориться о том, кого признавать человеческой личностью, а кого нет. Но человеческое достоинство объективно, оно не может быть предметом голосования.

Очень легко тому, кто обладает даром речи, говорить, что таково есть мнение большинства. Однако этим большинством может руководить идеологизированная пресса, чья позиция направлена против другого, тихого большинства, которое еще не появилось на свет. Пресса отнимает у него возможность в будущем поупражняться в красноречии, чтобы защитить себя. Это не более чем трусливый эгоизм и невероятная поверхностность.

Субстанционалистский же подход, признавая человека личностью с самого зачатия и наделяя его на этом основании всеми правами человека, таким образом, является единственным подходом, соответствующим здравому смыслу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Аборт как центральная проблема биоэтики

Рубеж конца ХIХ - начала ХХ века был также богат научными открытиями и достижениями. Тем не менее, именно со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают… Современная медицина не только поддерживает жизнь, но также имеет реальную возможность давать жизнь искусственное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема аборта с позиции здравого смысла анализ философских подходов к определению личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отношение к проблеме аборта православной конфессии
Отношение к проблеме аборта православной конфессии. В нашей стране господствующей конфессией является православие, поэтому позицию православия мы разберем более подробно, нежели позиции других конф

Восприятие проблемы аборта в других религиях
Восприятие проблемы аборта в других религиях. Выше мы рассмотрели точку зрения православия, так как она особенно важна для нашей страны, в которой большинство населения относится к православным.

Эмбриональный период развития человека первые
Эмбриональный период развития человека первые. месяца К концу первых суток после оплодотворения начинается дробление. Питание зародыша осуществляется благодаря запасам желтка в яйцеклетке. В

Плодный или фетальный период развития человека с
Плодный или фетальный период развития человека с. месяца до рождения Продолжают развиваться внутренние органы, особенно интенсивно печень, что очень важно, так как до 20-й недели именно печень - ос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги