рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения

Этическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения - раздел Искусство, Основные проблемы и типы этических учений Этическое Сознание Эпохи Средневековья И Возрождения. Этика V-Xv Вв. Представ...

Этическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения. Этика V-XV вв. представляет собой противоречивое явление.

Основные ее положения оформились в патристике - учениях отцов церкви латиноязычных Тертуллиан, Иероним, Августин и грекоязычных Ориген, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и др Они вели активную полемику с рационалистической традицией античности и язычеством и, отстаивая религиозный подход и христианские ценности, разрабатывали основы универсальной морали.

Основные идеи патристики выразились в известном афоризме Тертуллиана Верую, ибо нелепо означавшем полный отказ от научно-рационалистического подхода античности к проблемам морали. Эти идеи первоначально развивал и Августин Блаженный 354 - 430 в работах Исповедь и О граде божьем. Постепенно патристика, так и не приняв индивидуалистической направленности позднеантичной этики, начинает более благосклонно относиться к ее аристотелевской версии и учению Платона об объективно заданном порядке вещей.

Отцы церкви усматривали ошибку античных авторов в том, что, постигая этот порядок, они не понимали, что он - Божественный, что Бог не только Создатель, но и Учитель. Отсюда - задача переосмысления античных идей в свете учения Христа. Необходимо вписать этику в отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль первой дисциплины таковой остается теология. Один Бог есть высшее благо. И отношением к нему правильным, когда Он признается и почитается в качестве высшего блага, и неправильным, когда к Нему нет должного уважения определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и злые дела человека.

Христианская мысль средневековья исходит, таким образом, из убеждения, что этика и мораль не содержат свои основания в самих себе, и только в соотнесенности с теологией они могут очерчивать границы между хорошим и плохим. Такая установка была превалирующей в средневековье и специфичной для него, но она не оставалась единственной.

Католическая этика в рамках схоластики П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др. вновь привлекает методологию античности и возрождает этико-рационалистические традиции. В результате крестовых походов, под влиянием мусульманских мыслителей 1Х-Х вв. Аль-Фараби, Ибн-Сина и др. в Европе происходит существенное расширение мировоззренческого горизонта. В стенах средневековых католических университетов предпринимается своеобразная попытка вернуть в широкий научный обиход аристотелевское наследие.

В.ХП-ХШ вв. догматы христианской религии становятся объектом научно-философского анализа. Величайший представитель схоластики Фома Аквинский 1225 - 1274 в работах Сумма теологии и Сумма против язычников, используя этику Аристотеля, интерпретирует в духе христианства античное учение о добродетели. Умственные и нравственные добродетели, выдвинутые античностью мудрость, благоразумие, справедливость, мужество, он дополняет еще тремя, теологическими верой, надеждой, любовью.

Аквинат видит в этике моральную философию, рассматривающую волевые и разумные действия человека, организованные их нацеленностью на единое и высшее Благо - Бога. Схоластические попытки соединить науку и религию не были достаточно эффективными, порождая множество затруднений в обеих областях. Как реакция на этот подход возникли мистические течения Мейстер Экхарт, Я. Беме, тесно связанные со средневековыми ересями. В XV в. ереси нашли завершение в этике протестантизма М. Лютер, Кальвин, ориентированной на индивидуальное иррациональное богопознание и трудовую активность в обыденной жизни.

В XIV-XV вв. этической проблематикой начали заниматься не только служители церкви, но и представители светской культуры - художники, ученые, политики. От вопросов теологии они постепенно обратились к изучению проблемы человека, поэтому их часто называют гуманистами. В их творчестве, реализующем принцип антропоцентризма от греч. antropos - человек, человек в значительной степени заменил собой божественные сущности художественная литература обратилась к повседневным сюжетам, изобразительное искусство придало религиозным персонажам черты обычных людей, в научных трактатах окружающая Вселенная - макрокосм уподобилась микрокосму - внутреннему миру отдельного человека.

Подобные тенденции нашли широкое выражение в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля - в Италии Сервантеса - в Испании Томаса Мора, Шекспира - в Англии Николая Кузанского - в Германии Эразма Роттердамского - в Голландии.

Их взгляды отразились и в этических концепциях той эпохи. Поскольку многие из этих мыслителей критически относились к средневековому религиозному наследию и призывали к возвращению высоких образцов античной культуры, за указанным историческим периодом закрепилось название Возрождения, или Ренессанса. В этике Возрождения невиданную ранее ценность обретает человеческая личность никогда еще не было в философии и искусстве такого интереса к человеку во всех его проявлениях. Не случайно с гуманизмом Возрождения связан культ красоты человеческого лица и тела. Изощренный художественный вкус наслаждается уникальностью и своеобразием человека не только на полотнах великих мастеров, но и в обыденной жизни.

Оригинальность, яркая индивидуальность становятся в это время особенно важными в системе моральных ценностей. Человек Возрождения - яркая личность, которая выступает в качестве творца своей жизни и судьбы, сама определяет свое место в мире, а значит, и свои отношения с ним. На это способны только весьма сильные люди, гиганты мысли и дела - титаны земного самоутверждения человека так характеризовал этот тип личности выдающийся философ А.Ф. Лосев. Эпоха Возрождения отличается также обращением к социальной, гражданственной тематике, роль которой в нравственной культуре общества во времена средневековья была невелика особенно по сравнению с религиозной тематикой. Правда, ренессансные представления о перспективах общественного развития и социально-нравственных идеалах базируются на двух крайностях.

С одной стороны, это утопические иллюзии Т. Кампанеллы и Т. Мора. С другой - идеи сильного государства Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли 1469 - 1527 положил начало новым принципам взаимодействия морали и политики. В работе Государь он отрицает ведущую роль религии и церкви в формировании нравственно совершенной личности, утверждая, что это является прерогативой сильного централизованного государства.

Английский философ-гуманист Т. Мор 1478 - 1535 связывал повышение уровня нравственности с отказом от частной собственности. Эразм Роттердамский 1469 - 1536 в сатирическом произведении Похвала глупости выступил с критикой средневековых предрассудков, обличением безнравственного образа жизни католического духовенства, религиозного фанатизма. М. Монтень 1533 - 1592 в Опытах отрицал греховность человеческой природы, на основе скептического гедонизма отождествлял добродетель с умеренными удовольствиями, ограниченными не церковными запретами, а научно-рационалистическим постижением9 сущности бытия.

Пробуждая и культивируя интерес к внутреннему человеку, его индивидуальному поведению, эпоха Ренессанса еще не ставит вопрос о сущности, закономерностях и принципах моральной регуляции личности. Несмотря на это, этика Возрождения занимает значительное место в мировой духовной культуре. Ее достижения во многом предопределили успехи этических теорий последующего периода - Нового времени. 1.5

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные проблемы и типы этических учений

Разумеется, невозможно достаточно подробно и глубоко изложить их на нескольких страницах учебного пособия. Подлинная, полная драматических коллизий… Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и… На Востоке мудрость идет от жизни , а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этическое сознание эпохи Средневековья и Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные проблемы и типы этических учений
Основные проблемы и типы этических учений. Востока Египет, Месопотамия, Китай, Индия, которые начали складываться в VI-II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах великих рек. Р

Общая характеристика европейской этики
Общая характеристика европейской этики. Философская мысль Западной Европы не является такой последовательной, как этика Древнего Востока. Возникнув в I тыс. до н.э она проходит в своем разви

Этика античности
Этика античности. Зачатки этических представлений древних греков восходят к мифологическим канонам эпических поэм Гомера Илиада и Одиссея, описывающих нравственный идеал складывающегося аристократи

Этическая мысль Нового времени
Этическая мысль Нового времени. В XVII-XVIII вв. развитие этики отражает переход научного познания к эмпирическим методам, разработанным Ф. Бэконом, Р. Декартом и другими исследователями. Пр

Этика в ХХ в
Этика в ХХ в. Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX века, развиваются и в XX столетии. Продолжается развитие научно-рационалистических направлений в этике прагматизм, позитивизм, берущи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги