рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этика - философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике

Этика - философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике - раздел Искусство, Практическая этика Этика - Философское Учение О Нравственности И Морали. Фундаментальные И Прикл...

Этика - философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике. Теоретическое осмысление явлений нравственности и морали началось в VII веке до нашей эры. Однако возникновение этики традиционно связывается с именем Аристотеля, жившим тремя столетиями позже. Очевидно, требовалось время для осмысления общественной необходимости в особого рода дисциплине.

Поэтому тот философ, который сумеет показать эту необходимость, и будет отцом этики. Им оказался Аристотель. Он стал первым систематизатором этики, первым ввёл слово этика. Термин этика означал первоначально привычное место обитания человека, логово зверей, а впоследствии получил новое значение обычай, нрав, характер, образ мыслей, темперамент. Аристотель написал три работы, составившие основу новой дисциплины Эвдемова этика , Эвдем - друг Аристотеля , Никомахова этика Никомах - сын Аристотеля и Большая этика синтез двух первых Этик , Аристотель поместил этику между учением о душе психологией и учением о государстве политикой. Базируясь на душе, этика служит государству.

Великий философ говорил об этике в трёх смыслах о книгах по этике, о философской теории, о практическом поведении человека. В ходе исторического развития общества эти смыслы осуществились и дифференцировались в различных значениях слова этика. Это слово даже стало названием ряда этических сочинений Этика, или познай самого себя П.Абеляра, Этика Б.Спинозы, Этика В.М.Вундта, Этика Н.Гартмана, Этика, происхождение и развитие нравственности П.А.Кропткина, Этика, или принципы истинной человечности Я.А.Мильнера-Иринина и др. Как теоретическая дисциплина этика, несомненно, является разделом философии.

Попытки оторвать этику от философии и представить её неким моралеведением лишены достаточного основания. Другие значения слова этика таковы 1 этикой называют некоторые частные проявления нравственности или морали, например, этика счастья, любви, долга и т.п 2 этикой называют поведение представителей каких-либо социальных групп, например, этика дворянина, студента, предпринимателя и т.д 3 этикой называют систему норм нравственности членов какого-либо общества, например, британского, китайского, индийского и др в этом случае понятие этики отождествляется с желаемым поведением 4 этикой называют систему норм нравственности какой-либо религии, например, христианская, мусульманская этика 5 этикой называют систему норм нравственности какой-либо политической партии или общественной организации, например, партийная этика 6 этикой называют систему норм нравственности представителей какой-либо профессиональной группы, например, этика государственной службы, этика торговли, воинская, дипломатическая, педагогическая, журналистская, адвокатская и другие.

Перечисление значений слова этика, возможно, неполно, но оно указывает на существенное основание деления этики на фундаментальные и прикладные исследования.

Предметом фундаментальных исследований являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп.

Объектом этих исследований предстаёт человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. В фундаментальных и прикладных исследованиях традиционно указывается, каким должен быть человек и что он должен делать, но не указывается, каким может быть человек и что от него можно потребовать.

Строитель не требует от построенного им моста, какую нагрузку тот должен выдержать, строитель лишь рассчитывает, какую нагрузку мост может выдержать. Односторонний уклон в сторону должного уводит этику от позитивных наук. Драма должного и возможного в поведении человека разрешается наличием осознанной свободы его воли. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.

Прикладная этика - бурно развивающееся направление исследований в этике. В области фундаментальных исследований трудно сказать что-нибудь новое, за тысячелетия общественного развития изучены уже все важные проявления жизнедеятельности человека, высказаны различные мнения, которые можно принимать или отвергать. К тому же истинность или ложность фундаментальных этических идей обнаруживается спустя столетия, и человек, изложивший идею, не может увидеть её триумфа или отторжения обществом.

К тому же фундаментальные идеи этики слишком абстрактны, их применение к конкретному случаю требует разъяснения. Как к действующему законодательству прилагаются комментарии, так и к фундаментальным идеям этики требуется обоснование применения в определённых условиях деятельности человека. Поэтому как ответ на общественную необходимость возникают прикладные исследования. Прикладная этика - это область практического знания, в которой рассматриваются современные жизненно важные проблемы, например, клонирование человека, последствия которого ещё не просчитаны, права человека не только на жизнь, но и на смерть эвтаназия, трансплантация органов, непорочное зачатие вне организма женщины, продажу оружия при декларировании мирной внешней политики, применение силы в межгосударственных отношениях, подавление интересов национальных меньшинств во имя единой политической нации, религиозная нетерпимость во имя любви к Христу и многие другие.

Любое их решение имеет свою аргументацию, которая кажется неотразимой одним и абсурдной другим.

Все проблемы подобного рода являются дискуссионными. Положение осложняется и тем, что решение таких проблем не может быть одноразовым, их приходится решать различным образом в тех или иных случаях. Прикладные исследования по разным основаниям делятся на несколько групп 1 по отношению к ценности жизни, например, аборты, смертная казнь, эвтаназия 2 по отношению к значению деятельности, например, сотрудничество, социальное партнёрство, ненасилие 3 по отношению к науке, например, этика науки, биомедицинская 4 по отношению к профессиональной деятельности, например, педагогическая, воинская, журналистская 5 по отношению к социальной структуре общества, например, классовая, национальная, религиозная.

Прикладные исследования связаны с фундаментальными, опираются на них, однако не следует полагать, что они представляют собой лишь приложение теории к проблемам практики.

На уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. С другой стороны, было бы ошибочным полагать, что прикладные исследования принадлежат наукам и являются их частями, например, биомедицинская этика прописана по ведомству биологии и медицины, этика науки относится к науковедению, юридическая этика - часть правоведения и т.д. Прикладные исследования - это высшие достижения этики, это конкретное знание в отличие от знания абстрактного.

Отрыв прикладных исследований от фундаментальных лишил бы первые теоретических разработок вторых, разведение прикладных исследований по профессиональным квартирам превратил бы прикладные исследования в инструктаж поведению служащих той или иной конторы. Фундаментальные исследования в этом случае превратились бы в схоластику, их представителям пришлось бы ломать голову над вопросом типа, может ли Бог создать камень, который он не сможет поднять. 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Практическое функционирование морали в реальном контексте человеческой жизни связано с двумя основополагающими проблемами человеческого существования а каким образом добродетель сочетается со счастьем, ориентация на абсолютные ценности - с необходимостью удовлетворения относительных благ, достижением жизненного успеха б каким образом мораль, являющаяся выражением свободной воли личности, приобретает общезначимый характер, в результате чего служение другим людям отзывается одновременно служением самому себе. Осмысление этих вопросов стало основной задачей и основной трудностью этики.

Различие ответов именно на эти вопросы в решающей мере предопределяет многообразие этических теорий, традиций и школ. Размышляя над смыслом человеческой жизнедеятельности, природой блага, Платон использовал следущий образ.

Перед нами, точно перед виночерпием, текут две струи, одну из них - струю удовольствия - можно сравнить с медом, другая - струя разумения отрезвляющая и без примеси вина, походит на суровую и здоровую воду. Вот их-то и нужно постараться смешать как можно лучше. Одна вода безвкусна.

Один мед ядовит. Только вместе они образуют напиток жизни. Найти его формулу - вот основная забота этики. В истории культуры предлагались различные рецепты этой чудесной смеси. Мораль становится действенной основой практического поведения не сама по себе и не наряду с внеморальными нормами и психологическими мотивами, а всегда преломляясь через последние. Согласно мнению Канта, во всем мире, быть может, никогда не было ни одного поступка, который был бы совершен из одного лишь уважения к нравственному закону и который не имел бы достаточных оснований помимо морали.

Адекватное осмысление морального опыта требует поэтому конкретного анализа того, как мораль преломляется в тех или иных формах деятельности, сферах жизни, типовых ситуациях. Исторически наиболее существенными являются видоизменения морали, которые связаны с национально-культурной, социально-статусной, профессиональной принадлежностью людей.

В определенном смысле каждый народ, каждый класс, каждая профессия вырабатывают свою мораль. Наиболее показательны в этом отношении писаные и неписаные профессионально-нравственные кодексы, обеспечивающие достойное и общественно значимое поведение человека в рамках его профессиональной деятельности. В них особое внимание уделяется тем видимым отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии типичный пример - так называемая врачебная тайна, включая практиковавшееся до недавнего времени сокрытие от пациента тяжелого диагноза. В современных условиях общественно значимый характер приобрела моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных, единичных проявлениях.

Это явилось следствием многих факторов, среди которых два представляются наиболее важными. Прежде всего речь идет об изменении реального статуса индивида в обществе, выражающемся в том, что общество в целом, в том числе и прежде всего государство, гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, с акцентированным пристрастием оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к разного рода меньшинствам.

Не только большая социальная группа или общность - народ, сословие, семья, профессия и т.д но и отдельная личность, личность сама по себе и даже прежде всего, становится средоточием, фокусом общественной жизни. Другим важным фактором явилось новое качественное состояние техники и технологии деятельности.

Усложнились коммуникация и вся система организации социального пространства, в результате чего сбой в одном звене сказывается на состоянии системы в целом. Появились столь дорогостоящие технологические возможности, направленные на поддержание благополучия человека, прежде всего его жизни и здоровья, что каждый случай их применения становится общественно значимым событием. Эти изменения имели одним из своих следствий интенсивное развитие прикладной этики, в рамках которой наиболее развитой и оформившейся является биомедицинская этика.

Прикладная этика - не просто приложение результатов теоретической этики к практике. Она, скорее, является особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза. В рамках прикладной этики теоретический анализ, общественный дискурс и непосредственное принятие морально ответственного решения сливаются воедино, становятся содержанием реальной соответствующим образом организованной общественной практики.

Это - особая форма теоретизирования теоретизирование, непосредственно включенное в жизненный процесс, своего рода теоретизирование в терминах жизни, И это - особая форма принятия ответственных решений, самой человеческой практики, когда последняя поднимается до теоретически осмысленного уровня. Прикладная этика сложилась в последние десятилетия, наиболее бурно развивается в западных странах, так называемых открытых обществах, прежде всего в США. Наиболее показательными для понимания феномена прикладной этики являются проблемы, которые можно назвать открытыми моральными проблемами. Это такие проблемы, по поводу моральной квалификации которых нет единства мнений в общественном сознании - ни среди специалистов, ни среди широкой публики.

Это - смертная казнь, эвтаназия, аборты, трансплантация органов, эгоизм рыночной конкуренции и др. Они открыты в том смысле, что открытым нерешенным остается вопрос о нравственно достойных способах их практического решения.

Применительно к ним речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных канонов, что было бы простой банальностью, а об отсутствии таких канонов. К примеру, норма Не кради никогда в своей категоричности не соблюдалась и не соблюдается. Тем не менее по вопросу о том, имеет ли она нравственный статус, серьезных споров не существует. Все знают, что воровство есть зло. С открытыми моральными проблемами дело обстоит принципиально иначе. Здесь нет согласия на уровне самих норм и ценностей. К примеру, и точку зрения, осуждающую смертную казнь, и точку зрения, утверждающую ее, одинаково аргументируют категориями справедливости и милосердия.

Более конкретно описывая своеобразие открытых проблем морали, следует указать на следующие признаки. Во-первых, они связаны с легальными и публичными сферами жизни общества, которые поддаются рациональному регулированию и социальному контролю. Само их наличие как проблем, притягивающих к себе общественное мнение, свидетельствует о повышенных нравственных требованиях, предъявляемых к официально санкционированной институционально оформленной деятельности.

К примеру, в государствах, в которых практикуется смертная казнь, по этой причине погибает значительно меньше людей, чем в уличных драках или семейных ссорах. Тем не менее не уличные драки или семейные ссоры, а смертная казнь находится под особым и пристальным вниманием общества, вызывает большие волнения и споры. Такая избирательность вполне понятна и оправдана, так как смертная казнь есть не просто убийство, а убийство, совершаемое в результате ясно сформулированной и дефинитивно выраженной воли общества.

Это - сознательный акт государства. Во-вторых, осмысление открытых моральных проблем не сводится к выработке определенной моральной позиции, оно требует также специальных знаний. Моральный выбор здесь совпадает с профессиональной безупречностью решения. К примеру, нельзя выработать нравственного отношения к проблеме трансплантации органов без ответа на вопрос о критерии жизни и на массу других специальных научных вопросов.

В-третьих, открытые проблемы представляют собой такие отступления от моральных требований, которые претендуют на моральный статус. Их можно охарактеризовать как исключения из правил, подтверждающие правило. Предполагается, что речь идет о таких исключительных ситуациях, когда лучшим способом следования норме является отступление от нее. Так, например, один из самых популярных аргументов в пользу эвтаназии состоит в том, что это делается во благо того, кто обрекается на смерть.

В-четвертых, открытые проблемы морали, хотя и имеют казусный характер, тем не менее не решаются с помощью казуистического метода. Они являются открытыми не потому, что не найдено решение, а потому, что они не имеют его. Это - прикладные и б этом смысле единичные проблемы. А понимание единичного не может иметь логически обязывающих формул. Здесь существенно важна не столько безупречность самого решения. сколько безупречность способа его принятия.

Не случайно поэтому практика открытых проблем морали в современных обществах, как правило, связана с деятельностью особых этических комитетов, призванных обеспечить взвешенность принимаемых решений, блокировать соблазны злоупотребления, сопряженные с самой сложностью ситуации. Существует два типа открытых проблем. Первый охватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированные отступления от добра. Второй касается ситуаций, нравственно санкционирующих использование зла. Примером проблем первого типа является аборт, который в случае его нравственного оправдания претендует на то, чтобы быть исключением из общегуманистического принципа, утверждающего святость человеческой жизни.

В качестве иллюстрации открытых проблем второго типа упомянем так называемую ложь во благо, когда мораль для определенных, строго обозначенных и вполне контролируемых ситуаций оправдывает отступление от категорическою требования Не лги. Словосочетание открытые проблемы морали вызывает ассоциацию с термином открытое общество. Она не случайна.

Открытые проблемы морали существуют, как правило, в открытом обществе, являясь одним из выражений его плюрализма. Особо следует подчеркнуть указанные проблемы обретают статус открытых в масштабе общества. Это вовсе не исключает, а, напротив, даже предполагает, что отдельная личность может иметь о каждой из них совершенно определенное мнение. Для отдельной личности данные проблемы могут быть и чаще всего являются вполне закрытыми.

Открытые моральные проблемы наглядно демонстрируют нормативную сущность этики. В случае этих проблем то или иное этическое решение очевидным образом оказывается той или иной моральной позицией. Обсуждая вопросы о том, допустимы ли аборты, эвтаназия и т.д. мы не только высказываем определенные, более или менее истинные суждения, но осуществляем также определенный моральный выбор. Здесь ярко обнаруживается практически обязывающая мера этических утверждений.

Разумный эгоизм. В исходной посылке разумного эгоизма содержится два тезиса а стремясь к собственной пользе, я способствую пользе других людей, пользе общества, б поскольку добро есть польза, то, стремясь к собственной пользе, я способствую развитию нравственности. Практически же разумноэгоистическая установка выражается в том, что индивид выбирает в качестве целей собственное благо в твердой уверенности, что это - как раз то, что отвечает требованиям нравственности. Принцип пользы повелевает каждому стремиться к наилучшим результатам и исходить из того, что польза, эффективность, успех являются высшими ценностями.

В разумно-эгоистической версии этот принцип получает еще и этическое наполнение, он как бы санкционируется от имени разума и нравственности. Но вопрос о том, каким образом частная польза содействует общему благу, остается открытым как именно практический вопрос. То же самое относится к вопросу о процедурах, удостоверяющих совпадение частного и общего интересов и позволяющих проверять частный интерес на его соответствие общему интересу.

Правда, общий интерес так или иначе всегда репрезентирован через различные частные интересы. Можно предположить, что социальный и культурный прогресс человечества проявляется в том, что частные интересы все большего числа людей приближаются или совпадают с общим интересом. Однако сближение общих и частных интересов не является предметом и результатом возвышенного выбора или доброго намерения, как то считали просветители и утилитаристы.

Это - разворачивающийся в истории процесс формирования такого общественного порядка, при котором удовлетворение общего интереса осуществляется посредством деятельности людей, преследующих свои частные интересы. Как исключительное упование на здравость себялюбие приводит на практике к апологии эгоизма, так и стремление к волевому утверждению общего интереса как действительного интереса всех членов общества приводит с скрытому преимущественному удовлетворению интересов той социальной группы, которая провозглашает своей целью заботу об общем интересе, и к равной бедности большинства людей, оказывающихся предметом этой заботы.

Хотя в Просвещении разумный эгоизм выступает как учение, призванное раскрепостить человека, оно уже в середине прошлого века стало восприниматься как своеобразная форма обуздания и регламентации индивидуальной воли. Ф.М. Достоевский, устами своего несчастного героя в Записках из подполья вопрошал о действительном смысле подведения любого поступка человека под разумные основания.

Стоит задуматься над теми требованиями, которые предполагаются в качестве выражения разумности, как станет очевидной возможность сведения всего многообразия личностных проявлений к некоторому голому, бездушному стандарту. Достоевский подметил также психологическую уязвимость упования на рационализацию себялюбивых устремлений в учении разумно-эгоистической нравственности упускается из виду особенность морального мышления как мышления индивидуального и желательно неподотчетного стоит же указать на правила разума, как они будут отвергнуты из одного только чувства личности, из духа противоречия, из желания самому определять для себя, что полезно и необходимо.

Иные неожиданные для просветительского, или романтического, рационализма аспекты в проблеме разумности выявляют философы нашего времени, отнюдь не претендующие на рационализм в его классических вариантах до чего только не додумался изобретательный и изощренный человеческий разум.

Взять, к примеру, такой непременный элемент государства, как систему наказания совсем не обязательно в такой разветвленной форме, как ГУЛАГ, или в такой рационализированной форме, как нацистские концлагеря-крематории даже в самой цивилизованной современной тюрьме набирается достаточно продуманных до мелочей мерзостей, свидетельствующих о таком разнообразии в

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Практическая этика

Добро и зло, справедливость, равенство, свобода, ответственность, судьба, предназначение человека на земле и смысл его земной жизни - вот далеко… Поведение человека зависит от двух основных факторов наследственности и… Нравственность призвана выработать стереотипы оптимального поведения личности, однако следует отметить, что сам факт…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика - философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги