рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема борьбы добра и зла

Проблема борьбы добра и зла - раздел Искусство, Понятия добра и зла Проблема Борьбы Добра И Зла. Однако Взаимная Непобедимость Добра И Зла Вовсе ...

Проблема борьбы добра и зла. Однако взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна.

Если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания лю¬дям. Правда, парадокс в том, что в процессе этой борьбы можно «заразиться» злом и насадить еще большее зло; ибо «во время борьбы со злом и злыми добрые делаются злыми и не верят в другие спосо¬бы борьбы с ним, кроме злых способов». Трудно не согласиться с этим высказыванием Н.А. Бердяева, да и опыт борьбы человече¬ства со злом убеждает нас в этом. Поэтому смысл этой борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать «количество» добра в мире, а основной вопрос – какими способами и путями добиться этого.

По сути, вся история культуры в той или иной форме содержит попытки дать ответы на этот вопрос. И сегодня существует значительный «разброс» в отве¬тах: от знаменитого «Добро должно быть с кулаками» до этики ненасилия, базирующейся на идее непротивления злу насилием.

Идеал ненасилия, сформулированный на заре христианства в На¬горной проповеди Иисуса Христа, всегда был в центре внимания европейской культуры. Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам одновременно и понятны, и парадоксальны: они, казалось бы, противоречат здравому смыслу, природным инстинктам и соци¬альным мотивам человека, и поэтому воспринимались и восприни¬маются, мягко говоря, скептически.

Люди всегда были склонны считать, что Нагорная проповедь предназна¬чена для идеального мира, и нужно быть святым, не от мира сего, чтобы принять ее логику. Как бы возражая ветхозаветному «Око за око, зуб за зуб», Иисус Христос утверждает: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Трудновыполнимый, но бесконечно мудрый завет.

Причем этот способ поведения по заповеди не меняется из-за того, что приходится действовать в реальном мире, в той среде, где принято бить по щекам. Во времена первых христиан это непротивление не рассматрива¬лось еще в качестве пути преодоления зла, а являлось лишь свиде¬тельством нравственного совершенства, индивидуальной победы над грехом. В XX веке – веке насилия и жестокости, войн и преступности – концепция ненасилия, развитая такими выдающимися мысли¬телями, как Г. Торо, Л. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг, становится осо¬бенно актуальной, ибо она рассматривает ненасилие как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все дру¬гие оказались не эффективными.

В качестве обоснования этики ненасилия приведем ряд аргумен¬тов. Во-первых, отвечая на зло насилием, мы не побеждаем зло, так как не утверждаем добро, а напротив, увеличиваем количество зла в мире. Во-вторых, ненасилие разрывает «обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л. Толстой), согласно ко¬торому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. В-третьих, требование ненасилия ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека.

В-четвертых, не отвечая на зло насилием, мы, как ни странно, противопоставляем злу силу, ибо способ¬ность «подставить щеку» требует гораздо большей силы духа, чем просто «дать сдачи». Таким образом, ненасилие – не поощрение зла и не трусость, но способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опускаясь до уровня зла. Наверное, поэтому у этики ненасилия так много сторонников – и идейных, и практически действующих в рамках различных движений (хип¬пи, пацифисты, «зеленые» и др.). Ведь ненасилие способно изменить не только личность и межличностные отношения, но и общественные ин¬ституты, взаимоотношения масс людей, классов, государств.

Даже поли¬тика, это организованное и узаконенное насилие, может быть преобразо¬вана на принципиально ненасильственных основах.

Таким образом, непасилие в том виде, который оно приобрело в теории и практике XX века, становится эффективным средством решения общественных конфликтов, ранее решавшихся с применением насилия. Вместе с тем не следует сбрасывать со счетов и аргументы сторонников насильственной формы борьбы со злом. Конечно, те общественные движения и институты, которые практикуют насилие или призывают к нему, вряд ли считают его позитивным явлением.

Они оценивают насилие скорее как вынужденную необходимость, чем как желаемое состояние. Концепцию же ненасилия они считают красивой, но утопичной мечтой. Главный аргумент противников не¬насилия в защиту насилия – безнаказанность зла в условиях нена¬силия. Оперируют они конкретными примерами, но примеры эти весьма убеди¬тельны. Действительно, разве насильственная борьба с оккупантом и агрессором не есть добро? Что было бы, если бы во время Великой Отечественной войны наш народ, в соответствии с принципом ненаси¬лия, подставлял бы «другую щеку» фашизму? Кстати, такой же аргу¬мент приводят сегодня и сторонники уничтожения бандформирований в Чечне как необходимой акции в борьбе с терроризмом. Или самообо¬рона от напавшего на тебя преступника – что, тоже «подставлять ему щеку»? Так что у сторонников «добра с кулаками» тоже есть своя, весомая точка зрения.

Тем более что насилие может быть таким многоликим: от безобидного игрового насилия (игра котят, борьба на ринге) или необходимой реакции самозащиты до агрессивной враждебности, жажды мести и даже убийства.

И осуждая одни, наиболее крайние и жестокие формы насилия, вполне можно прийти к оправданию других. Еще один недостаток этой концепции противники этики ненаси¬лия видят в ее слишком идеализированном, на их взгляд, представ¬лении о человеке. Теория и практика ненасилия действительно ак¬центирует внимание на присущем человеку стремлении к добру, рассматривая эту склонность в качестве своеобразного архимедова рычага, способного перевернуть мир. Однако сторонники ненасилия в то же время признают, что человеческое поведение может быть и источником зла. Но считать человека пол¬ностью злым существом – значит клеветать на него, так же как считать его только добрым – значит льстить ему. Именно такую ошибку до¬пускают те, кто утверждает, что каждый человек – хищный «волк», склон¬ный к разрушению и насилию, или покорная «овца», не способная по¬стоять за себя (Э. Фромм). Только признание моральной амбивалентности, двойственнос¬ти природы человека выражает справедливое отношение к нему. Именно такая, сугубо трезвая, реалистическая концепция человека служит гарантией действенности и, более того, практической мето¬дикой ненасильственной борьбы, которая предлагает путь, стра¬тегию и тактику усиления и приумножения добра.

Приверженцы ненасилия считают, что для этого сторонам прежде всего необходимо: а) отказаться от монополии на истину, признавая, что мы сами тоже можем ошибаться; 6) осознать, что мы вполне могли бы быть на месте своих оппонентов, и под этим углом зрения критически проанали¬зировать свое поведение – особенно то в нем, что могло бы провоциро¬вать враждебную позицию оппонентов; в) исходя из убеждения, что чело¬век всегда лучше того, что он делает, и что в нем всегда сохраняется возможность изменений, искать такой выход, который позволил бы оппоненту сохранить достоинство, ни в коем случае не унижая его; г) не настаивать на своем, не отвергать с ходу точку зрения оппонента, а искать приемлемые решения; д) пытаться превращать врагов в друзей, ненави¬деть зло, но любить людей, стоящих за ним. Таким образом, если насилие направлено на подавление или уничтожение противника и лишь временно заглушает конфликт, но не устраняет его причин, то ненасильственная акция направлена на устранение самой основы конфликта и предлагает перспективу развития взаимоотношений, особенно когда предшествующее зло не является препятствием для последующих добрых отношений.

Сво¬еобразие моральной позиции сторонников ненасилия состоит в том, что они принимают на себя ответственность за зло, против которого борются, и приобщают «врагов» к тому добру, во имя которого ве¬дут свою борьбу. Интересные идеи можно найти по этому поводу в «Агни-Йоге», которая советует: знайте врагов, берегитесь от них, но злобы не имейте.

Злоба, ненависть приковывают нас к врагу, а борьба с ним ведет к непродуктивному расходу жизненной энергии.

Врага надо преодоле¬вать силой своей устремленности к положительной цели. Надо в них, врагах, черпать силы для возрастания творческой активности, памятуя о восточной мудрости: «Враги наши – учителя наши». Ода врагу Существует устойчивый стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсут¬ствие мужества.

Это обвинение нельзя считать справедливым.

Преж¬де всего, следует провести различие между понятиями силы и наси¬лия. Сила является неотъемлемым и фундаментальным свойством бытия человека.

Насилие – это разрушительная сила, точнее даже, саморазрушительная, ибо в своем последовательном осуществле¬нии как абсолютное зло оно оборачивается против самого себя. Ненасилие же является позитивным, конструктивным выражени¬ем силы: оно тоже сила, но при этом более сильная, чем насилие. Ненасилие нельзя путать с пассивностью – капитуляцией пе¬ред несправедливостью, вызванной отсутствием силы. Ненасилие же помимо огромной внутренней работы и духовной активности, на¬правленной (не в последнюю очередь) на преодоление страха, пред¬полагает также продуманную наступательную тактику, опреде¬ленную технологию противостояния злу. Как это ни парадоксально, но в действительности пассивность и смирение являются как раз условием и порождением насилия.

Пассивность – это позиция человека, который не дорос до насилия. Ненасилие же пред¬ставляет собой реакцию человека, который перерос насилие и поднялся на более высокую ступень преодоления страха.

Причем помимо пре¬одоления «животного страха» ненасилие требует еще и особой духов¬ной стойкости. И мужество, которое требуется для ненасильственной борьбы и формируется ею, есть мужество ответственного существования в этом мире. Поэтому ненасилие – это сила бесстрашия, любви и правды, сила в ее наиболее чистом, созидательном и полном проявлении, направленная на борьбу против зла и несправедливости. В жизни каждого человека однажды или постоянно встают про¬блемы борьбы со злом. И от того, какую линию поведения и форму борьбы – насильственную или ненасильственную – изберет каж¬дый из нас, зависит утверждение или поражение Добра и проявле¬ние нашей сущности.

Так какую же позицию предпочесть? Выбор остается за нами. 4. Справедливость: победа добра над злом В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливос¬ти, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвеча¬ет критериям добра.

С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между: а) «ролями» от¬дельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способнос¬тям и возможностям; б) деянием и воздаянием; в) преступлением и наказанием; г) правами и обязанностями; д) достоинством и чес¬тью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расце¬нивается как добро.

Справедливость – это мерило естественных прав человека. В ос¬нове понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравни¬вающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, спо¬собностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях.

С одной стороны, это замечательно: ведь именно в нашем неравенстве, нетождественности, заложены истоки нашей индивидуальности, уникально¬сти и неповторимости, и разве было бы справедливым мерить всех «на один аршин»? С другой стороны, это смешение понятий порож¬дает массу недоразумений и заблуждений. Так, ребенок не может быть равен своим родителям, но он должен быть равноправен с ними: он не собственность папы и мамы (кстати, так же, как и государства), они не вольны распоряжаться им по своему усмотрению, а его права должны соблюдаться и защищаться, как и права взрослых.

Не случайно сегодня ширится мощное всемирное движение в защиту прав ребенка, а в учебных заведениях права ребенка изучаются в рамках прав человека. Женщина не равна мужчине – и это прекрасно, но она равно¬правна ему в своем стремлении реализовать свои стартовые возможнос¬ти. Студент не равен педагогу, но равноправен с ним в соблюдении граж¬данских прав и свобод, в отношении к его чести и достоинству.

И поэтому, скажем, требование их уважения и у преподавателя, и у студента должно быть взаимным: педагог не имеет права унижать студента, точно так же, как мы требуем этого от студента по отношению к педагогу. Намеренное или случайное смешение понятий «равенство» и «равноправие» свидетельствует или о нашей языковой небрежнос¬ти и уровне культуры, или – что гораздо серьезнее – изобличает социально-политические и моральные спекуляции и попытки мани¬пулирования людьми с помощью стремления к справедливости, ко¬торое всегда движет человеком.

Вот и сегодня различные политические партии левого направления, ис¬пользуя складывающееся в условиях рынка имущественное неравен¬ство, деление на богатых и бедных, взывают к чувству и сознанию спра¬ведливости и зовут граждан на борьбу за нее и установление равенства. Эти лидеры или безграмотны и не понимают, что равенство в принципе невозможно, или в своем стремлении к власти целенаправленно исполь¬зуют доверчивость граждан.

Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справед¬ливости исторически обусловлена и относительна: нет единой спра¬ведливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требо¬вания справедливости меняются по мере развития общества.

Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым вы¬ступает степень соответствия человеческих действий и отноше¬ний социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. Понятие справедливости – это всегда осуществление нравствен¬ной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о кото¬рых мы говорили выше, в частности, относительность и субъек¬тивность.

Ведь то, что представляется справедливым одному, мо¬жет быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний (назначе¬ние на должность одного из двух «равных» претендентов; раздача премий сотрудникам; мера наказания преступнику). Особенно остро и болезненно воспринимается людьми пробле¬ма справедливого возмездия за особо тяжкие преступления. Еще в Ветхом завете справедливость устанавливалась простым прин¬ципом «око за око». И до сего дня мщение и мстительность вос¬принимаются многими как единственное средство воздаяния за насилие и убийство.

Отсюда и отношение большинства людей к проблеме смертной казни: около 80% населения Беларуси и Рос¬сии считают ее единственным справедливым средством наказания преступников-убийц. Возможно, это действительно справедливо: человек, лишавший жизни других людей, должен быть и сам ли¬шен жизни. Но оказывается, что с точки зрения нравственности абсолютизация принципа справедливости может вместо добра при¬водить к злу. Именно так обстоит дело и со смертной казнью.

Самый главный аргумент против смертной казни приводят сторон¬ники этики ненасилия: смертная казнь, безусловно, есть зло, ибо она, уничтожая одно зло, порождает новое, причем в большем мас¬штабе, превращая в убийц всех, кто голосовал за нее, присуждал к ней, приводил приговор в исполнение. Наличие смертной казни в обществе делает человека привычным и равнодушным к злу, убийству, смерти другого человека, жестокости.

Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким. Очевидно, что смертная казнь не имеет никакого смысла по следующим причинам: - отмена или сохранение смертной казни не меняет уровня преступности в стране (это подтверждено многолетними социологическими ис¬следованиями); - смертная казнь не оказывает превентивного действия: не запуги¬вает и не отпугивает преступника (что также подтверждено); - она не предотвращает преступления: никого из потенциальных преступников не останавливает наличие или отсутствие в обществе смер¬тной казни; - она не может удовлетворить родственников жертв: ведь минутное торжество, вызванное тем, что «справедливость восторжествовала», не в состоянии вернуть им их близких; - она не является в полной мере наказанием: мгновенная смерть во время казни – избавление преступника от страданий.

Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удовлетворению наших низменных страстей в жестокости и мстительно¬сти. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишаю¬щим жизни другого человека, пусть и преступника – например, через пожизненное

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятия добра и зла

В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток,… Тра¬диционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что… Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема борьбы добра и зла

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категории добра и зла в истории этической мысли
Категории добра и зла в истории этической мысли. Представления о добре и зле менялись у разных народов из века ввек, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги