рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные проблемы и типы этических учений

Основные проблемы и типы этических учений - раздел Искусство, Содержание Введение 1. Основные Проблемы И Типы Этических Учений 1.этические ...

Содержание Введение 1. Основные проблемы и типы этических учений 1.Этические учения Древнего Востока 2.Общая характеристика европейской этики 3.Этика античности 4.Этическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения 5.Этическая мысль Нового времени 6.Этика в ХХ в. 7.Этическая мысль Беларуси Словарь терминов Заключение Список используемой литературы Введение Проблемы, о которых шла речь, составляют предмет этики на протяжении тысячелетий.

Разумеется, невозможно достаточно подробно и глубоко изложить их на нескольких страницах учебного пособия. Подлинная, полная драматических коллизий история этических учений может раскрыться при знакомстве с первоисточниками произведениями великих мыслителей прошлого и современности. Задача же этого раздела - быть своеобразным путеводителем, акцептирующим внимание на основных вехах в развитии этики. 1.

Основные проблемы и типы этических учений

Основные проблемы и типы этических учений. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи ... до н.э. до н.э. Первоначально вступив в конфронтацию с конфуцианством, идея жестких, н...

Общая характеристика европейской этики

до н.э она проходит в своем развитии ряд стадий, на которых попеременн... Причем новые школы и направления возникают на всем протяжении историче... Уже орфизм и пифагорейство УШ-УП вв. софисты, Сократ, Платон - критически относятся к традиционным культам,... Постмодернистские концепции последних десятилетий подвергают научный с...

Этика античности

до н.э когда в большинстве греческих городов-государств полисов утверд... Основная категория эвдемонистической этики Аристотеля - добродетель, п... находит точку опоры в чувстве собственного достоинства, твердом осозна... Его домом и полисом является космос, он - космополит. Все эти течения пытаются решить нравственные проблемы, возникшие в пер...

Этическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения

Этика V-XV вв. вновь привлекает методологию античности и возрождает этико-рационалист... в Европе происходит существенное расширение мировоззренческого горизон... В стенах средневековых католических университетов предпринимается свое... ереси нашли завершение в этике протестантизма М.

Этическая мысль Нового времени

Этическая мысль Нового времени. Так, Б. Федоров создает систему супраморализма, или всеобщего синтеза, где тех... Соловьев в Чтениях о богочеловечестве утверждает, что социум должен пе... Последующие опыты создания собственно марксистской этики дали весьма с...

Этика в ХХ в

Этика в ХХ в. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике уже существующие... Этика эмотивизма Б. Айер, Р. Нормативные же суждения типа Это - добро, а это - зло, из которых обыч...

выводы эмотивизма. В рамках логического позитивизма эмотивистская концепция дополняется теорией интуитивизма. Основоположник последней Дж. Мур 1873-1958 в работе Принципы этики выступает против натуралистического подхода к нравственной проблематике. По его мнению, все мыслители этого направления Аристотель, Бентам, Спенсер и др. совершают круг в определении, делают натуралистическую ошибку, нарушают законы формальной логики.

Фундаментальные понятия своих теорий - счастье эвдемонизм, наслаждение гедонизм, польза утилитаризм - они отождествляют с категорией добро, а ее, в свою очередь, вновь определяют с помощью этих терминов. На самом деле добро и зло рационально неопределимы. В силу их всеобщности к ним невозможно подобрать родовой признак и указать видовые отличия, как требует логика, они чисто интуитивно постигаются в каждом конкретном случае.

Следовательно, натуралистическая этика так же ненаучна, как и религиозно-идеалистическая. В 1940-60 гг. этический негативизм в рамках неопозитивистского течения частично преодолевается школой лингвистического анализа С. Тулмин, Р. Хеар, П. Ноуэлл-Смит, П. Стросон. Пытаясь хотя бы косвенно раскрыть объективное содержание фундаментальных нравственных категорий, это направление обращается к рассмотрению естественного языка морали, обыденного словоупотребления, способов включения нравственных высказываний в органически присущие им контексты человеческой коммуникации языковые игры. Создается даже самостоятельный метод этической аргументации и особая деонтическая логика, призванная раскрыть рациональную структуру морального долженствования Р. Хеар. Таким образом, этика частично реабилитируется в качестве научной дисциплины, но зато обвиняется в философско-обобщенном характере.

Еще одна разновидность положительной интерпретации проблем морали в рамках рационалистического подхода - этика прагматизма, возникшая в США в конце XIX века, когда Ч. Пирс выступил с критикой иррационализма и догматизма, абсолютизирующих нравственные ценности в качестве вечных и неизменных.

Популяризатор его идей У. Джемс 1842 - 1910 сформулировал два фундаментальных принципа 1 добро не является абстрактной категорией, оно всегда отвечает какой-либо потребности 2 каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, следовательно, не существует абсолютных истин, всякий раз требуется новое решение.

Он также продолжил разработку прагматического правила, которое провозглашает критерием истинности той или иной нравственной нормы ее работоспособность, конечный результат, ее практические последствия. Такая аргументация вообще характерна для этики прагматизма. Так, Дж. Дьюи 1859-1952 отмечает, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, отвечающих его волевым импульсам. Роль разума при этом состоит в выборе адекватных средств, ведущих к достижению поставленных целей инструментализм, в нахождении правильного типа действий, гарантирующих благо.

Эти средства и действия и будут моральными. Прагматизм, связавший моральные понятия с интересами, потребностями, успешностью поведения, придает им ситуативный характер. При этом мораль, традиционно рассматривавшаяся как источник внутреннего недовольства, интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворения жизнью. Рационалистическо-сциентистские учения, опирающиеся на научно-технические достижения современности, не занимают, однако, в XX веке того доминирующего положения в этико-философской культуре, которое безоговорочно принадлежало им в начале и середине XIX столетия.

На смену им приходят течения, отводящие интеллектуальной деятельности второстепенную роль. Их основная цель - объединить человечество, преодолеть экологический кризис, противостоять конфликтным ситуациям в области социальных и межличностных отношений. Так же, как и в конце XIX века, эти течения распадаются на две большие группы. Первая - иррационалистические этико-философские системы, пытающиеся решать нравственные проблемы современности, обращаясь к совершенно новым теориям.

К ним, в первую очередь, I относятся фрейдизм и неофрейдизм этика психоанализа, экзистенциализм, персонализм. Вторая - неорелигиозные системы, стремящиеся, подобно этико-философской мысли русской религиозной философии, наполнить традиционные религиозные учения новым эмоциональным пафосом, вдохнуть в них новую жизнь с учетом современных тенденций.

Наиболее типичны в этом отношении этика неотомизма в рамках католицизма и неопротестантизма, хотя аналогичные процессы можно обнаружить и в других религиозных течениях. В первой группе иррационалистических этико-философских учений значительное место принадлежит психоаналитической этике. Ее основатель З. Фрейд 1856-1939 в работах Сны и сновидения , Психология бессознательного , Я и Оно , Очерки по психологии сексуальности и др. утверждает, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное Оно Ид, которое сводится к совокупности сексуальных импульсов либидо и определяет рациональные, осознанные компоненты личности - Я Эго. Третий уровень личностной структуры - Сверх-Я Супер-Эго, которое представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности - искусство, творчество, науку, спорт, производство т.н. сублимация. Представители неофрейдизма Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх, Г. Салливен, К. Хорни частично отходят от узкого истолкования нравственных отношений в духе сублимированной сексуальности.

Они вводят понятие коллективного бессознательного, обусловленного социальными факторами. К.Г. Юнг 1875-1961 в работах О психологии бессознательного , Отношения между Я и бессознательным и др. дает определение архетипам - совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода Культурные и нравственные тенденции.

Как указывает Э. Фромм 1900-1980 в трудах Иметь или быть Человек для себя , Бегство от свободы и др коллективное бессознательное можно свести к двум фундаментальным установкам первичной - биофилической Эрос, направленной на самореализацию, стремление быть, реализовывать свои творческие задатки, и вторичной - некрофилической Танатос, стремящейся иметь, присваивать окружающую реальность - следовательно, разрушать ее и саморазрушаться.

Эти тенденции в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре доминирующее положение, либо существуют в том или ином сочетании.

Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе нравственные отношения. Принципы еще одного иррационалистического течения, экзистенциализма, впервые были сформулированы в творчестве датского философа и писателя С. Къеркегора 1813-1855 в работе Страх и трепет. Своего окончательного развития это направление достигает в XX веке в трудах немецких и французских мыслителей - Мартина Хайдеггера 1889-1976 , Карла Ясперса 1883-1969 , Габриэля Марселя 1889-1973 , Алъбера Камю 1913-1960 , Жана Поля Сартра 1905-1980 . При этом позиции отдельных представителей экзистенциализма в отношении этики были различными.

В отличие, например, от Хайдеггера, подчеркивавшего не нравственно-экзистенциальный, не антропологический характер подлинности и неподлинности существования, большинство экзистенциалистов, так или иначе обращались к этической проблематике.

В частности, Сартр предпринимал попытку определить и обосновать новую этику, конкретную мораль, которая перешла бы от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования экзистенции отдельных субъектов морали, к тем проблемам, которые волнуют конкретных людей в процессе их уникальной и неповторимой жизнедеятельности.

В литературных произведениях Тошнота Сартр , Чума , Посторонний Камю и в философских трактатах Время и бытие Хайдеггер , Бытие и Ничто Сартр , Миф о Сизифе. Эссе об абсурде , Бунтующий человек Камю описывается состояние экзистенциальной тревоги, озабоченности фатально одинокого человека, заброшенного в этот абсурдный мир неподлинного существования и вынужденного постоянно преодолевать пограничные ситуации в процессе чего как раз и проявляется подлинность существования, совершая экзистенциальный и моральный выбор и беря тем самым полную ответственность за его последствия для себя и других.

При этом индивид полностью предоставлен самому себе. Семья, религия, сословная принадлежность - все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, снимало проблему морального выбора и личной ответственности, в настоящее время совершенно утратило свое значение. Поэтому попытки избежать духовного кризиса, опираясь на традиционные нравственные ценности, не имеют смысла.

Религиозное направление экзистенциализма видит выход в повседневном соотнесении человеческого существования с Божественным абсолютом так называемая трансценденция, а атеистическое - во всестороннем развитии творческого начала личности, постоянном преодолении узости будничного, обезличенного, не подлинного существования. К подобным трактовкам близка также этика персонализма, наиболее известными представителями которой являются французские философы З. Мунье 1905-1950 , Ж. Лакруа 1900-1986 , П. Рикер р. 1913 . Фундаментальное понятие персоналистской этики - личность, трактуемая как духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к иерархии ценностей, свободно принятых, преобразованных и переживаемых через постоянное творческое самосовершенствование.

Основным моральным качеством творческой личности является присущая ей свобода выбора. Таким образом, как и в экзистенциализме, свобода здесь рассматривается в качестве фундаментального условия и личностного становления, и прогресса социальной системы.

Но если этика экзистенциализма делает акцент на внутренней уникальности и самобытности личностного существования, то персонализм сосредоточивается на внешней соотнесенности личности с обществом, а также с высшим Божественным личностным началом. Бог ограничивает собственное всемогущество, предоставляя человеку возможность свободного творческого выбора. Поэтому и человек должен по примеру Бога ограничивать свое Я во взаимодействии с Ты и Мы в рамках социальной системы.

Отсюда основной принцип морального совершенствования личности - свободное самоограничение, сохраняющее самобытность и способное преодолеть агрессивность и разобщенность современного технократического общества. Особое место по отношению к персонализму занимает этико-философское учение Мартина Бубера 1878-1965 , которого называют основоположником диалогического персонализма. В основе его учения лежат идеи диалогизма, целью которого было создание нового типа рефлексии на основе диалога, устанавливающего отношения к Другому как к Ты, равному Я. Диалогический персонализм Бубера базируется на философии межчеловеческих отношений, которая сводится, по мнению философа, к отношениям Я-Ты и Я-Оно. В отношениях Я-Оно человек воспринимает других людей наряду с предметами внешнего мира как Оно - безличные объекты, предназначенные для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля.

Отношения Я-Ты предполагают активное взаимодействие с другим Я, базирующееся на установлении не отчужденных, а взаимоодухотворяющих связей с Ты - другим субъектом.

Категория отношение - центральная в философской антропологии и этике Бубера. Он считает, что лишь человек может относиться к другому человеку, утверждая и подтверждая свое бытие в других людях. Универсальной формой отношения выступает язык, благодаря которому возможен диалог - подлинный разговор, основывающийся на установлении и признании самостоятельной инаковости Другого.

Здесь строгость и глубина человеческой индивидуальности, первоначального инобытия Другого принимаются не просто как важнейший исходный пункт, но как подтверждение сущности сущностью. Специфика отношения Я-Ты раскрывается Бубером в категории встреча. В подлинных встречах, считает он, формируются и человечность, и человечество, ибо здесь устанавливаются отношения между людьми, характеризующиеся любовью и заинтересованностью друг в друге.

Таким образом, подлинная духовность находится не в Я, и не в Ты, н между Я и Ты, в отношении между ними. Встреча одного с другим образует, по Буберу, диалогику, или со-вторым-бытие, или бытие человека с человеком. Это бытие определяется М. Бубером кик Мы, в котором преодолевается индивидуалистическое, самодовлеющее Я. Мы подчеркивает философ потенциально включает Ты. Только люди, способные правдиво сказать друг другу Ты, Могут правдиво говорить о себе Мы. Но высшей точкой межличностных отношений М. Бубер считает воображение, означающее способность представлять то, что желает, чувствует, воспринимает другой человек.

Примером воображения служит сочувствие, или эмпатия, когда ты испытываешь боль другого человека, но не как его недомогание, а именно как страдание за него - со-страдание. В этот момент другой человек становится для нас самостью, происходит его самостановление-со-мной, означающее, что другой человек узнает себя во мне, представляет меня в своей самости. Наряду с рассмотренными выше новейшими иррационалистическими направлениями, в этике XX столетия вновь приобретают важное значение традиционные религиозные доктрины, сумевшие в современных условиях модернизировать свои фундаментальные идеи, придать им новое звучание.

В рамках католического вероисповедания получило статус официальной этико-философской доктрины Ватикана учение неотомизма. Его наиболее известные представители Ж. Маритен, Э. Жильсон, И. Бохеньский, К. Ра-нер, В. Гертых, М. Кромпец и, наконец, сам папа Римский Иоанн Павел II К. Войтыла. Все они так или иначе ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие Фомы Аквинского, ведущего представителя средневековой христианской схоластики.

Их основная идея состоит в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим миропониманием, утвердившимся в современную эпоху. При этом неотомизм активно использует идеи других этико-философских течений новейшего периода, особенно позитивистско-сциентистской и экзистенциалистской направленности.

Э. Жильсон 1884-1978 считает, что универсальный синтез религии и науки был достигнут в этике Аквината, а в Новое время возобладали деструктивные тенденции, что и привело к глобальным проблемам современности. Поэтому необходимо восстановить утраченное единство, гарантией которого является Бог. Ж. Маритен 1882-1973 говорит о мистическом акте существования, исходящем от Бога и являющемся основой как природы, так и нравственных отношений в человеческом обществе.

Единение града земного наука и техника и града божьего религия воплощается в идеалах т.н. интегрального гуманизма. К. Ранер 1904-1984 , обращаясь к учению М. Хайдеггера, формулирует принцип теологической антропологии, анализирует специфику человеческого бытия в мире, состоящую, по его мнению, в постоянной открытости, трансцендировании относительно Божественного существования. Аналогично развивается этика неопротестантизма, возникшая в XX веке в рамках протестантского вероисповедания, в ХУ-ХУП столетиях отделившегося от католицизма на основе идеи индивидуального мистического богопознаиия. Этика неопротестантизма развивается главным образом в Швейцарии и США. Ее представители К. Барт и П. Тиллих, анализируя современные моральные тенденции, говорят о мистическом страхе, фатальной озабоченности нравственного субъекта экзистенциалистская терминология, коренящихся в его отчуждении от Бога. Э. Брунер 1889-1966 видит выход в индивидуальной вере, самотрапсцендировании - подражании Иисусу Христу как жизненной модели.

Р. Нибур 1892-1971 считает, что альтернативой экзистенциального беспокойства является христианский реализм, состоящий в смиренном уповании на Божественный промысел, недоступный рационалистическому научному пониманию.

Личная вера в современных условиях должна скорректировать мировоззрение каждого отдельного человека, удержать его от безрассудных поступков. Искренне верующий ученый не станет создавать новые виды оружия массового поражения и усугублять экологическую опасность. Критерий морали должен переместиться внутрь сознания субъекта, стать эквивалентом его совести - таков вывод этики неопротестантизма.

В XX веке этика все более активно обращается к осмыслению моральных проблем общения, приобретая коммуникативную направленность. В решении этих проблем, в выработке нравственных норм она опирается, прежде всего, на феноменологию Эдмунда Гуссерля 1859-1938 , разработавшего учение об интерсубъективности, дающей возможность каждому Я удостовериться в существовании и опыте Другого.

При этом существование Другого рассматривается как альтер эго - другое Я, которое теперь я могу постичь, понять по закону аналогии. В свою очередь, Другой во мне самом получает значимость через мои воспоминания самого себя. Большую роль в развитии коммуникативной этики сыграла сложившаяся па основе феноменологии герменевтика, которую один из ее основоположников Ганс Георг Гадамер р. 1900 представляет как философию понимания.

Понимание для Гадамера - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание устанавливается в процессе диалога, в котором происходит интеграция, слияние горизонтов - соединение прошлого и настоящего, превращение их в партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты. А это дает возможность для понимания любой культуры, допуская поливариантное и мультинациональное существование и общение культур. Понимание в диалоге обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации в интерпретации смысла.

Причем в процессе интерпретации происходит не только понимание Другого, но и раскрытие самого себя. В 1970-х годах широкий резонанс, приведший к так называемому герменевтическому буму, вызвала полемика между Гадамером и другим выдающимся представителем современной герменевтики - социологом и философом Юргеном Хабермасом р. 1929 , явившимся основоположником теории коммуникативного действия.

Хабермас применяет герменевтику прежде всего как инструмент критики современного уродливого ложного сознания и извращенных форм коммуникации, противопоставляя им свою теорию коммуникативного действия, ведущую, по его мнению, к правильному пониманию - себя и Другого. Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса, как основу повседневной практики частных жизненных миров. Процессы коммуникативной рационализации он расценивает как структурирующие, организующие социум.

Именно они производственные отношения лежат, по мнению Хабермаса, в основе современного гражданского общества, социального и межличностного общения. Конец XX века и начало нового тысячелетия в европейской этике характеризуется двумя новыми тенденциями переходом к прикладной этике и переосмыслением предмета этики в контексте постмодернизма. Прикладная этика вырабатывает сегодня практические рекомендации по решению моральных проблем в конкретных ситуациях и определенных сферах человеческой жизнедеятельности.

Она функционирует в виде самостоятельных частных этик этика бизнеса, политическая этика, этика интимных отношений, профессиональные этики, что дает зачастую повод выносить ее за рамки этики вообще. Однако характер аргументации этико-прикладных исследований, их связь с теоретическими проблемами общей и нормативной этики позволяет утверждать, что прикладная этика является важной стадией исторического развития самой морали и что ее можно интерпретировать как этическое теоретизирование особого рода - теоретизирование в терминах жизни А. Гусейнов. Особую актуальность приобрели в конце столетия направления, которые, в противоположность рассмотренным выше модернистским течениям, можно объединить под названием постмодернизма Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез. Этика постмодернизма ставит задачу деконструкции логоцентризма и связанного с ним положительного имиджа науки и техники, что так и не удалось в полной мере этике модернизма.

При этом если модернизм па место научной логики ставил мироощущение отдельного индивида экзистенциализм и др то постмодернизм вообще отказывается от всякой логики, даже субъективной.

Таким образом, постмодернистская философия с ее отказом от логоцентризма и деконструкцией классических и модернистских философских построений разрушает традиционный просветительско-нормативный имидж этики как этики абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей. Вместе с тем в отказе от логоцентризма прослеживается утверждающее начало в русле свойственного постмодернизму пафоса единичности, открытости, ситуативности предполагается дальнейшее слияние этики с живым моральным опытом в отдельном индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной, многоликой и личностной.

Провозглашаемое постмодернизмом преодоление границы между писателем автором, читателем и текстом, в ходе которого смысл сливается с пониманием, обретает высокую степень действенности именно применительно к морали, которая отныне не прилагается и не предлагается индивиду, а учреждается им самим, ибо нет морали, отдельной от человека и вознесенной над ним. В этой интерпретации постмодернизм выступает не как отказ от этики вообще, а как доведенная до предела антинормативная установка, благодаря которой как раз и появляется возможность превращения традиционной авторитарной этики в этику гуманистическую.

Анализируя новейшие тенденции современной духовной культуры, можно сделать вывод, что, по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на общественный интерес этика просветителей, Гегеля, Маркса, в современной этике все в большей степени усиливается личностное, индивидуалистическое начало и одновременно снижается уровень гражданственности.

Вместе с тем - парадоксально, но именно в конце XX века более актуальным стало обращение к проблемам нравственного существования и гражданского статуса личности в обществе, ее правам и обязанностям по отношению к социуму и окружающей среде в целом - тенденция, которая, возможно, продолжится и в новом тысячелетии. 1.7 Этическая мысль Беларуси Важнейшие тенденции развития европейских этико-философских учений проявились и в этическом наследии ведущих представителей общественно-политической мысли Беларуси.

Особенности национального мировосприятия, духовной культуры белорусского народа нашли выражение в таких нравственных качествах, как стремление к самоопределению, скрытое чувство собственного достоинства в сочетании с терпимостью, добродушием и бесконфликтностью.

Широко известна просветительская деятельность таких мыслителей, как Евфросинъя Полоцкая, Кирилл Туровский. В своих этико-философских сочинениях они стремились привить на белорусской почве идеи христианской патристики, вели полемику с ересями и язычеством. В качестве источника морали мыслились библейские заповеди всеобщей любви, добра, единения, которые рассматривались как Божественное откровение. Осуждались греховность и разобщенность мирской жизни, им противопоставлялись возвышенные духовные идеалы монашества.

В XIII-XVI вв. территория Беларуси вошла в состав Великого княжества Литовского, а затем объединилась с Польским королевством в единую республику Речь IIосполитую. Этико-философская мысль этого периода отразила в себе актуальные в ту эпоху тенденции развития западноевропейской культуры, в частности, гуманизма и протестантизма. Франциск Скорина не только явился основоположником книгопечатания на Беларуси и перевел Библию на белорусский язык, но в своих комментариях раскрыл ее нравственно-этическое содержание.

Его последователи Сымон Будний 1530-1593 , Василий Тяпинский 1540-1604 и др. отстаивали идеи индивидуального мистического постижения религиозных текстов, их возвышенного морального смысла, критиковали косность и нравственный догматизм церковной организации, разрабатывали основоположения протестантской этики труда. Некоторые из них от критики отдельных положений христианского вероучения переходили к общему отрицанию религиозных предрассудков в вопросах морали.

Так, Казимир Лыщинский 1634-1689 пришел к последовательно атеистическому обоснованию нравственных отношений, отверг существование Бога в качестве источников моральных ценностей. В XVI-XVII вв. в Западной Европе начались процессы нравственного обновления католицизма контрреформация. На территории Беларуси в стенах иезуитских коллегиумов и католических университетов активно использовалось рационалистическое наследие схоластической этики Средневековья, среди образованной части белорусского общества распространялась нравственная философия Аристотеля и Фомы Аквинского.

Для православного населения была выдвинута идея унии объединения с католицизмом при главенстве папы Римского П. Скарга, К. Тарлецкий и др Вместе с тем Н. Ленчицкий, Л. Сапега предостерегали от насильственного проведения унии, теоретически осмысливали этико-философские ценности веротерпимости и политической толерантности. В противовес католицизму начали возникать православные братства, которые в XVI-XVII вв. также проводили обширную просветительскую программу, издавали азбуки и грамматики белорусского языка, пропагандировали важнейшие достижения западноевропейской этики среди православных жителей Беларуси.

Один из крупнейших деятелей белорусской культуры этой эпохи Симеон Полоцкий 1629-1680 приглашался в Московское государство для воспитания детей царской фамилии. Он составил стихотворный сборник, в котором поэтическими средствами излагаются основные морально-этические принципы православия.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Беларуси появляются этико-натуралистические концепции, обусловленные развитием естественных и точных наук, осмысливающие нравственность в духе теорий естественного права, общественного договора, разумного эгоизма, отстаивающие необходимость всеобщего светского образования. Прогресс морали стал связываться с восстановлением национальной независимости, с критикой крепостничества и российского самодержавия.

Последовательное развитие эти идеи нашли в этико-политической программе руководителя народного восстания 1863 г. Кастуся Калиновского 1838 - 1864 , а также у революционеров-народников Н. Судиловского, И. Гриневицкого. Распад Российской империи в результате Октябрьской революции привел сначала к образованию Белорусской Народной Республики, а затем - БССР. Этот период характеризовался бурным ростом национального самосознания, в этике активно осмысливались нравственные аспекты возрождения белорусской государственности.

Ещё перед революцией поэты Ф. Богушевич, А. Пашкевич Тетка , Я. Купала, Я. Колас в своем творчестве воспевали труд простых крестьян-белорусов, их близость к природе, здоровую простоту нравственных отношений. М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, И. Кончевский Абдиралович и др. теоретически осмысливали моральные особенности белорусского этноса, выступали против засилия польскоязычной и русскоязычной культур. В БССР активно развивается марксистская этика, тесно связанная с государственной идеологией культа политических вождей. С позиций марксизма-ленинизма и авторитарной этики осмысливаются нравственные аспекты классовой борьбы, пролетарской революции, социалистического общества как единственного средства реализации гуманизма и социальной справедливости.

Правда, в 1970-80 гг. в рамках официальной советской идеологии наметились и отдельные критические тенденции. После распада СССР в развитии белорусской этики обозначилась ситуация плюрализма, переход от авторитарной к гуманистической этике. Анализу подвергаются национальные особенности морального самосознания белорусов предпринимаются попытки по-новому осмыслить фундаментальные моральные ценности появляются нетрадиционные системы обоснования морали.

В целом можно говорить о значительном разнообразии этико-философских подходов и ощутимом приближении этической мысли Беларуси к ведущим мировым тенденциям научного знания. Словарь терминов Брахма - верховное божество Древней Индии, имя которого означает благочестивая жизнь, благоговение Легизм - школы законников Патристика - учения отцов церкви Заключение Таким образом, краткий экскурс в область истории этических учений позволил нам не только увидеть тот неослабевающий интерес, с которым обращались и обращаются к моральным проблемам выдающиеся умы прошлого и настоящего, но и убедиться в сложности и неоднозначности подходов к их решению, с чем постоянно сталкивается и современный человек.

Вместе с тем история этических учений является отражением и выражением истории самой морали, нравственной культуры человечества.

Список используемой литературы 1 Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, М 1999. 2 Зеленкова И.Л Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000. 3 Золотухина- Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998. 4 Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998. 5. Философский энциклопедический словарь. М 2000. 6. Этика. Конспект лекций Ростов-на-Дону Феникс, 2004 7. Этика Уч.пос. Под ред. Т.В.Мишаткиной Мн Новое знание, 2004.

– Конец работы –

Используемые теги: основные, проблемы, типы, этических, учений0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные проблемы и типы этических учений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные проблемы и типы этических учений
Введение... Основные проблемы и типы этических учений Этические учения Древнего Востока Общая характеристика европейской этики...

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем
Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации,… Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению… В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать…

Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины...
И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно… Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это… Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и…

Проблемы войны и мира в различных философских учениях и исторических периодах
Церковь пресекала междоусобные войны периода средневековья,что хорошо отразилось,например в истории Руси.Так,киевский князь Владимир Мономах… Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, доходившими до конфискации… Под охрану Мира Божьего в первую очередь попадали церкви,монастыри,капеллы,путешественники ,женщины,а также…

Мотив и мотивация: восемь основных проблем
Так, люди с низкой когнитивной структурированностью действуют стереотипно, не способны гибко перестроиться на новые требования ситуации, склонны к… Ведь определяющая поведение актуальная способность к переработке информации… Первые сумеют справиться с более сложной обстановкой прежде, чем их способность к переработке информации снизится или…

Основные средства, их классификация, оценка, учет и выбытие основных средств. Документация ее роль и значение в бухучете
Оглавление 1. Основные средства, их классификация, оценка - 2 стр. 2. Учет поступления основных средств - 3 стр. 3. Учет выбытия основных средств -… В зависимости от назначения, с учетом натурально-вещественных признаков… Основные средства подразделяются на - активные которые непосредственно участвуют в процессе производства - станки,…

Политическая социология. Фундаментальные проблемы и основные понятия
Поэтому мы начинаем именно от противного, излагая резоны за и против понимания политической социологии как одной из многочисленных ветвей… Сколь бы ни было это членение неудовлетворительно по существу, сколь бы ни… В этот ряд было бы соблазнительно поставить и социологию политики.Действительно, подобно тому, как люди вступают в…

Т. Гоббс Основные аспекты его философского учения
Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области филосо- фии,которые… После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных… В это время у него появляются связи среди правящих кругов,в том числе среди придворных кругов Анг- лии.В…

Основные положения учения Дарвина
Сущность мировоззрения этого периодазаключается в представлениях о постоянстве, неизменности и изначальнойцелесообразности природы. Такое… Огромную задачу систематизацииэтих материалов выполнил Карл Линней 1707-1778 ,… Линней полностьюразделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальнуюцелесообразность, якобы…

Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе
Студент выпускного курса института Коненко Г.Г. исследовал актуальную тему Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе и сумел в… Хотелось бы отметить, что Коненко Г.Г в процессе изучения темы, сумел… Стремясь довести исследуемую проблематику до сегодняшнего дня, Коненко Г.Г. ознакомился также со всеми наиболее…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основные проблемы культуры речи в СМИ Русская речь в современном российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы. Язык любого народа это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его…
  • Сущность и основные черты глобальных мировых проблем К ним относятся, прежде всего, проблемы военной угрозы, малоразвитость значительной части мира, экологический, продовольственный, энергетический и… Они оказывают решающее влияние на будущее положение всего мирового… Характерная черта глобальных проблем - их мера значимости для общественного развития. Это касается как экологических,…
  • Основные проблемы культуры речи в СМИ Русская речь в современном российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы. Язык любого народа это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его…
  • Актуальные проблемы экологической этики - взгляд с позиции антропоцентризма, биоцентризма и религиозной этической системы Однако прикладную этику не следует рассматривать как простое приложение этической теории к практике, поскольку в ее рамках создаются собственные… Иными словами, современная прикладная этика все более приобретает черты… Это видно на примере экологической этики, которая образовалась на стыке естественнонаучных и общественных наук. Если…
  • Структура и основные проблемы книги Самуэльсона "Экономикс" И не менее захватывающим переживанием было писать о том, что мы, экономисты, знаем об экономике. Я могу лишь надеяться, что это хоть частично… В начале 50-х годов он выступил с обоснованием необходимости объединения… Особое место идея о неоклассическом синтезе заняла в третьем издании учебника П. Самуэльсона 1955 г где он выражал…