рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дендизм в контексте культуры (литературные источники)

Дендизм в контексте культуры (литературные источники) - Дипломная Работа, раздел Искусство, Министерство Образования Российской Федерации Российский Государственный Педа...

Министерство образования Российской Федерации Российский Государственный Педагогический университет им.А.И.Герцена Факультет философии человека Кафедра этики и эстетики Допустить к защите в ГАК 200 Заведующая кафедрой Проф. Валицкая А.П. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Дендизм в контексте культуры литературные источники Автор работы Андреева Юлия Константиновна Направление гуманитарные знания Профиль культурология и философия 5 курсНаучный руководитель Иванов В.Г. профессор Санкт-Петербург, 200 г. Содержание Стр. Введение 4-I. Возникновение и развитие дендизма в XVIII - XІX вв. 1. Дендизм возникновение, развитие и основные принципы. Денди как культурно-аристократическая личность 6-2. Развитие дендизма в России. Образ денди в произведении А.С. Пушкина Евгений Онегин 12-20 ІI. Отражение идей дендизма в литературе XІX века 1. Общая характеристика развития идей дендизма в литературе. Понятие модный роман 21-2. Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана на основе романа Адольф 35- 3. Трактовка принципов дендизма в творчестве Оскара Уайльда на основе романа Портрет Дориана Грея .42-45 Заключение 46-47 Список литературы 48-50 Приложение 51-55 Введение. Появление денди и дендизма относится к 18 веку. Казалось бы, что может быть актуального в рассмотрении данного вопроса? Да, в 18-19 веках наблюдается появление и наивысший расцвет такого культурного явления в жизни общества как дендизм.

Но в настоящий момент утрачено истинное понимание этого уникального феномена культуры.

Ведь в изучении этой проблемы можно выделить два направления общее, относящееся к дендизму лишь как модному направлению, возникшему лишь в сфере моды. При этом сама личность денди не ставилась в центр изучения исключение составил Д. Бреммель. Второе - более углубленное, рассматривающее дендизм как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной Барбе д Оревильи.

Дендизм и Джордж Бреммель Эссе Пер. с фр. А.Райской М. Независимая газета, 2000 с.7 На протяжении двух лет изучения этой темы я могу утверждать, что добилась некоторых результатов в исследовании дендизма, например, мне удалось скорректировать термины денди и дендизм, выявить основные принципы поведения и мышления денди, переосмыслить эти понятия в этическом и эстетическом аспектах.

Целью же данной работы является осмысление принципов дендизма на основе литературных источников.

В связи с этим передо мной стоит ряд задач ь Раскрыть исторические особенности развития дендизма ь Зафиксировать место денди и дендизма в культуре ь Рассмотреть основные принципы мышления и поведения денди через призму литературы. Результаты, полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области культуры. Материалы работы могут оказать определенную помощь при углубленной разработке уроков истории мировой литературы, а также истории мировой культуры не только в школе, но в других учебных заведениях, где в программе существуют эти дисциплины. І. Возникновение и развитие дендизма в XVIII - XІX вв. 1. Дендизм возникновение, развитие и основные принципы. Перед тем, как начать рассмотрение явление дендизма в культуре и его отражение в литературе, я хотела бы представить некоторые определения данного феномена в различных источниках.

Так, в словаре иностранных слов дается следующая трактовка Денди - англ. dandy - изящный светский человек.

Дендизм - 1 изысканность в одежде, манерах и обращении 2 модное течение и литературное направление 19 в отличавшееся изысканностью и представленное во Франции Барбе д Оревильи, в Англии О.Уайльдом Словарь иностранных слов. Под. ред. Т.М.Капельзона М. Государственно-энциклопедическое издательство Советская энциклопедия , 1933 с.353-354 По свидетельству немецкого исследователя Отто Манна первоначально дендизм, похоже, был лишь феноменом модного общества Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни Волшебная гора, 7 - М 1998 с.5 Как видно в приведенных выше интерпретациях терминов денди и дендизм превалирует отношение к этому явлению как явлению поверхностному, не несущего за собой какой-либо серьезности.

Лишь как к модному направлению, возникшему в сфере моды. При этом сама личность денди не ставится в центр изучения, а тем более понимания. Но понимание дендизма и денди не может сводится лишь к образу, который возникает у нас перед глазами в первые минуты элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно смокинг, галстук-бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка Вайнштейн О. Поэтика дендизма литература и мода Иностранная литература, 3 - М 2000 с.2 Значит ли это, что дендизм - прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни? Нет, по словам теоретика дендизма Барбе д Оревильи, дендизм нужно рассматривать как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной Барбе д Оревильи.

Дендизм и Джордж Бреммель Эссе Пер. с фр. А.Райской М. Независимая газета, 2000 с.7 Возникает в Англии в XVIII и начале XIX в. как форма борьбы аристократии с энергически наступающей буржуазией на арене быта, форм жизнеустройства и бытового уклада.

Стремлению буржуа считаться с общепринятыми моральными нормами и художественными вкусами денди противопоставляет культ своеобразной личности, враждебной тривиальности, пошлости, тому, что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется vulgar Пушкин А.С. Евгений Онегин. М. Художественная литература, 1986 с.176 семейственному комфорту, несколько грубоватому, типичному для нового господствующего класса - утонченную изысканность внешности, манер и обстановки его респектабельности и строго фарисейской нравственности - аморальность и демонизм.

Представители дендизма справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как щегольства, модничания, склонности к франтовству в одежде, как искусства повязывать галстук. Дендизм представлял собой подчас целое миросозерцание с определенным жизненным и практическим уклоном.

Он окрашивал все существование своих приверженцев, отнюдь не сводясь к показному фатовству и проводя глубоко-консервативную идею о природном неравенстве людей в области изящного. Важно так же отметить основные принципы поведения и мышления человека, относившего себя к денди ь Одежда всегда должна быть элегантной, но не заметной ь Всегда поступать неожиданно, так, чтобы ум, привыкший к игу правил, не мог, рассуждая логически этого предвидеть ь Стремление более удивлять, чем нравиться ь Направленность на романтический культ индивидуализма.

Но следует оговориться, что эти положения ни в коем случае не являлись каким-то каноном поведения, следуя которому можно стать денди. Если бы существовали четкие правила поведения, то все бы стали денди, а это невозможно.

Основное правило дендизма - никаких правил! Независимость - прежде всего! Вот из-за такой постановки себя в обществе и возникают проблемы коммуникации между денди и собственно обществом, в котором он находится. Но, следует отметить, что конфликт для него - один из возможных стилей общения. Денди может дойти до определенной точки и совершенно спокойно вернуться назад. Поэтому он весьма уверенно идет к этой точке, и строго чувствует момент остановки. Денди в какой-то степени поддерживает жизнь общества происходит своего рода обмен дарами, заключается негласный договор денди развлекает людей, избавляя их от скуки, отучает от вульгарности, а за эти функции общество должно содержать денди, как политическая партия содержит своего оратора Барбе д Оревильи.

Дендизм и Джордж Бреммель Эссе Пер. с фр. А.Райской М. Независимая газета, 2000 с.10-15 Посредством своей надменной дерзости, гипертрофированного чувства достоинства, а также чувства тщеславия и неожиданных поступков денди пытается хотя бы временно вырваться из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными условиями пережить состояния личной свободы, гармонии и абсолютной полноты жизни Бычков В.В. Эстетика Учебник М. Гардарики, 2002 с.15-69 Рассмотрев основные особенности возникновения и развития дендизма, я хотела бы более подробно остановиться на первом и одновременно классическом представителе это явления, Джордже Брайане Бреммеле, которого называли щеголем Бреммелем по аналогии с героями моды во французском обществе.

Сферой жизни и деятельности Бреммеля было модное английское аристократическое общество его времени, т.е. первых десятилетий XІX века. Щеголи, однако, выделялись своей одеждой и поведением, Бреммель же был тактично незаметен.

Одет он был просто, как любой другой в Belvoir Hunt Перевод с английского языка мой - А.Ю. George Grabbe in Sieveking A.F. Dandysm and Brummell. The Contemporary Review,1912 p.237 Он строго придерживался принципа, что одежда определяется законами приличия Он избегал ярких красок, всяких украшений и побрякушек William Pitt Lennox Lord Celebrities I have known. 2 series. 2 vols, 1876 1877 p.180 И его поведение было сдержанным, серьезным, достойным.

Образу щеголя мало соответствовало мужское начало, даже достоинство в его внешнем облике. Казалось, что он и не хотел оказывать на моду какое-либо влияние. Одежда была сшита без изъяна и словно для него. И носил он ее превосходно, опять же не стремясь произвести эффект.

Отсутствие во всем его облике чего-либо заранее рассчитанного казалось необычным. Его положение в английском обществе являлось следствием его эстетически совершенного вида. Он пожинал восхищение, которое заслуживал его бесспорный вкус Там же Бреммель занимал господствующее положение в обществе и господствовал. В романе Бульвер-Литтона Пелем он фигурирует под именем Рассельтона. Передо мной стоял современник и соперник Наполеона, властитель в большом мире элегантности и галстуков, могучий гений, перед кем преклонялась аристократия и кого стеснялась мода, тот, кто одним кивком головы покорял высшее дворянство Edward Bulwer-Litton. Pelham.1885 p.329 Только казалось. Что совершенный эстетический образ Бреммеля не предполагал воздействия на окружающих.

Благодаря этому образу Бреммель господствовал, а посредством господства проявлял и вводил в действие свой вкус. Для этого он использовал преимущества своей персоны и личности. Сам Бреммель не довольствовался тем воздействием, которое исходило из его внешнего вида и одежды.

Он также обладал выдающимся даром развлекать Барбе д Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель Эссе Пер. с фр. А.Райской М. Независимая газета, 2000 с.21-25 Барбе д Оревильи называет его одним из выдающихся мастеров развлекательного искусства Англии. Но он не довольствовался успехами и на этом поприще. Он был еще смелым и бойким насмешником Там же В своем окружении он высмеивал все изъяны во вкусе. При этом он демонстрировал и свое духовное превосходство.

С удивительным мужеством он мог поражать острием своего слова людей, превосходящих его и своим положением, и талантом. Внушать опасения - это преимущество было ему знакомо. Ему было знакомо легковерие мира, была знакома рыночная цена самомнения, и вскоре он стал выступать в роли признанного судьи, высшей инстанции в обществе Edward Bulwer-Litton. Pelham.1885 р.252 Бреммель очаровывал всех людей и, особенно, великих своим духом. Среди почитателей Бреммеля был и Д.Г.Байрон.

Говорят, что он однажды сказал, что скорее хотел бы быть Бреммелем, чем Наполеоном. Здесь просматривается еще одна сфера влияния Бреммеля он представляет не только моду, но и форму культуры. Поэтому он пребывает в напряженных отношениях с обществом. Он олицетворяет собой форму культуры, которой должно было бы обладать, но в полной мере не обладает общество. Он, по сути, противостоит обществу. Как представитель классического дендизма, Бреммель никогда не был превзойден.

Только для него пребывание и господство в мире моды стало исключительно содержанием жизни. Только он господствовал абсолютно. Все последующие денди духовного склада принадлежали миру культуры, эстетической культуры, и прежде всего - литературы. О традициях дендизма в литературе речь пойдет в следующем разделе. 2. Развитие дендизма в России История русского дендизма начинается, как ни странно, с женского имени. Отказ от румян верной сподвижницы Екатерины II Екатерины Романовны Дашковой, по мнению французского писателя Барбе д Оревильи, был несомненным актом дендизма.

Под дендизмом в этом случае понимался не выбор туалета, не способ его носить и даже не манера одеваться, а вся манера жить. Дашкова осмеливалась появляться в обществе с практически чистым лицом, без румян и белил, в ту самую эпоху, когда дамы спешили нарумяниться, еще не встав с постели, а недостаточное количество краски на лице считалось попросту непристойным и расценивалось как вызов.

Далее, я хотела бы представить развитие дендизма, основываясь на исследованиях в этой области таких авторов, как писатель и историк Э.С. Радзинский, а также доцент кафедры истории русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Ивинский. Они трактуют дендизм через призму поведения А.С.Пушкина и П.Я.Чаадаева. По признанию Э.С.Радзинского, П.Я.Чаадаев был полномочным послом дендизма в России. Но, немного истории В 1856 году в Москве произошло печальное событие, поставившее Московские ведомости в весьма затруднительное положение.

Умер Петр Яковлевич Чаадаев, никаких чинов не имевший. Да и вообще давным - давно нигде не служивший. А как сказал его современник У нас в России кто не служит, тот еще не родился, а кто службу оставил, тот, считай, помер. Но несмотря на это, не сообщить в газете о его смерти было положительно невозможно, ибо, не занимая никакой должности на Государевой службе, отставной ротмистр Петр Чаадаев занимал особое, даже исключительное место в жизни как московского, так и петербургского общества Радзинский Э.С. Чаадаев, или о рабстве М. Эксмо, 2001 с.6-28 Как пишет Э.С.Радзинский, происходил Петр Яковлевич по матери из рода славного историка князя Щербатова.

Родителей он потерял в детстве, и воспитывала его известная всей Москве причудами и богатством старая дева, княжна Анна Щербатова. Воспитание молодого человека, имеющего счастье и несчастье быть наследником большого состояния, описано неоднократно сначала крепостная нянюшка учит младенца прекрасной русской речи, после чего извечную нашу Арину Родионовну сменяет извечный гувернер из французов - католик. Это, кстати, вызывало изумление жившего в те годы в России Жозефа де Местра.

Отмечая непримиримость русской православной церкви, ее постоянную борьбу с католицизмом, граф удивлялся полнейшему ее равнодушию к тем, кто воспитывает русских детей. француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.

Пушкин А.С. Евгений Онегин М. Художественная литература, 1986 с.188. Затем легкомысленного француза сменил дотошный англичанин - тоже отнюдь не принадлежавший к православию. Он научил нашего героя любить Англию, а заодно и пить грог. Ну а потом Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет. Там же. Галломанию, столь модную в России, начала сменять англомания. Две империи владели умами тогдашних комильфо. Первая - империя вчерашнего лейтенанта, ставшего владыкой полумира, рушившего троны и назначавшего королей.

Но была еще одна империя, не менее могущественная империя денди во главе с ее некоронованным владыкой, англичанином Джорджем Бреммелем. Как и всякий император, лорд Бреммель тоже издавал законы - к примеру, вдруг начинал носить накрахмаленные галстуки или перчатки до локтей, и никто не смел ослушаться- все носили. Но дендизм - это не только искусство одеваться и счастливая диктатура элегантности. Эта манера жить. Это тот ресторан, та любовница, та дуэль, те привычки Прямым Онегин Чильд-Гарольдом Вдался в задумчивую лень Со сна садится в ванную со льдом Там же. с 201. Главная гордость денди- быть не как все, поступать совершенно неожиданно, но демонстрируя при этом такт и искусство истинного денди - умение нарушать правила в пределах правил, быть эксцентричным и радостно непредсказуемым, оставаясь в рамках хорошего тона и безупречной светскости.

П.Я.Чаадаев с начала жизни стал полномочным послом дендизма в России, и до смерти его манеры, умение одеваться и его странности но не смешные, а напротив, те странности - таинственные, ему только присущие, непредсказуемые будут притчей во языцех. Русский посол в Париже после падения Бонапарта, корсиканец-эмигрант, Поццо ди Борго говорил, что если бы он был властью в России, то непременно и часто посылал Чаадаева за границу, чтобы все могли увидеть этого русского и при этом абсолютно порядочного человека.

Для Поццо ди Борго быть абсолютно порядочным - и значило быть абсолютным денди. Как и положено абсолютному денди, Чаадаев своими странностями озадачил до восхищения озорных сверстников.

Существовали общие забавы тогдашних молодых людей - Лунина, Пушкина и прочих, почитавших непременно быть друзьями Вакха и Венеры Там же с.209 Но во всех этих коллективных веселиях нет нашего героя. П.Я.Чаадаев с холодным презрением наблюдает общие забавы молодых повес. С самого начала на его личную жизнь наброшен непроницаемый покров тайны, и сверстники с уважением принимают этот утонченный дендизм.

Другим представителем русского дендизма можно назвать А.С. Пушкина. Доцент кафедры истории русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Ивинский отмечает, прежде всего, некоторые специфические особенности поведения А.С. Пушкина в обществе, которые бросались в глаза современникам и которые могли ассоциироваться с дендизмом. Он сравнивает две точки зрения, А.П. Керн и Н.В. Путяты. Итак, А.П. Керн сравнивала поведение в обществе Дельвига с пушкинским, и сравнение оказалось не в пользу А.С. Пушкина Дельвиг соединял в себе качества, из которых слагается симпатичная личность.

Любезный, радушный хозяин, он умел осчастливить всех, имевших к нему доступ. Благодаря своему истинно британскому юмору он шутил всегда остроумно, не оскорбляя никого. В этом отношении Пушкин резко от него отличался у Пушкина часто проглядывало беспокойное расположение духа. Великий поэт не чужд был странных выходок и его шутка часто превращалась в сарказм, который, вероятно, имел основание в глубоко возмущенном действительностию духе поэта А.П. Керн. Воспоминания.

СПб, Художественная литература, 1962 с.16-29 Любопытно, что если А.П. Керн объясняет эти особенности поведения А.С. Пушкина его романами, то Н.В. Путята апеллирует к сложным отношениям Пушкина с царем и Бенкендорфом Среди всех светских развлечений он порой бывал мрачен в нем было заметно какое-то грустное беспокойство, какое-то неравенство духа казалось, он чем-то томился, куда-то порывался. По многим признакам я мог убедиться, что покровительство и опека императора Николая Павловича тяготили его и душили Путята Н.В. Из записной книжки Пушкин А.С. в воспоминаниях современников 3-е изд. Доп СПб. Академический проект, 1998 с.5-8 По - видимому, и А.П. Керн, Н.В. Путята по-своему правы.

Но, кажется, нельзя не отметить какую-то стереотипность в пушкинском поведении, стремление А.С. Пушкина к романтической или байронической маске. Вместе с тем нельзя не отметить, что этот бытовой байронизм был, разумеется, хорошо рассчитанной игрой, был маской, которая позволяла декларировать ориентацию на определенный культурный код, более или менее понятный собеседнику.

Одной из возможных интерпретаций этой маски является дендизм. Если педант пренебрегает светскими обычаями потому, что знает их слишком плохо, то денди - потому, что знает их слишком хорошо. Дендизм в России ассоциировался, конечно, с английской аристократической бытовой культурой и, в частности и прежде всего, с репутацией Д.Г.Байрона и Дж. Бреммеля.

По словам Ю.М. Лотмана, если Байрон противопоставлял изнеженному свету энергию и героическую грубость романтика, то Бреммель - грубому мещанству светской толпы изнеженную утонченность индивидуалиста Лотман М.Ю. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. 1960-1990. Евгений Онегин. Комментарий СПб. Искусство, 2003 сс.432-467 В связи с эти напомню, что сам Байрон во всяком случае, в начале 1820-х гг. вовсе не склонен был отождествлять себя с денди.

В Разрозненных мыслях Д.Г. Байрон говорит всего лишь о своем мирном сосуществовании с кружком денди, о налете дендизма Байрон Д.Г. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3 М. Правда, 1981 СС. 311-334 достаточным для того, чтобы поддерживать это сосуществование, и о краткости юношеского увлечения дендизмом. Другое дело, что поведение Байрона могло восприниматься в России в контексте дендизма и обретать соответствующий статус. Но помимо этого существует и другая точка зрения. Она заключается в том, что поведение А.С. Пушкина в обществе вообще вряд ли может быть определено как дендистское. Дело в том, что такие детали одежды, как английский фрак и лорнет, и такие особенности поведения в свете, как апатия, замкнутость, мрачность и т.п на самом деле мало что решают все это, разумеется, легко доступно самым поверхностным подражателям.

Подлинный денди этим удовольствоваться не может. Если не Байрон, то уж во всяком случае Бреммель с их поведением Лотман Ю.М. готов соотносить поведение А.С. Пушкина был в центре внимания людей своего круга именно как законодатель светской моды. Но репутация А.С. Пушкина в высшем свете ничего подобного в себе не заключает роль законодателя, в общем, Пушкину несвойственна.

Заглавного героя пушкинского романа в стихах У. Миллз Тодд III характеризует как человека, который строит жизнь свою по литературному образцу. Он - денди, холодный, насмешливый, деструктивно безнравственный. Хотя к такой роли его и подготовило воспитание, играет он ее с педантическим совершенством, которым обязан только себе самому ест только то, что следует, носит только то, что следует, появляется только там, где следует.

Его жизнь в обществе подобна произведению искусства, имеющему цель в самом себе, она - объект созерцания. Денди прославляет форму и, по знаменитому определению Бодлера, диктует ее. В этом он - мужская параллель хозяйке салона, какой становится Татьяна в последней главе. Но в то время как создание Татьяны, ее текст - салон - задает нравственный императив светского общества тем, кто посещает его, текст Евгения - он сам - объединяет членов общества в любовные треугольники, которые держатся на Овидиевой науке любви, на аристократической боязни показаться смешным и на том, что Евгений владеет, по меньшей мере, тридцатью условными масками William Mills Todd III. Fiction and Society in the Age of Pushkin.

Ideology, Institutions and Narrative. Cambridge Harvard University Press, 1986, pp. 123-126 Эта характеристика во многом справедлива, но не точна. Во-первых, Онегин именно не диктует форму ведь он полностью, как подчеркивает исследователь, подчинен ей. Во-вторых, если все же Онегин - денди, то очень странный это денди, который в свете пользуется репутацией педанта.

Напомню хрестоматийно известные строчки Онегин был по мненью многих Судей решительных и строгих Ученый малый, но педант Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре, И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.

Пушкин А.С. Евгений Онегин М. Художественная литература, 1986 с.188 Итак, Онегин, которого современный исследователь считает денди, в глазах того общества, которое его окружает в романе, является педантом. Здесь уместно напомнить, что А.С. Пушкин нигде не называет своего героя денди. Быть одетым как денди еще не значит быть денди. Может быть, единодушный приговор судей решительных и строгих характеризует не столько Онегина, сколько их самих, их забавную ограниченность и недогадливость? Так или иначе, высшее общество, представленное в первой главе романа в стихах, как бы дезориентировано в том, что касается Онегина его дендизм никто не замечает, более того, его объявляют педантом, т.е. его поведение прочитывают с помощью прямо противоположного культурного кода. При этом сама светскость поведения Онегина может быть, очевидно, поставлена под сомнение ведь выставлять напоказ в обществе свою ученость, разумеется, не принято, точно так же, как и с апломбом судить обо всем Пушкин А.С. Евгений Онегин М. Художественная литература, 1986 с.192-196 Можно сделать вывод о том, что высшее общество изображено в первой главе иронически, оно чересчур поспешно в своих приговорах.

Но как воспринимает Онегина петербургское избранное общество в восьмой главе.

В салоне Татьяны, где разумный толк был без педантства ? Если в первой главе решительные судьи не склонны трактовать поведение Онегина как розыгрыш, то здесь говорится о его склонности морочить свет, т.е очевидно, заставлять свет теряться в догадках о причинах его не совсем обычного поведения, игровой характер которого дополнительно подчеркивает список масок, в которые Онегин может облечься мельмот, космополит, патриот, гарольд, квакер, ханжа Пушкин А.С. Евгений Онегин М. Художественная литература, 1986 с.317 Но, как и в первой главе, о нем не говорят как о денди.

Более того, поведение Онегина в обществе готовы объяснить его стремлением походить на ханжу и квакера Стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим.

Мелькают лица перед ним, Как ряд докучных привидений. Что, сплин иль страждущая спесь В его лице? Зачем он здесь? Там же. Разумеется, в этом строгом приговоре не больше истины, чем в том, согласно которому Онегин был признан педантом. Так или иначе, если Онегин - денди, то в петербургском обществе этого никто не замечает. Следовательно, если мы признаем, что А.С. Пушкин действительно считал своего героя денди, то мы должны признать и то, что в петербургском высшем свете эта роль была маргинальной и не имела сколько-нибудь существенного значения.

Ведь денди не просто хочет эпатировать общество он вместе с тем и нуждается в нем, как актер нуждается в театральных подмостках. Таким образом, можно выделить следующее основное положение, характерное для развития дендизма в России русский денди обязательно сочетал в себе блеск внешних форм и утонченность умственной культуры Евгений Онегин есть арабеск мира нравственного, то - есть урод но образованный эстетически Гроссман Л.П. Пушкин и дендизм Гроссман Л.П. Собр. соч. в 4-х томах.

Т.1.М 1928 с.21 В заключении я хотела бы привести цитату Л.П. Гроссмана Русский дендизм - явление мало замеченное и еще совершенно неизученное Гроссман Л.П. Пушкин и дендизм Гроссман Л.П. Собр. соч. в 4-х томах. Т.1.М 1928 сс.24- 29 ІІ. Отражение идей дендизма в литературе XІX века 1. Общая характеристика развития идей дендизма в литературе.

Дендизм - бытовое явление художественного порядка, получившее выпуклое и разнообразное отражение в европейской литературе первой половины XIX века. Денди постоянно присутствует в литературе XIX века как узнаваемый персонаж, а в 20-е годы в английской литературе с легкой руки издателя Генри Коулберна начинает процветать жанр модного романа fashionable novel. Эпитет модный в данном случае имел двойной смысл главный герой, как правило, увлекался модой и представлял собой тип светского денди.

Но благодаря занимательному сюжету из жизни высшего общества и сами книги, как рассчитывал издатель, должны были привлечь внимание и стать модными в читательских кругах. Коулберн проницательно оценил социальную ситуацию к 1825 году в Англии уже сложилось сословие богатых буржуа, которые жаждали приобщиться к тайнам аристократического обращения. Истинная аристократия, напротив, брезговала общаться с банкирами и толстосумами-промышленниками, вменяя им в вину вульгарность манер.

Самые знаменитые клубы эпохи регентства - Олмак , Уайтс , Уатье - были сугубо элитарными заведениями закрытого типа, устав которых был специально сформулирован так, чтобы отсеять нуворишей. Клуб Олмак считался седьмым небом модного мира. В нем вопрос о допуске решал совет из десяти дам-патронесс их сравнивали с венецианским Советом десяти, которые безжалостно отсекали лиц незнатного происхождения, и никакие капиталы не могли помочь дочке банкира попасть на заветный бал по средам в Олмаке. Билеты на бал стоили недорого, закуска была скромная - лимонад и сандвичи с ветчиной, ведь основная цель дам-патронесс состояла в том, чтобы избежать ostentation - выставления напоказ, афиширования богатства.

Т. Веблен в конце XIX века придумает целую теорию, что именно выставление напоказ - признак буржуазного мышления, но эти социальные механизмы были прекрасно известны и раньше. Коулберн понял, что существует не только социальный, но и информационный заслон между нуворишами и аристократами напрашивающаяся аналогия - культурный зазор между новыми и старыми русскими, что создавало идеальную рыночную нишу для модного романа.

Отныне все желающие могли, купив заветную книжку, виртуально побывать в Олмаке или узнать, о чем толкуют в великосветских гостиных. Формула модного романа включала описания клубных балов, вечеров за картами, когда проигрывались целые состояния, любовных интриг, скачек и, конечно же, изысканных дамских нарядов и дендистских костюмов.

Упоминались даже реальные адреса модных портных, у которых можно было заказать подходящие туалеты. Принципы модного романа были достаточно отрефлектированы и нередко четко проговаривались прямо в тексте. У Бульвер-Литтона героиня -аристократка даже дает инструкции будущим авторам Умный писатель, желающий изобразить высший свет, должен следовать одному лишь обязательному правилу. Оно заключается в следующем пусть он примет во внимание, что герцоги, лорды и высокородные принцы едят, пьют, разговаривают, ходят совершенно так же, как прочие люди из других классов цивилизованного общества, более того - и предметы разговора большей частью совершенно те же, что в других общественных кругах.

Только, может быть, мы говорим обо всем даже более просто и непринужденно, чем люди низших классов, воображающие, что чем выше человек по положению, тем напыщеннее он держится и что государственные дела обсуждаются торжественно, словно в трагедии, что мы все время обращаемся друг к другу милорд да миледи, что мы насмехаемся над простыми людьми и даже для папильоток вырываем страницы из Дебреттовой Родословной пэров Edward Bulwer-Litton.

Pelham. 1885 p.146-152 Такие демократичные установки создавали иллюзию отсутствия дистанции и позволяли читателю отождествляться с героями, не испытывая чувства социального унижения. Особый талант Коулберна состоял в организации рекламной компании вокруг нового романа - как мы бы сейчас сказали, он был мастером public relations.

Он обладал неограниченными возможностями манипулировать прессой, будучи совладельцем основных литературных журналов той эпохи. Подписывая с автором контракт, он одновременно заказывал хвалебную рецензию на роман - нередко тому же самому автору под псевдонимом. Для того чтобы внушить публике веру в правдивость деталей, Коулберн прибегал к хитроумной тактике он заранее распускал слухи, что автор романа - знатное лицо, не пожелавшее открыть свое инкогнито. Читатели таким образом вовлекались в азартную игру отгадывания, кто скрывается за маской, не говоря уж о том, что многие действующие лица романов представляли собой портреты известных аристократов под прозрачными псевдонимами.

Иногда к роману для вящего удовлетворения любопытства прикладывался ключ в виде таблицы персонажей по принципу кто есть кто хотя порой и ключ изобиловал намеренными неточностями. Аристократы также не пренебрегали чтением модных романов, и в этом случае игра узнавания приобретала особый характер по мельчайшим деталям вычисляли, кто из своих мог оказаться автором, выставившим на широкое обозрение зарисовки нравов и иронические шаржи знатных особ. Коулберн, правда, не поощрял уж слишком сатирические картинки, чтобы сохранить почтительный интерес публики к аристократическому сословию.

Подобная стратегия позднее вызвала обратную реакцию - тогда появился Теккерей со своими язвительными Записками Желтоплюша 1840 и Книгой снобов 1847 . Первый громкий успех в жанре модного романа имел Тремэн Р. П. Уорда 1825 . Это была история денди, и в ней впервые были детально описаны все дендистские мелочи туалета, стиль жизни, а также техника светского успеха.

Очевидный прототип Тремэна - Джордж Браммел как и знаменитый денди, главный герой романа любит сидеть возле окошка клуба Уайтс и иронизировать по поводу костюмов прохожих. Совпадают и другие знаковые детали - Тремэн отвергает невесту за то, что она пользуется столовым ножом, когда подают горошек. Роберту Уорду к моменту публикации романа было уже шестьдесят лет, и он был огорошен неожиданным успехом романа.

Он был вхож в светские и политические круги и, чтобы не ставить под удар свою карьеру, благоразумно воспользовался псевдонимом. При этом Уорд настолько заботился о своем инкогнито, что даже вездесущий Коулберн не знал его истинного имени. Текст романа переписывали две дочери Уорда, чтобы нигде не фигурировал настоящий авторский почерк. Все контакты с издателем осуществлялись через личного адвоката Уорда Бенджамина Остена и его жену Сару. Они же передавали ему письма читателей и отзывы коллег-литераторов - в его адрес, к примеру, направили одобрительные послания Генри Макензи и Роберт Саути. Но наибольшее удовольствие Уорду доставляла такая игра по вечерам он направлялся на светские вечеринки и там охотно поддерживал разговоры о том, кто же мог быть автором скандального романа, высказывая самые невероятные предположения.

Попутно он участвовал в спорах о прототипах, пользуясь возможностями тонко отомстить своим недоброжелателям.

Так, одной даме, которая сочла роман вульгарным, он намекнул через третьих лиц, что якобы слышал, будто с нее списан характер самого неприятного персонажа в книге - леди Гертруды. Другой сенсацией стало появление в издательстве Коулберна романа Дизраэли Вивиан Грей 1826 . Публикации содействовала та же Сара Остен, которая была посредницей между Коулберном и Уордом. Раскрутка велась по уже налаженной схеме намеки, рецензии, ключ персонажей. Роман был также издан анонимно, однако на этот раз авторское инкогнито было раскрыто довольно быстро.

После того как журналисты дознались, что автор - мало кому известный юноша из еврейской семьи, возникло недоумение, откуда он мог так хорошо знать нравы высшего общества. В некоторых критических статьях намекали, будто Дизраэли украл дневники Уорда и списал из них характеристики знаменитых светских персонажей. Подобное обвинение можно объяснить тем, что в тот момент Тремэн был, в сущности, единственным образцом модного романа и все публиковавшееся вслед за ним невольно сравнивалось с ним как с архетипом.

Но на самом деле Дизраэли сочинил сам свой текст, и Уорд одобрительно отзывался о его книге, видя в ней признаки блестящего дарования начинающего автора тогда еще никто не мог догадываться, что настоящие амбиции молодого человека простираются далеко за пределы литературы. Вивиан Грей по сюжету - циник, который делает ставку на политическую карьеру и плетет интриги, чтобы заручиться поддержкой влиятельных лордов и попасть в парламент.

Такой герой для Дизраэли оказался своего рода пробным камнем будущий премьер-министр Англии Дизраэли получил этот пост в 1867 году размышлял о моральной цене политического успеха. Главный герой романа демонстрировал в лучших дендистских традициях холодную наглость в сочетании с изысканной вежливостью опоздав на блестящий обед, он пренебрегает свободным местом с краю стола и, пользуясь благосклонностью хозяйки дома, занимает лучшую позицию в центре рядом с ней. Но для этого приходится подвинуть все остальные кресла, в результате чего у прочих гостей оказываются перепутанными тарелки, и мисс Гассет, которая собралась полакомиться фруктовым желе, по ошибке берет целую ложку жгучего соуса карри с тарелки своего соседа, словом, происходит полный переполох. Ну вот, это разумное расположение, что может быть лучше Е. Disraeli.

Vivian Grey. 1848 рр.273-279 - хладнокровно реагирует Вивиан Грей. Дендизм Вивиана Грея насквозь автобиографичен молодой Дизраэли запомнился современникам не в последнюю очередь экстравагантными костюмами.

Генри Бульвер, брат писателя Бульвер-Литтона вспоминает, что на светском обеде Дизраэли был одет в зеленые бархатные шаровары, канареечного цвета жилет, открытые туфли с серебряными пряжками, рубашку, отделанную кружевами, ниспадавшими на кисти рук Там же Дизраэли сознательно использовал дендистский стиль в утрированном варианте, чтобы произвести впечатление на дам, выделиться и запомниться.

Эта стратегия саморекламы входила в арсенал дендистских приемов, и Дизраэли не отказался от нее даже позднее когда он уже был видным политическим деятелем партии тори, он любил появляться в панталонах пурпурного цвета, отделанных золотым шнуром вдоль шва, продолжал носить перстни с бриллиантами поверх белых перчаток и множество золотых цепочек. Он добился членства в Олмаке благодаря рекомендации леди Танкервилль, был посетителем салона леди Блессингтон и подружился с королем лондонских денди того времени графом дОрсэ. На известной гравюре Дэниэла Маклиса 1833 года Дизраэли изображен во всем своем дендистском великолепии, причем среди его аксессуаров обращает на себя внимание трость со вделанным моноклем - модная техническая игрушка того времени, бывшая таким же знаком престижа, как и сотовый телефон сегодня.

На публике Дизраэли порой нарочно разыгрывал особые дендистские мини-перформансы, изображая из себя сообразно моде женственного, изнеженного молодого человека.

Однажды он наблюдал за игрой в теннис, и мяч залетел в зрительские ряды прямо ему в ноги. Дизраэли поднял мяч, но, вместо того чтобы закинуть его обратно на корт, попросил это сделать соседа, мотивируя свою просьбу тем, что никогда в жизни не бросал мяч. На следующий день об этой истории говорил весь Лондон. Третьим и самым знаменитым модным романом в серии Коулберна после Тремэна и Вивиана Грея стал Пелем Бульвер- Литтона. Собственно, только Пелему и суждено было пережить свое время и остаться в культурной памяти как библия дендизма.

Главный герой романа, молодой аристократ Генри Пелем изображен прежде всего как отчаянный щеголь. Он завивает локоны, пользуется миндальным кремом для лица, любуется своими перстнями и, что немаловажно для денди, тщательно соблюдает личную гигиену. Нарциссизм героя подчеркивается пристрастием к долгим и роскошным купаниям В те времена я был сибаритом в моих апартаментах была ванна, устроенная по плану, который я сам начертил поверх нее были укреплены два небольших пюпитра на один из них слуга клал мне утреннюю газету, на другой - ставил все, что нужно для завтрака, и я ежедневно по меньшей мере час предавался трем наслаждениям одновременно читал, вкушал пищу и нежился в теплой воде Edward Bulwer-Litton.

Pelham. 1885 р.154-167 Современникам Бульвер-Литтона показались странными подобные прихоти героя в них усмотрели нечто женственное, неприличное. Против Бульвер-Литтона выступил Карлейль, посвятивший денди сатирическую главу в своем романе Sartor Resartus, а также критики из журнала Фрейзерс мэгэзин. Среди них был и Теккерей, который в статье Люди и костюмы 1841 года недвусмысленно намекал на некоего писателя, который имеет привычку сочинять свои романы в халате из дамасского шелка и марокканских домашних туфлях вот если бы он носил обычный сюртук, то и стиль бы был другим прямым, мужественным, честным.

Под неблагоприятным влиянием подобной критики Бульвер-Литтон внес существенную правку во второе издание романа, и в результате из текста были вымараны многие самые интересные места, которые как раз были посвящены туалету денди.

К примеру, в первом издании в доме у приятеля Пелема лорда Гленвилла фигурировала роскошная ванная комната Эта комната была декорирована в нежно-розовых тонах. Ванна белого мрамора была искуснейшим образом сделана в форме раковины, поддерживаемой двумя тритонами. Как мне объяснил потом Гленвилл, в этой комнате была установлена машина, которая постоянно испускала изысканный приятный аромат, и легкие занавески колебались от душистого ветерка Edward Bulwer-Litton.

Pelham. 1885 р. 169 Такие пассажи было бы неудивительно встретить у Оскара Уайльда или у Гюисманса, но не забудем, что первое издание Пелема вышло в 1828 году! К счастью для поклонников дендизма, Бульвер-Литтон сохранил в книге свои знаменитые правила Искусства одеваться - вот некоторые из них Уметь хорошо одеваться - значит быть человеком тончайшего расчета.

Нельзя одеваться одинаково, отправляясь к министру или к любовнице, к скупому дядюшке или к хлыщеватому кузену именно в манере одеваться проявляется самая тонкая дипломатичность. В манере одеваться самое изысканное - изящная скромность, самое вульгарное - педантическая тщательность. Одевайтесь так, чтобы о Вас говорили не Как он хорошо одет но Какой джентльмен! Избегайте пестроты и старайтесь, выбрав один основной спокойный цвет, смягчить благодаря ему все прочие. Апеллес пользовался всего четырьмя красками и всегда приглушал наиболее яркие тона, употребляя для этого темный лак. Изобретая какое-либо новшество в одежде, надо следовать Аддисонову определению хорошего стиля в литературе и стремиться к той изысканности, которая естественна и не бросается в глаза Edward Bulwer-Litton.

Pelham. 1885 р. 175-179 Заметим, что в последней максиме литературные критерии беспрепятственно переносятся на одежду это позволяет говорить о едином большом стиле. Заповеди дендистского стиля в романе составлены на первый взгляд из изящных парадоксов.

Тем не менее, если присмотреться повнимательнее, в них можно выделить лейтмотив - это принцип так называемой заметной незаметности conspiсuous inconspiсuousness, который лег в основу современной эстетики мужского костюма. Первым идею неброской элегантности придумал, разумеется, Джордж Браммелл. Второй принцип, который также восходит к Браммелу продуманная небрежность. Можно потратить уйму времени на туалет, но далее необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации.

Педантическая тщательность вульгарна, потому что не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который потея постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху. В идеале оба принципа создают эффект естественности облика, которая исключает разные мелкие ухищрения, заставляющие человека держаться скованно.

Ведь когда Пелем заказывает себе фрак, он строжайшим образом запрещает портному подкладывать вату, хотя ему настойчиво предлагают дать надлежащий рельеф груди, прибавить дюйма два в плечах капельку поуже стянуть в талии Там же. 39 Там же Печальные последствия обратной стратегии Бульвер-Литтон рисует, не скупясь на жестокий сарказм Возле герцогини стоял сэр Генри Миллингтон, весь накладной, втиснутый в модный фрак и жилет. Несомненно, во всей Европе не найти человека, который был бы так искусно подбит ватой бедняга был не приспособлен в тот вечер к тому, чтобы сидеть на нем был такой фрак, в котором можно было только стоять Подобная картина ужасна для взгляда настоящего щеголя, поскольку дендистская мода в тот период, напротив, ориентировалась на самоуважение свободной личности, что подразумевало не только незатянутую фигуру, но и непринужденные манеры в том числе исключающие чрезмерные опасения, как бы не испортить одежду. За этими условностями стоял, однако, достаточно жесткий социальный подтекст - аристократический кодекс поведения.

Он диктовал презрение ко всем гиперболическим формам, акцентируя благородную простоту манер.

В романе Пелем не раз пробует анализировать отличительные признаки светского этикета, которые и были закреплены в дендизме Я неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в светском обществе, является ледяное, несокрушимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки - от самых существенных до самых ничтожных они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут, спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег, тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума Edward Bulwer-Litton.

Pelham. 1885 р. 181 Аристократическое спокойствие имело под собой незыблемое внутреннее достоинство и подкреплялось суровыми стоическими принципами воспитания британского джентльмена, что и обеспечивало в итоге знаменитую неподвижность лица. Но у денди внешнее самообладание превращается в императив ничему не удивляться и представляет собой своего рода постоянный внутренний тренинг, чтобы скрывать свои эмоции и эффективно манипулировать людьми, занимая в общении позицию сильного.

Этот новый персонаж, который лишен простодушия и свежести чувств, скорее ориентирован на прагматику социального успеха. В дендистском романе герой, как правило, прекрасно владеет собой, и только закономерно, что и Пелем, и Вивиан Грей делают политическую карьеру.

Управляй собой, и ты будешь управлять миром - вот их кредо. Более того, даже дамы, возлюбленные денди, обучены не демонстрировать публично чувства и, закусив губу, умеют изобразить душевное равновесие при полном его отсутствии. Для автора модного романа невозмутимость героев, как можно легко догадаться, создает дополнительные сложности - ему приходится пускаться в дополнительные комментарии от первого или третьего лица, и оттого дендистский роман в своем начальном варианте насыщен интроспекцией.

Другой выход - взамен исповеди героя безлично обрисовать его действия, что уже ведет нас к поэтике середины XIX века. Ведь дендистская невозмутимость служит удобной универсальной маской, за которой на самом деле могут скрываться самые разные социальные амплуа, в том числе прямо противоположные. Уже Пелем содержит детективную интригу герою приходится прибегнуть к переодеваниям и посещать самые мрачные лондонские притоны, чтобы спасти честь своего приятеля лорда Гленвилла.

Этот потенциальный авантюризм далее развивается в полноценные типажи денди-сыщика и денди- преступника. В одном из первых по-настоящему успешных коммерческих романов Парижские тайны 1842- 1843 Эжена Сю использован прием двойной жизни героя днем Родольф - безупречный денди, а по ночам он исследует парижское дно. Тот же стереотип поведения позднее воспроизводит уайльдовский Дориан Грей, а за ним - вереница аристократов в белых перчатках и с криминальными наклонностями из современных детективов.

Но лучше не заглядывать поспешно в будущее - посмотрим, что же происходило с модными романами после первого читательского успеха. Их ждала географическая экспансия успеха. Модные романы вскоре пересекли Ла-Манш - во Франции почти сразу стали переводить новинки издательства Коулберна. В 1830 году уже были напечатаны на французском Тремэн Уорда, Грэнби Листера, Да и нет лорда Норманбая, книги Теодора Хука и Дизраэли.

Пелем Бульвера-Литтона вообще появился в 1828 году одновременно во Франции и в Англии, а французский перевод вышел в 1832 году и неоднократно переиздавался. Кроме того, модные романы были доступны французским читателям в библиотеках, их цитировали в литературных журналах, обсуждали в кафе и в светских салонах. Как раз в тридцатые годы французская лексика пережила настоящую экспансию английских словечек, которые уцелели в языке до сих пор. Даже писатели иронизировали по поводу сложившейся парадоксальной ситуации.

High life это вполне французское выражение переводится на английский как fashionable people говорил позднее Аполлинер. Неудивительно, что французские денди тридцатых годов немало почерпнули для своего обихода именно из английских модных романов. Они читали их как учебники дендизма. Особую роль для популяризации дендизма сыграли, конечно, Пелем, а затем Трактат об элегантной жизни Бальзака 1830 и эссе Барбе д Оревильи О дендизме и Джордже Браммеле 1845 . Все три сочинения роднит тот факт, что в них на сцену выведен отец британского дендизма Джордж Браммелл.

В Пелеме он фигурирует в образе мистера Раслтона, который проживает в изгнании во Франции, а в трактатах Бальзака и Барбе д Оревильи действует под своим именем. Во всех трех текстах он выступает как arbiter elegantiarum и служит ходячим образчиком хорошего вкуса. Но у Бульвер-Литтона мистер Раслтон изображен в саркастических тонах во всем, что касается его манеры жестоко третировать друзей, недотягивающих до его модных стандартов.

Сам Браммел уже в пожилом возрасте читал Пелема и, в свою очередь, увидел в романе грубую карикатуру на собственную персону. В мемуарах его биографа капитана Джессе есть эпизод, когда он рассказывает о реакции Браммелла на его костюм, состоящий из черного фрака, белой сорочки и белого жилета Мой дорогой Джессе, я с прискорбием догадываюсь, что Вы, должно быть, читали роман Пелем и все же, прошу прощения, Ваш наряд весьма напоминает сороку William Jessе. Life of Brummel, 2 vv L 1844 р. 39 Подобная полемика оригинала с копией в нашем случае лишний раз свидетельствует об удивительно непреложном воздействии литературы ведь Браммел, по сути, протестует против стиля, который его приятель усвоил из книжки, оказавшей большее влияние на умы, нежели сам живой классик дендизма. Итак, подведя некоторые итоги, можно отметить следующие особенности отражения идей дендизма в литературе XІX века Ш Герой произведений всегда занимает позицию трезвого зрителя Ш Опыт мира он воспринимает лишь как спектакль пристрастие к маскам и маскировке, желание провоцировать Ш Самодостаточным дендизм представляется лишь у Бреммеля. 2.

Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана на основе романа Адольф

У меня не было сознания, что между нами был заключен столь лестный дог... Адольф. Мы приписывали друг другу все, что самая беспощадная ненависть могла и... Чем дальше, тем больше Адольф тяготится этой связью и томится от безде... Я разбил любившее меня существо, я разбил это сердце, сопутствовавшее ...

Трактовка принципов дендизма в творчестве Оскара Уайльда на основе романа Портрет Дориана Грея

О. Своя жизнь - вот что самое главное. с. Хочу властвовать над своими чувствами Уайльд О. 58 Там же.

Заключение

Заключение. Таким образом, в работе проведена попытка освещения отражения принципов дендизма через литературные источники. Основные выводы, которые можно сделать, опираясь на проведенное исследование ь Дендизм представляется самодостаточным лишь у Бреммеля ь Все последующие денди духовного склада принадлежали миру культуры, прежде всего - литературы ь Писатели выводят в своих произведениях образ денди за рамки нормальной жизни общества ь Как правило, почти во всех произведениях денди противостоит ценностям общества как таковым, его привлекает все неестественное и усложненное ь Эстетическая позиция денди сказывается на моральной сфере ь Этическое отношение вытесняется дистанцированной холодностью зрителя ь в поведении денди утрачивается мораль.

Эта аморальность может быть доведена до антиморальности О. Уайльд Портрет Дориана Грея ь Для автора модного романа невозмутимость героев создает дополнительные сложности - ему приходится пускаться в дополнительные комментарии от первого или третьего лица, и оттого дендистский роман в своем начальном варианте насыщен интроспекцией ь В произведениях не последнее место занимает описание костюмов героев.

Из приведенных выше положений можно сделать вывод о том, что такое явление в культуре как дендизм намного шире, чем просто изящество и изысканность во внешнем облике человека.

Идеи дендизма отражаются не только в сфере моды, но и в литературе, что характеризует его как течение, присущее не только Англии и Франции, но другим странам Западной Европы.

Список литературы

Список литературы . 1. Barbey d?Aurevilly. Du dandisme et de Georges Brummel пер. М.А. Петровского. М 1912 - p.392. 2. Disraeli E. Vivian Grey.1848 - p.302. 3. Edward Bulwer-Litton.

Pelham, 1885 - p.628. 4. George Grabbe in Sieveking A.F. Dandysm and Brummell The Contemporary. Review, 1912 - p.385. 5. Jesse W. Life of Brummel. 2 vv L 1884 - p.475. 6. Mills Todd W. III. Fiction and Society in the Age of Pushkin. Ideology, Institutions and Narrative. Cambridge Harvard University Press, 1986, p.629. 7. Trevelyan G.O. The early life of Charles James Fox. 1880 - p.491. 8. William Pitt Lennox Lord Celebrities I have known. 2 series. 2 vols. 1876 1877 - p.427, p.650. 9. Бычков В.В. Эстетика Учебник М. Гардарики, 2002 с.736. 10. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.

Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века Энциклопедическое издание М. Олимп Издательство АСТ, 1996 с.848. 11. Словарь иностранных слов. Под ред. Т.М. Капельзона М. Государственное словарно-энциклопедическое издательство Советская энциклопедия , 1933 с.1507. 12. Ахматова А. Сочинения в 2-х т. Том 2. Проза Сост подг. текста и комментарии Э.Герштейн, Л.Мандрыкиной, В.Черных.

М Художественная литература,1986 с.381. 13. Барбе дОревильи. Дендизм и Джордж Бреммель Эссе. Пер. с фр. А.Райской М. Независимая газета, 200 с.211. 14. Барт Р. Дендизм и мода. Р.Барт. Система моды. М изд-во Сабашниковых, 2003, С.393-399 15. Вайнштейн О. Поэтика дендизма литература и мода Иностранная литература 3 М 2000 с.62. 16. Гроссман Л.П. Пушкин и дендизм Гроссман Л.П. Собр. соч. в 4- х томах. Т.1, М 1928 с.346. 17. Ивинский Д. Пушкин и салонная культура Дендизм. 2, МГУ им. М.В. Ломоносова, М 1999 с.5. 18. Лотман Ю.М. Пушкин.

Биография писателя Статьи и заметки. 1960 - 1990 гг. Евгений Онегин. Комментарий СПб. Искусство, 2003 с.847. 19. Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни Волшебная гора 7, М 1998 с.82. 20. Путята Н.В. Из записной книжки Пушкин А.С. в воспоминаниях современников СПб. Академический проект, 1998 с.267. 21. Радзинский Э.С. Чаадаев, или о рабстве М. Эксмо, 2001 с.396. 22. Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. М. АСТ, 2002 с.224. 23. Бальзак де О. Трактат об элегантной жизни.

В книге О. де Бальзак. Физиология брака. Патология общественной жизни. М. НЛО, 1995 с.280. 24. Бодлер Ш. Об искусстве. М. Художественная литература, 1986 с.301. 25. Гете И.В. Фауст. М. АСТ, 2002 с.464. 26. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. М. Попурри, 2000 с.544. 27. Квинси де Т. Записки английского курильщика опиума. М. Терра, 2001 с.192. 28. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь или как возник весь Париж. М. изд-во Сабашниковых, 1998 с.185. 29. Мюссе де А. Исповедь сына века. Пер. с фр. Д.Лившиц, К.Ксанина.

М. Художественная литература, 1958 с.328. 30. Пушкин А.С. Евгений Онегин. М. Художественная литература, 1986 с.527. 31. Стендаль. Красное и черное. М. АСТ, 2002 с.558. 32. С.А. Соболевский, друг Пушкина ст. В.И. Саитов. СПб. Парфенон, 1922 с.26. 33. Теккерей У. Книга снобов, написанная им самим Теккерей У. Собр. соч. в 12-ти томах. Т.3. М. Художественная литература, 1975 с.374. 34. Теккерей У. Записки Желтоплюша Теккерей У. Собр. соч. в 12-ти томах.

Т.1. М. Художественная литература, 1974 с.369. 35. Уайльд О. Письма. М. Азбука, 2000 с.416. 36. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Мн. Высш. Шк 1984 с.206. 37. Шатобриан Р. Ренэ. Б.Констан. Адольф. История молодого человека XIX века - Серия романов под редакцией М.Горького. М. Журнально-газетное объединение, 1932 с.144. 38. Юнгер Э. Гелиополь. М. Амфора, 2000 с.446. 39. www.istrodina.com 40. www.lib.ru 41. www.paintpit.ru 42. www.philol.msu.ru 43. www.w3.org 44. http infolio.asf.ru 45. http ivigi.rsuh.ru 46. http faculty.by.ru 47. http fed-web.ru 48. http lib.baikal.net

Приложение

Приложение Так как изучение мировой культуры имеет важное значение в современном обществе, и литература является неотъемлемой частью этого изучения, я предлагаю дать учащимся самим отыскать черты дендизма в произведениях различных эпох, но при этом нужно помнить, что при подготовке этих уроков ученикам должны быть известны ь история дендизма ь основные принципы поведения денди в обществе ь особенности мышления людей, причислявших себя к денди.

Подготовка урока.

Формула эффективности урока включает две составные части тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяют три этапа диагностики, прогнозирования, проектирования планирования. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Подготовительная работа сводится к приспособлению учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в прояснении всех обстоятельств проведения урока возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение актуализацию опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний умений, формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 . Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель.

Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять. Проектирование планирование - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий. В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты ь дата проведения урока и его номер по тематическому плану ь название темы урока и класса, в котором он проводится ь цели и задачи образования, воспитания, развития школьников ь структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам ь содержание учебного материала ь методы и приемы работы учителя в каждой части урока ь учебное оборудование, необходимое для проведения урока ь задание на дом. Примеры уроков Тема урока Рассмотрение принципов поведения и мышления денди на примере произведения Оскара Уайльда Портрет Дориана Грея. Тип урока применение полученных знаний на практике. Цели урока а Чему обучить. 1. Применять знания, полученные на предыдущих уроках по истории такого явления как дендизм для нахождения его принципов кроме модной сферы в литературе 2. понимать дендизм не только как застывший феномен, касающийся только эпохи 18-19 веков, но и эволюцию этого культурного явления в обществе. б Что развивать у учащихся. 1. понимание неразрывности развития субкультур и общества 2. понимание места денди и дендизма в культуре как элемента, присущего человечеству на определенном этапе развития. в Что воспитывать у учащихся. 1. точный аналитический подход к выявлению принципов дендизма на примере литературных источников 2. воспитание самостоятельности в процессе решения поставленной проблемы 3. любовь к исследованию, а через нее - к науке и производственной деятельности.

Можно так же построить этот урок в виде соревнования с участием параллельных классов.

Тема урока Рассмотрение принципов поведения и мышления денди на примере произведений Оскара Уайльда Портрет Дориана Грея , Бульвер-Литтона Пелем , Юнгера Гелиополь , А.С. Пушкина Евгений Онегин. Тип урока урок-соревнование Цель урока закрепление Заранее формируются команды и жюри. Жюри выписывает основные принципы поведения и мышления денди на доске.

Затем команды по очереди представляют то произведение, которое ранее им было предоставлено для изучения.

Учащиеся демонстрируют применение знаний, полученных на предыдущих уроках о таком культурном явлении в жизни общества как дендизм.

Они сообщают другим командам какие черты поведения денди им удалось отыскать в произведении и подтверждают цитатами. Завершается урок подведением итогов какая из команд наиболее полно раскрыла принципы дендизма на основе литературного источника и подтвердила их цитатами и объявлением команды-победительницы.

– Конец работы –

Используемые теги: Дендизм, контексте, культуры, Литературные, Источники0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дендизм в контексте культуры (литературные источники)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура
Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших… Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной… Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов…

Формирование финансовых средств: нетрадиционные источники финансирования организаций культуры
Примером может служить тоталитарная Россия 20-х — 30-х годов, когда пропаганда идеологии была признана первой и единственной целью организации… Как правило, они намного меньше планируемых, и временами, организациям… Но надо иметь побочный “карман” , откуда можно было бы при необходимости черпать средства, тем более, что…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Политическая культура возникновение, составные элементы политической культуры и ее типологизация
Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая… Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали… Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и Г.Пауэллом гласит: «Политическая культура есть…

Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру
XIX век время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. О культуре России… Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная… В 80 90-е гг. XIX в когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере…

КУЛЬТУРА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР
I... Есть некий круг целостность явлений за которым закрепилось в сознании в... Назову несколько беспокоящих наше мышление признаков такого сдвига смещения...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам