рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственный поступок и его оценка

Нравственный поступок и его оценка - раздел Искусство, Нравственный процесс Нравственный Поступок И Его Оценка. Вся Нравственная Деятельность Человека Ск...

Нравственный поступок и его оценка. Вся нравственная деятельность человека складыва¬ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами име¬ют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность.

Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, однако при столкновении различ¬ных оценок и необходимости их обосновать для обы¬денного сознания начинаются непреодолимые труднос¬ти. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объ¬ективности и истинности вынуждает ее согласиться, что моральные оценки — это дело субъективного вку¬са, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека.

Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может спо¬собствовать ее обоснованности и объективности.

Вообще человеческий поступок — это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест¬венной стороны, а мотивированный и совершенный со¬знательно акт общественно значимого поведения. Дейст¬вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки — сугубо человеческая область деятельности. Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить все действия человека на действия-операции и действия-поступки.

Первые оз¬начают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а вторые — мотивированные и совершенные сознательно социально зна¬чимые действия. Их различия особенно заметны при воздержании, отказе от действия в условиях его нравственной необ¬ходимости. Например, отказ в оказании помощи чело¬веку, находящемуся в трудной ситуации, даже если при этом не совершены никакие действия, также явля¬ется поступком, подлежащим моральной оценке.

Таким образом, действие само по себе, как и без¬действие в определенных ситуациях, есть лишь носи¬тель поступка, его «внешность», в то время как его сущностью является нравственное содержание и смысл. Сам же поступок есть объективация в действии (или бездействии) и его результате субъективно мотивиро¬ванного отношения субъекта действия. Некоторые ав¬торы даже считают возможным определить поступок как мотивированное действие. Это так, если считать мотивом вообще некоторую установку, ценностную ориентацию личности, независимо от степени ее осоз¬нания и сознательного волевого руководства в поведе¬нии именно этим осознанным мотивом.

В противном случае так называемое немотивированное насилие, акты вандализма и разнузданного поведения, которые не являются выражением какой-то сознательной позиции и даже не нуждаются в какой-то мотивации для их совершении, окажутся за пределами моральной оцен¬ки, которая ведь должна установить именно внутрен¬нюю ценность поступка. Для моральной оценки поступка, то есть установле¬ния его морального качества, не столько важна его внешняя, операционная сторона, сколько именно цен¬ностно-содержательная характеристика действия.

При этом оценка должна охватывать поступок в его целост¬ности, единстве внешних и внутренних составляющих, учитывать условия его совершения. Иначе она толь¬ко случайно может оказаться справедливой, соот¬ветствующей действительной нравственной ценно¬сти поступка. Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчитывая на свой жизненный опыт, нравственное чувство и интуицию, необходимо пони¬мать, каким образом складывается моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенным в ее точности и верности. Прежде всего следует выделить факторы мораль¬ной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и со¬держание и полученный результат.

Условия совершения поступка могут быть благо¬приятствующими ему, нейтральными или непреодоли¬мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав¬ственного долга и совести.

В предельно трудных ситуациях такая победа над обстоятельствами, зачастую угрожающими гибелью человеку, и над самим собой, ибо выполнение долга в таких условиях требует напряжения всех сил, называ¬ется подвигом. И моральная оценка его будет тем выше и весомее, чем значительнее будут общественно полез¬ные последствия содеянного.

Соответственно поступок, продиктованный злой волей, корыстным эгоистическим расчетом или совер¬шенный бездумно, под воздействием антиобществен¬ной установки, и направленный против требований морали, будет оцениваться как злодеяние, тяжесть и мрачность которого будет тем выше, чем больше упор¬ства и подлости, хитрости и изворотливости будет про¬явлено при его совершении и чем тяжелее и опаснее будут социальные последствия.

Однако внешние условия совершенного поступка лишь модифицируют моральную оценку, а его под¬линную ценность составляют содержание, элементы структуры и результат. Поступок складывается из его мотивации, намере¬ния и цели действия, используемых для ее достиже¬ния, средств и полученного результата. Если намерение и цель действия выражают пред¬ставления человека о том, что он намеревается сде¬лать, развертываясь в идеальном плане в сознании и формируя образ будущего действия и его результат то мотив является основанием действия, тем, ради чего оно замышляется.

Например, если человек едет в «горячие точки» для работы, будь то журналистская деятельность, или ока¬зание гуманитарной помощи, или осуществление ми¬ротворческой миссии, то его намерением как раз и яв¬ляется сама поездка и работа. Мотивом же может быть что угодно — от подчинения указаниям и приказани¬ям руководства, нежелания портить с ним отношения и ставить под вопрос продвижение по службе, до стрем¬ления заработать на рискованном предприятии то ли деньги, то ли известность и славу.

При этом не исклю¬чается и подлинно нравственный мотив — желание внести свой посильный вклад в обеспечение благопо¬лучного разрешения конфликта, помочь втянутым в него сторонам, даже рискуя собственным благополучи¬ем, обрести спокойствие и уверенность, найти выход из тяжелой ситуации. Очевидно, что нравственная ценность этих мотивов будет различной, что обязательно должно сказаться на оценке совершенного поступка. Полезно также различать мотивы со стимулами.

Стимул — это всякое побуждение к действию, толчок, причина его совершения, в то время как мотив являет¬ся обязательно в той или иной мере осознанным по¬буждением, направленным на удовлетворение какой-либо потребности и принятым личностью. Стимулы в большей мере несут в себе объективное содержание, выступают в качестве объективных причин для совер¬шения действия, направляющих волю и желания че¬ловека извне. Это, например, материальная заинтересованность в выполнении какой-либо работы, страх наказания за неисполненное, принуждение или давле¬ние, оказываемое на человека с целью заставить его поступить определенным образом.

Мотив же есть всегда внутреннее, субъективно-лич¬ностное побуждение к действию, которое хотя и фор¬мируется под воздействием социальной среды и дру¬гих объективных факторов, то есть является объек¬тивным по происхождению, но всегда осознается личностью как элемент собственного сознания, причиной поступка, принятой по своей воле, то есть субъектив¬ным по функционированию.

Разумеется, далеко не все и не в полной мере мотивы могут быть полностью осоз¬наны и вербализованы, выражены в словах, но тем не менее на уровне чувств, симпатий и антипатий, жела¬ний и стремлений и наконец, в форме рационально построенных суждений человек имеет представление об относительной ценности того, что намеревается со¬вершить, и психологически считает мотивы своих дей¬ствий зависящими именно от своей воли. Известно, что XX в. ознаменовался открытием боль¬шой роли, которую играет в поведении человека бес¬сознательное, в связи с чем мотивация поведения при¬обрела сложную, многослойную структуру, где чело¬век руководствуется в своем поведении мотивами, ко¬торые он может высказать вслух, которые он может поведать только себе, в которых он боится признаться даже себе, и такими, которые маскируют эту боязнь даже перед самим собой.

Поэтому при анализе поступ¬ка могут возникать даже такие понятия, противореча¬щие ранее данному определению мотива, как бессознательная мотивация.

Таковой является неадекватное отражение собственных потребностей, обоснование и оправдание своих волевых действий, когда под¬линные мотивы поступков являются актуально не¬осознаваемыми, но реально сформированными в процессе сознательной жизнедеятельности человека и встроенными в структуру личности в виде ценно¬стных ориентации и установок, за которые человек несет ответственность. Таким образом, является ли побуждение к дейст¬вию отчетливо осознанным мотивом поведения или же не адекватно выраженной, искаженной и замаскиро¬ванной причиной поступка, оно тем не менее демон¬стрирует, какой субъективный смысл имеет данное действие для человека, зависит поэтому от него, мо¬жет и должно быть основанием для установления мо¬ральной ценности поступка. Возникает естественный вопрос — совпадает ли нравственная ценность мотивации, осознанного моти¬ва поведения или ценностной ориентации, определяю¬щей его внутренний смысл, с моральной ценностью поступка? Ведь мотивация — это хотя и важная часть поступ¬ка, но все же как бы предварительная его ступень, идеальное желание и стремление, своего рода «декла¬рация о намерениях» воли, а поступок включает в себя помимо идеально сформулированной цели еще и «ма¬терию», содержание, то, что собственно делает субъ¬ект, какими средствами он все это делает, при каких условиях и обстоятельствах и чем все это кончается.

По поводу влияния, которое оказывают на нрав¬ственную ценность поступка обстоятельства и условия его совершения, уже говорилось ранее.

Понятно, что в самом общем виде ценность поступ¬ка, где мотивы и намерения соответствуют моральным требованиям и ценностям, будет тем выше, чем адек¬ватнее этим целям по своим нравственным содержа¬тельным характеристикам применяемые средства, и тем ниже, чем больше средства будут не соответствовать целям.

Но самым трудным является вопрос о том, чему отдавать предпочтение в оценке поступка — ценности мотивов и намерений человека или ценности получен¬ного результата? В истории философско-этической мысли эти пози¬ции получили развернутое обоснование в лице целых учений и философских направлений.

Весьма последовательно суть первой позиции о при¬оритете ценности мотивов при моральной оценке пос¬тупка выразил Кант: «Суть дела не в поступках, кото¬рые мы видим, а во внутренних принципах их, кото¬рые мы не видим». Эта точка зрения исходит из того, что оценка поступка, не учитывающая его субъектив¬ной причины, его основания и оправдания, принижает благородный и возвышенный характер морали, обя¬зательно предполагающей наличие доброй воли и со¬знание долга.

Более того, такая оценка вообще делает ненужной саму моральную оценку в отличие от утилитарной, учитывающей только результативность поступка. Да и достичь полезного результата гораздо проще, если не связывать себя моралью. Многие полезные по их результату поступки имеют совершенно различные по их моральной ценности мотивы — они могут вдохновляться жаждой славы, карьеризмом, алчностью, властолюбием или другими корыстными по¬буждениями, — а следовательно, не могут оцени¬ваться одинаково.

Вторая же позиция обращалась к реальной жизни, где результаты человеческих усилий сплошь и рядом расходятся с их намерениями, о чем даже сложили поговорку, что «благими намерениями вымощена до¬рога в ад». Как уверял Гельвеций, «общественная польза — вот принцип всех человеческих добродетелей». С его точ¬ки зрения именно реальная практическая польза от полученного результата полностью определяет ценность поступка, его значение для общества и для нравствен¬ности.

Мотивы же могут, конечно, оказывать влияние на оценку поступка, но они сами трудноуловимы и скрыты, и судим мы о них опять же по полученным результатам. Однако такая односторонняя ориентация только на общественно полезный результат при вынесении мо¬ральной оценки оборачивается в конечном счете под¬чинением морали другим способам регулирования по¬ведения человека — экономической заинтересованнос¬ти, политической целесообразности или формальной легальности.

Сами моральные цели оказываются не¬нужными и второстепенными, так как в других сфе¬рах общественной жизни общественно полезные цели выражаются более четко и однозначно. В итоге мораль вообще становится излишней и не¬нужной, ибо подчиняется утилитарным целям и ин¬тересам и вытесняется ими при помощи вывода о том, что для важной и полезной цели все средства хороши — «цель оправдывает средства». На практике такая теоретическая позиция всегда приводила к забвению морали и полному торжеству аморализма.

Против односторонних крайностей, присущих этим точкам зрения и позициям, выступил Гегель, который доказывал, что мотив и результат поступка не являют¬ся независимыми друг от друга сущностями, способ¬ными соединяться в произвольные комбинации. Мо¬тив действующего лица, по Гегелю, обязательно пре¬вращается в результат, опредмечивается в нем, а ре¬зультат в виде идеальной цели уже присутствует в воле морального субъекта, отвечающего за доброкачествен¬ность своих намерений и мотивов.

Диалектический подход к этой проблеме развивает эту позицию и рассматривает мотив и результат как взаимопревращающиеся и влияющие друг на друга элементы единого поступка, в котором решающее зна¬чение тем не менее остается за объективным общественным значением поступка. Однако для того, чтобы определить эту объектив¬ную общественную значимость и полезность поступка, необходимо учитывать его субъективную составляю¬щую — характер мотивации, наличие доброй воли, предпринятые усилия для достижения положительно¬го результата.

Ведь сама специфическая общественная полезность морали не сводится только к предметному результату поступка, а подразумевает непредметный, духовный результат — утверждение в общественном и индиви¬дуальном сознании авторитета морали, воспитание у людей чувства собственного достоинства и личной ответственности, несовместимых с пренебрежением или равнодушием к нравственным ценностям.

Именно с учетом всех этих моментов мораль про¬щает неудачу или ошибку, не позволившие человеку преодолеть стечение неблагоприятных обстоятельств, хотя им были проявлены и добрая воля, и уважение к нравственным требованиям. В то же время она не про¬щает такого же результата, если он явился проявлени¬ем злой воли или безответственности человека. Поэтому же поступок, продиктованный возвышен¬ными и благородными чувствами, направленный на доброе дело, заслуживает высокой моральной оценки, даже если в силу непреодолимого стечения обстоя¬тельств его предметный результат оказался неутеши¬тельным — например, в результате попытки спасения одного человека погибли несколько.

Ведь его непредметный результат заключается в демонстрации нрав¬ственного благородства и самоотверженности, в укреп¬лении авторитета морали, в воздействии этого приме¬ра на души людей. Условно можно возможные варианты сочетания мотивов и результатов поступка при его моральной оценке свести к нескольким.

Первый вариант наиболее простой, когда высокие и благородные моральные мотивы реализуются и вопло¬щаются в общественно полезные результаты и мораль¬ная оценка оказывается тем выше, чем больше прояв¬лено силы воли, мужества, трудолюбия и целеустремленности для достижения этого совпадения. Напри¬мер, летчик-испытатель, рискуя жизнью, пренебрега¬ет возможностью катапультироваться и спастись само¬му, до конца старается отвести потерявший управле¬ние самолет от населенного пункта, стремится спасти машину, чтобы легче установить и ликвидировать при¬чину отказа, и это ему в конце концов удается.

Моральная оценка окажется также высокой, даже если это по не зависящим от летчика причинам не удаст¬ся, при условии, что он сделал все, что мог. Второй вариант предполагает, что высокий общест¬венно полезный результат поступка, его соответствие моральным требованиям было достигнуто не вследст¬вие подлинно моральных побуждений, а стимулирова¬лось менее ценными или вовсе неморальными мотива¬ми. Например, прыжок в холодную воду, чтобы вытащить из тонущей машины водителя и спасти его жизнь, может стимулироваться как сознанием долга и мораль¬ным требованием оказания помощи, так и соображе¬нием о том, что гибнущий человек остался должен тому, кто его спасает, не одну тысячу долларов, что придает поступку корыстную окраску и снижает его мораль¬ную ценность.

Моральная оценка мгновенно резко взле¬тит вверх при условии, что все наоборот, долг числит¬ся не за тонущим, а за его спасателем.

Третий вариант предполагает, что благородные мо¬ральные мотивы и возвышенные чувства вследствие неразумности или безответственности человека обора¬чиваются отрицательными последствиями. На память сразу приходит хоть и не человек, но медведь с его медвежьей преданностью своему другу — человеку, на лбу которого он одним махом прихлопнул докучав¬шую тому муху большим и увесистым камнем. В этом же ряду находятся и многочисленные при¬меры самоотверженной родительской любви и заботы о своих чадах, когда родители готовы потакать всяким капризам, делать все за своих детей и избавлять их от всякой серьезной ответственности за свою жизнь, что оборачивается разрушительными последствиями для личности ребенка, его неспособностью считаться с дру¬гими и отвечать за себя. И четвертый вариант рассматриваемого сочетания мотива и результата поступка предполагает их совпа¬дение на негативной основе, — когда неморальный или аморальный мотив воплощается в отрицательном, об¬щественно вредном или опасном результате, вследст¬вие чего поступок является законченным злодейством.

Например, познакомившись с человеком из корыст¬ных побуждений и втершись в доверие, воспользо¬ваться удобным случаем, чтобы завладеть его иму¬ществом.

Практически во всех случаях налицо имеется моди¬фицируемая внешними обстоятельствами оценка объ¬ективированного эффекта, воплощенного, опредмеченного результата нравственного потенциала личности, ее духовного богатства и развитости.

Целью моральной оценки в конечном счете и явля¬ется стимулирование духовной развитости личности, совершенствование всех составляющих ее духовного и нравственного потенциала. Нравственный потенциал личности включает в себя поэтому не только добрую волю, чувство и сознание долга, бескорыстную готов¬ность ему следовать и ответственность за его верное понимание, но и личную ответственность за свое уме¬ние выполнить требования морали наиболее эффек¬тивным, с точки зрения морали, способом, то есть за степень соответствия духовно-нравственного и пред¬метного результата.

Вследствие своей сложности и трудности нравствен¬ная оценка поступка не может быть простой и одно¬сложной. Верной и справедливой она будет только тог¬да, когда является развернутой и обоснованной. На¬пример, «это поступок не только честного и порядоч¬ного человека, но и обладающего большим мужеством и силой характера», или «он поступил благородно, но его помощь оказалась бесполезной», или «своим мол¬чанием имярек позволил обидеть человека, что не де¬лает ему чести». Только при этих условиях моральная оценка в на¬ибольшей степени будет способствовать выполнению своего назначения — формировать нравственную куль¬туру поведения человека и стимулировать справедли¬вые и благородные отношения в обществе . 3. Список использованных источников Перестройка и нравственность.

Материалы «круг¬лого стола» // ВФ. 1990. №7. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленин¬ской этике. М 1974. Кондрашов В.А Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. Степин В.С Гусейнов А.А Межуев В.М Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция.

Философский альманах. М 1992.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Нравственный процесс

В процессе исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни природных, естественно действующих факторов, регулирующих… Таким образом, первоначально возникающая нрав¬ственность выступает в виде… Фактически мораль исчерпывается областью нравов — реальной практики взаимоотношения людей.Однако в связи с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственный поступок и его оценка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Моральная практика и моральное сознание
Моральная практика и моральное сознание. Что же представляет собой сфера моральной прак¬тики — нравственной деятельности и отношений? Как она взаимодействует с моральным сознанием? Нравственная дея

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги