рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие эстетической культуры

Работа сделанна в 2008 году

Понятие эстетической культуры - Реферат, раздел Искусство, - 2008 год - Министерство Внутренних Дел Российской Федерации Белгородский Юридический Ин...

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дисциплина Эстетическая культура сотрудников ОВД РЕФЕРАТ по теме Понятие эстетической культуры Подготовил Преподаватель кафедры Рубцов П.И. Белгород 2008 План Вступительная часть 1. Понятие искусства.Отличие искусства от науки 2. Предмет и виды искусства 3. Основные этапы процесса художественного творчества Заключительная часть подведение итогов Литература I. Основная 1. Андреев А.П. Место искусства в познании мира М 2. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек М II. Дополнительная 1. Бесклубенко С.Д. Природа искусства М 2. Ванслов В.В. Что такое искусство М 3. Филиппьев Ю.А. Что и как познает искусство М 1976. Введение Изучение курса Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел невозможно без рассмотрения сущности искусства и художественного творчества как процесса порождения произведений искусства. Ранее мы говорили о том, что искусство входит в качестве составной части в предмет эстетики как науки.

Кроме того, рассмотрение эстетических представлений различных исторических периодов невозможно без адекватного понимания сущности искусства.

Да и эстетическое сознание, рассмотренное нами ранее, включает в себя в качестве обязательного элемента представления об искусстве.

Относительно художественного творчества также можно отметить его важность в системе явлений и процессов эстетического плана. Рассмотрению искусства и художественного творчества и будет посвящена наша лекция. Вопрос 1. Понятие искусства. Отличие искусства от науки Искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности науки, политики, морали и т.д искусство удовлетворяет универсальной потребности человека - восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира как конкретного целого, предполагающей развитое творческое воображение. Исторически искусство развивается как система конкретных его видов музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве.

Раз возникнув, искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде. Благодаря своеобразию своей видовой сущности, И. объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства.

Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию искусства на какую-то исключительность, кроме той, что диктуется его видовой сущностью в частности, бессмысленным оказывается тезис искусство для искусства. С другой стороны, оказывая преображающее воздействие на все общественные сферы и институты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность.

Вопрос что такое искусство? является предметом философско-методологических споров между сторонниками материалистической и идеалистической эстетики.

Последняя издавна пытается свести сущность искусства к чистой форме, лишенной какой-либо связи с практическими интересами общественного человека, прежде всего с политикой и идеологией. Важнейшая эстетическая закономерность - связь искусства с действительностью - предстает в идеалистических концепциях в искаженном, ложном свете. Современная эстетика исходит из идеи единства социологических, гносеологических и эстетических закономерностей искусства как особой формы общественного сознания.

Тем самым оказывается возможным дать научно обоснованное, соответствующее реальной истории развития художественной деятельности и сознания объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основной клеточкой искусства, предметно воплощающей в себе его особенности и закономерности, является художественный образ, где действительность предстает в форме всеобщей индивидуальности предмета, факта, человека, события. Обладая способностью менять нашу точку зрения на предмет Гегель, искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты.

Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к действительности.

Соотношение искусства и науки. Искусство и наука - два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории культуры. Искусство и наука сближаются тем, что отражают действительность и познают ее, различаются же они по истокам и по своему предмету, по способу отражения мира и по психологическим механизмам, по социальным функциям и законам развития. Сложность и изменчивость взаимоотношений между искусством и наукой объясняют крайнюю разноречивость теоретического осмысления их связи и различий - от фактического их отождествления, сводившего их различия только к форме познания, абстрактно-логической у науки и картинно-образной у искусства Гегель, Белинский, представители гносеологической трактовки искусства в советской эстетике, до их абсолютного противопоставления романтизм, субъективно-идеалистические и формалистические направления в эстетике XX в Р. Гароди и др Марксизм наметил диалектическое решение данной проблемы, различив два способа освоения человеком мира, теоретический и практически духовный, связан с первым научное познание, а со вторым - мифологическое, художественное, религиозное отражение реальности.

Действительно, если художественное творчество вырастает из мифологического сознания первобытного человека со свойственной ему нерасчлененностью объекта и субъекта, синкретичностью мышления, переживания и воображения, то наука порождается трудовой практикой, в которой возникают и потребность в знании объективных закономерностей природы, и удовлетворяющая эту потребность способность абстрагирования объективного от субъективного.

Если предметом научного познания оказалась, следовательно, объективная реальность, а его продуктом - отражающая ее объективная истина, то предмет художественного освоения - объективный мир в его неразрывной связи с духовностью субъекта, т.е. мир ценностей.

Если решение научной задачи требует отделения абстрактно-логических операций мышления от игры фантазии и эмоциональных реакций психики, то познавательная ориентация И. на мир ценностей может обеспечиваться только целостно-недифференцированными действиями переживания - фантазирования - мышления.

Художественное освоение мира осуществляется образным мышлением, а научное - абстрактным, понятийно-логическим, в силу чего отношения искусства и науки следует понимать как взаимно дополнительные, а не как связь однородных и лишь внешне различающихся форм отражения.

Если функция науки - опосредствовать добываемыми ею знаниями совершенствование материального производства, а затем и социально-организационной деятельности и процесса социализации индивида, то главная функция искусства - целенаправленно расширять жизненный опыт человека, дополняя его иллюзорным опытом жизни личности в созидаемой искусством художественной реальности, и таким способом формировать, развивать, совершенствовать духовный мир человека в его многосторонней целостности - в его мировоззренческом, нравственном, гражданственно-политическом, эстетическом содержании. Все эти различия объясняются тем, что природа науки чисто познавательная, а искусство включает познание в многогранную структуру своих эстетических отношении к действительности - познавательных, оценочных, творчески-созидательных, игровых.

Наконец, если наука, как и техника, развивается, поднимаясь с более низкой ступени на более высокую, то в истории искусства, действуют иные законы, рождающиеся из сопряжения познания и ценностного осмысления мира. Поэтому искусство каждой эпохи продолжает жить в последующие времена, ценимое именно в силу его неповторимости.

Прогресс в истории искусства оказывается не абсолютным, а относительным, поскольку достижения, обретаемые на каждом новом этапе его развития, противоречиво связаны с невосполнимыми утратами. Взаимоотношения искусства и науки исторически изменчивы и культурно обусловлены они обратно пропорциональны связям искусства и религии и непосредственно зависят от авторитета науки в культуре, от роли, которую она играет в общественном развитии.

Вот почему особенно близкими и разносторонними эти связи оказываются в художественной культуре XIX-XX вв. Есть основание полагать, что они будут расширяться и углубляться в дальнейшем. Вместе с тем контакты искусства и науки зависят от особенностей как различных областей научного знания, так и видов искусства. Связь с наукой художественной литературы - искусства слова, работающего теми же средствами, что и наука, несравненно более тесная, нежели музыки, а у архитектуры - более близкая, чем у скульптуры.

С другой стороны, обществознание, гуманитарные науки соприкасаются с искусством более органично, чем естествознание и науки технические, ибо главным предметом художественного познания является человек, человеческие отношения, жизнь человека в обществе. В целом же взаимоотношения искусства и науки могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут, разумеется, к подавлению специфических законов художественного освоения действительности и ее научного познания.

Вопрос 2.

Предмет и виды искусства

Оно отвечает более или менее осознанному стремлению человека к духовно... формированием человека как носителя ансамбля определенных социальных р... Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национа... Шеллинг писал художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему... Роль бессознательного в творческом процессе абсолютизируется психоанал...

Бесклубенко С.Д. Природа искусства М

Бесклубенко С.Д. Природа искусства М 1982. 3.

Ванслов В.В. Что такое искусство М

Ванслов В.В. Что такое искусство М 1988. 4.

Филиппьев Ю.А. Что и как познает искусство М

Филиппьев Ю.А. Что и как познает искусство М 1976. 5. Эстетика Словарь Под общ. ред. А.А. Беляева и др М 1989.

– Конец работы –

Используемые теги: Понятие, эстетической, культуры0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие эстетической культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Понятие культуры, культура и цивилизация
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Понятие культуры по работе Швейцера - Культура и этика
Самая известная работа Швейцера «Культура и этика» вышла в свет в 1923 г. Но когда листаешь её страницы, невольно возникает ощущение, что написана… Служению этим целям подчинена у него философия культуры. "Благоговение перед… Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Художественная культура как особая форма эстетической культуры
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его… Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия,… Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и…

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре
Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию. В числе таких категорий - "прекрасное" и "безобразное". В… Человек, как творение Божие, с одной стороны обладает божественной сущностью… И в этом вопросе Лосский высказывает свое несогласие с точкой зрения Гегеля, который видит идеал красоты "не в живой…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Понятие и элементы организационной культуры Наиболее известная типология управленческих культур дана С Хонди Культура власти или Зевса Ее... Задание... Если вы хотите стать менеджером постарайтесь объективно ответить да или нет на вопросы анкеты...
  • Понятие вещи. Права на вещи. I Юридическое понятие вещи На сайте allrefs.net читайте: Понятие вещи. Права на вещи. I Юридическое понятие вещи.
  • Понятие организационной культуры Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила… Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно… Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно…
  • Физическая культура как вид культуры личности и общества Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.
  • Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших… Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной… Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов…