рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство в системе духовных ценностей общества

Работа сделанна в 2008 году

Искусство в системе духовных ценностей общества - раздел Искусство, - 2008 год - Искусство В Системе Духовных Ценностей Общества» Подготовил: Преподаватель К...

Искусство в системе духовных ценностей общества» Подготовил: Преподаватель кафедры Рубцов П.И. Белгород – 2008 План Вступительная часть 1.Искусство как компонент культуры во взаимодействии с другими её компонентами. 2.Искусство и идеология. 3. Множественность функций искусства. Заключительная часть (подведение итогов) Введение. Искусство один из неотъемлемых компонентов культуры.Возникнув на заре развития цивилизации, в условиях первобытной общины искусство вступает в сложное взаимодействие с философией и наукой, с политикой и правом, с моралью и религией.

Причём это именно взаимодействие: отражая действительность, искусство, с одной стороны, испытывает влияние каждой из форм общественного сознания, обогащается их специфическим содержанием, не теряя при этом своей специфики как художественно-образного отражения жизни; с другой стороны, оно само активно воздействует, так или иначе, влияет на науку, философию, политику и мораль.

Необходимо учитывать при этом, что духовные формы не только взаимодействуют между собой сегодня, сейчас, но и испытывают постоянное воздействие предшествующих этапов своего развития. Влияние политики, науки, философии и т.д. по-своему претворяется в каждом из искусств, даже в различных его жанрах по-разному: в художественной литературе иначе, чем в живописи; в музыке иначе, чем в архитектуре; в романе или симфонии не так как в лирическом стихотворении и т.д. Уловить это взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания в процессе их существования в одну эпоху, а так же в ходе исторически-приемственного развития искусства в разные эпохи – дело чрезвычайно сложное.

Тем более, что активно влияют друг на друга, помимо форм общественного сознания в целом, так же и виды искусства. Общеизвестна особая роль в этом отношении, которую играет художественная литература. Её воздействие постоянно испытывают на себе не только театр, кинематограф и телевидение, но и музыка, живопись, хореография.

Всё это расширяет сферу содержательности искусства, увеличивает возможности художественно-эстетического воздействия. Рассмотрим теперь более конкретно взаимодействие искусства с другими компонентами культуры. Вопрос 1.

Искусство как компонент культуры во взаимодействии с другими её компонентами

Поэзия философичнее, серьезнее истории (это утверждал в своей «Поэтике... Примечательно в этом отношении то, что происходит в современной хореог... Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о к... Что касается современной научно-технической революции, ее влияния на в... При этом акценты удивительным образом смещались то в пользу «чистой нр...

Искусство и идеология

Государство имеет мощные рычаги, позволяющие ему прямо и недвусмысленн... Изображение любви французскими писателями XVII в. Компенсаторная функция (искусство как утешение). Французский эстетик М. В каждом виде искусства свое соотношение деятельного и познавательного...

Литература особенно часто предвосхищала будущее. Задолго до создания первой подводной лодки «Наутилус» прошел 20 тыс. лье под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос или действие лучей лазера, прежде чем осуществиться в действительности, осуществлялись на страницах «Из пушки на Луну», и «Гиперболоида инженера Гарина». Литература проектирует техническое будущее человечества, пытается проникнуть в его грядущую социальную структуру и предугадать судьбу личности. 6. Коммуникативная функция (искусство как общение). Искусство как средство художественного общения, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики (Лессинг, Гердер, Потебня, Кроне). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы.

Как всякая знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свои условности.

Общение между народами и освоение культуры прошлого делают эти коды и условности общедоступными, вводят их в арсенал художественной культуры человечества. Восприятие произведения происходит по законам общения, другими словами, это коммуникация с обратной связью.

Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к опыту, далеко отстоящему от него исторически и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества. Искусство объединяет людей. Когда политики в конце XVIII в. разделили Италию на мелкие графства и княжества, искусство роднило и соединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев и помогало им ощущать себя единой нацией. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно — инструмент мирного сосуществования и сотрудничества. 7. Информационная функция Искусство несет информацию, оно — специфический канал связи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта. Еще Аристотель подчеркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении.

Он считал, что искусство изображает то, что могло бы произойти. Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, легче усваивается другими народами, чем словесная.

Она не нуждается в переводе. Информативные возможности искусства широки, так как его язык и понятен, и выразителен, и гибок. Художественная информация всегда оригинальна, эмоционально насыщена, парадоксальна, эстетически богата. 8. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста Искусство же - воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием.

Искусство формирует целостную личность. Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса — очищения посредством «подобных аффектов» (чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей.

Воздействие искусства ничего общего не имеет с нравоучением и осуществляется через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах. Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою, и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Искусство передает опыт отношения к миру, умножая и расширяя реальный жизненный опыт личности, хронологически ограниченный рамками определенной исторической эпохи, и человек обретает исторически многообразный опыт человечества; личность получает художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к жизненным обстоятельствам. 9. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.

Часто произведение буквально завораживает.

Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея.

Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями под¬нял боевой дух спартанцев, и они победили врагов. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей — внушение. Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов.

Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»: Жди меня, и я вернусь, Только очень жди? Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей.

Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения.

Внушение — функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание — длительный процесс, внушение — одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства. 10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства: 1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека. Перед художественно цивилизованным сознанием мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении.

Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). Искусство дарит людям это ощущение эстетической значимости мира; 2) ценностно ориентировать человека в мире (строить ценностное сознание, учить видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценностных ориентации человеку еще хуже, чем без зрения — ему не удается ни понять, как относиться к чему-либо, ни определить приоритеты деятельности, ни выстроить иерархию явлений окружающего мира; 3) пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты.

Искусство пробуждает в человеке художника. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам красоты создается все, что производит человек.

И ему необходимо чувство прекрасного. Пробуждать в человеке художника, желающего и умеющего творить по законам красоты, — эта цель искусства будет возрастать с развитием общества. Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность; пронизывает все другие функции искусства. 11. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). Искусство доставляет людям наслаждение.

Гедонистическая функция (вторая сущностная функ¬ция) как и эстетическая, пронизывает все другие функции искусства. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий. Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности. Искусство доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения. Именно самоценная личность, в конечном счете, и является наиболее социально действенной.

Другими словами, самоценность личности — существенная сторона ее глубокой социализации, фактор ее творческой активности. Заключение. Постоянная и непрерывная взаимосвязь таких форм общественного сознания как философия, наука, искусство, мораль, составляющих глубинное содержание понятия культуры и выявляющих огромные, неисчерпаемые потенциалы человеческой деятельности – условие успешного функционирования общества, гарантия социального прогресса.

Искусство непреходяще, ибо сказанное талантливым художником в одну эпоху не утрачивает своей значимости в последующие эпохи, наследуется поколениями, раскрывая всё новые и новые грани неисчерпаемого жизненного содержания, заложенного в шедеврах. Искусство незаменимо, так как, взаимодействуя с наукой, философией и моралью, обогащаясь их содержанием, оно не просто перенимает его, а несёт человеку своё собственное, непереводимое на язык других форм общественного сознания содержание, пробуждая в человеке неисчерпаемый творческий потенциал.

Литература: Основная 1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: Высш. Шк 2002. 2. *Бычков В.В. Эстетика: учебник. – М.: Гардарики, 2005. 3. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. 4. *Куренкова Р.А. Эстетика: учебник. – М.: Владос-Пресс, 2004. 5. *Никитич Л.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2003. 6. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998. 7. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. Дополнительная: 1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . – М.: МВШМ МВД России, 1993.

– Конец работы –

Используемые теги: искусство, системе, духовных, ценностей, общества0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство в системе духовных ценностей общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Тема: Операционная система. Определение. Уровни операционной системы. Функции операционных систем. 1. Понятие операционной системы
Понятие операционной системы... Причиной появления операционных систем была необходимость создания удобных в... Операционная система ОС это программное обеспечение которое реализует связь между прикладными программами и...

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Микропроцессорные системы: система ДЦ-МПК, система "Юг"
Использован практический опыт внедрения линейных пунктов управления (ЛПУ) на 60 станциях в увязке с ЭЦ-4, ЭЦ-9, МРЦ-12, МРЦ-13. Выполнен переход на… В состав аппаратуры центрального пункта управления (ПУ) входят IBM-совместные… Круглосуточный режим работы аппаратных средств ПУ обеспечивается источниками бесперебойного питания, а также системой…

Налоговая система общества. Основные пути совершенствования. Налоговая система России.
Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела… Как следствие, в России становление теневого сектора экономики приобрело… Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы…

Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личнсть и место социальных систем
В центре данного исследования стоит разработка теоретической схемы. Систематическое рассмотрение ее эмпирического использования будет предпринято… Основные положения системы координат действия подробно излагались ранее, и… При помощи ее анализируются структура и процессы систем, состоящих из отношений таких элементов к их ситуациям,…

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Экспертные системы. Классификация экспертных систем. Разработка простейшей экспертной системы
Глава 2. Структура систем, основанных на знаниях. 1. Категории пользователей экспертных систем. 2.2. Подсистема приобретения знаний. 3. База… ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. СИГНАЛЫ И КАНАЛЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ. СИСТЕМЫ СВЯЗИ С ЧАСТОТНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ КАНАЛОВ. ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ
Лабораторные работы часа... Практические занятия часа... Всего аудиторных занятий часов...

Самостоятельная наука об обществе как целостной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия
Г... Протокол... Руководитель кафедры...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам