рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет и история эстетики. Этапы развития русской эстетики

Предмет и история эстетики. Этапы развития русской эстетики - раздел Искусство, План: 1. Предмет И Задачи Эстетики. 2. Особенности Эстетического Метода Позна...

План: 1. Предмет и задачи эстетики. 2. Особенности эстетического метода познания мира. 3. История эстетики. 4. Этапы развития русской эстетики. Литература Предмет и задачи эстетики Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувствующий, чувственный). Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действи¬тельности, о сущности и формах творчества по законам красоты. В истории эстетики ее предмет и задачи менялись.

Вначале эстетика была частью фило¬софии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилосо¬фы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетиче¬ских проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы госу¬дарственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека.

Для Тер¬туллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет со¬отношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает кано¬ны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого гла¬гола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству.

Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучаю¬щая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгар¬тен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве.

Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее разви¬тие теоретической мысли вложило новое содержание. Для Канта предмет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширно¬го царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящ¬ного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа. Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Доб¬ролюбов — критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр — экзистенциализма.

Н.Г. Черны¬шевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизо¬вать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.

Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным уг¬лом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье — цель медицины, а ее предмет — и географическая среда, и химические соединения, и физические про¬цессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечело¬веческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих цен¬ностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его мно¬гообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Особенности эстетического метода познания мира

Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство уд... Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременн... Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия по... Минимальное число аксиом или других исходных положений должно способст... Таким образом, полное определение эстетики, с точки зрения ее метода, ...

История эстетики

История эстетики. Поэтому кульминацией в восприятии произве¬дения искусства было ощущени... По его мнению, красота «людская» многообразна и субъективна. Ин¬тересн... Для Михаила Васильевича Ломоносова красота существует во множестве фор... В первые десятилетия XIX века эстетика завоевывает права гражданства, ...

приложения эстетических принципов — сферу искусства. Первая половина XIX века характеризовалась развитием романтизма, художественной теории и практики реалистических принципов.

К началу сороковых годов реа¬лизм уже складывается как совокупность творческой практики и теоретических воззрений це¬лого ряда писателей и художников. Но этому положению предшествовал сложный процесс формирования творческого метода и в художественной практике, и в теоретических исканиях.

Ярчайшим примером этого процесса является творческое наследие Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Его статьи и письма представляют собой пример теоретических и критических поисков той новой системы искусства, которую стремится утвердить художест¬венными произведениями. Пушкин затрагивает и обсуждает вопросы назначения искусства, призвания писателя, своего творческого метода и критериев художественного совершенства.

Для развития реализма особую важность приобретают сформулированные великим поэтом принципы правдивого изображения человеческих характеров во всей их многосторонности, сложности и противоречивости. Белинский был наиболее ярким представителем эстетической теории, формирующейся в рамках критики и публицистики. В критике, «движущейся эстетике», Белинский обосновывал критерии художественности произведений искусства, их значение в пробуждении обществен¬ного самосознания. Закономерно в таком случае введение в эстетическое исследование понятия народность, которое неразрывно связано с развитием реализма в искусстве. Главная проблема русской эстетики XIX века — отношение искусства к действительности — получила развитие у Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), заявившего об особом, эстетико-материалистическом подходе к прекрасному в природе, обществе и искус¬стве. Чернышевский исходит из следующих положений: во-первых, искусство возникает не только из потребности человека в прекрасном, а из совокупности потребностей.

Во-вторых, со¬держание искусства не ограничивается прекрасным, а включает в себя все «общеинтересное» для человека.

И в-третьих, искусство служит не только предметом эстетического наслаждения, но и средством познания жизни. Другими словами, стремление к прекрасному не существует в человеке автономно от других его стремлений и потребностей. Белинский и Чернышевский подчеркивали положение, жизненно важное для общественной мысли России XIX века: передовая тенденция способствует правдивости и жизненности художественных образов, ложное идейное направление не только уводит художника от жизненной правды, но и губит та¬лант, снижает художественный уровень произведения искусства.

Прекрасное, красота у Добролюбова носит ярко выраженный антропологический характер, она зависит от образа жизни человека, его отношения к труду, от всего того, что определяет «органическое развитие человека». Не обходя проблему эстетических критериев художествен¬ного произведения, Добролюбов, тем не менее, отодвигает их на второй план. Главное — это «внутренние достоинства произведения», обусловленные «общественно значимым содержа¬нием», отвечающем идеальным требованиям». Эстетическая теория, созданная Белинским, Чернышевским, Добролюбовым развивалась, в значительной степени, в неразрывной связи с революционно-демократической критикой и пуб¬лицистикой, свидетельствуя о неразрывности эстетики, политики и этики.

Уже с середины XIX века любой серьезный разговор об искусстве связывался в России с размышлениями о судьбе народа.

При таком подходе закономерна абсолютизация утилитаризма — принципа полезности — искусства и науки о нем. Неприятие эстетического отношения к действительности и эстетики как определенной теории прекрасного находит свое крайнее выражение в работах Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1869). Как правило, его называли родоначальником русского нигилизма, его призыв «бить направо и налево», «разбить все, что можно разбить» получил развитие во взглядах на искусство и эстетику.

Для Писарева «эстетика, безотчетность, рутина, привычка — это все со¬вершенно равносильные понятия». Аргументом эстетики является принцип «потому что это мне нравится», для «реалистов» главное — сам человек, его Я, произносящее «решительные приговоры». Для эстетиков «идея общечеловеческой солидарности» — один из «цветочков» бытия, для реалистов эта идея есть «один из основных законов человеческой природы». Писарев явился, таким образом, одним из наиболее показательных представителей концепции позитивистского утилитаризма в эстетике.

Взгляды Писарева на искусство выражали тенден¬цию, вызвавшую к жизни резкую оппозицию: чем значительнее был лозунг утилитаризма, тем большее распространение получала теория «чистого искусства». И если Писарев решительно выступает против значимости в русской культуре пушкинского художественного наследия, то сторонники «чистого искусства» объявляют себя сторонниками великого русского поэта, значение творчества которого для Отечества переоценить невозможно.

Развитие эстетической мысли России XIX века сопровождалось многими дискуссиями по проблемам, связанным с функциями искусства, его сущностью, особенностями художествен¬ного творчества, и самое главное, в связи с оценкой того или иного произведения искусства. В значительной степени это определяется идеалами и ценностями, которые, меняясь с калейдо¬скопической быстротой, формировали общественное мнение русской интеллигенции.

Слож¬ность и противоречивость развития эстетической мысли этого периода нашла выражение в по¬явлении философско-эстетической концепции К. Леонтьева, Ф. Достоевского и Л. Толстого. Проблемы эстетики оставались по-прежнему спорными и остро дискуссионными и в конце XIX века. На страницах нового журнала «Вопросы философии и психологии» развернулась дискуссия по проблемам методологии эстетической науки. Что должна изучать эстетика, каково ее проблемное поле, в чем заключается специфика предмета эстетической науки? Эти вопросы были напрямую связаны с пониманием красоты и искусства, эстетического наслажде¬ния, функций искусства.

В этих спорах выкристаллизовывается статус Русской эстетики. Если в предшествующие десятилетия эстетика развивается в рамках критики и публици¬стики, в непосредственной связи с искусствоведением, то в конце XIX века русская обществен¬ность увлекается «позитивными науками», среди которых первое место отводится психологии.

Появляется целое направление, представители которого считают эстетику специальной эстетической дисциплиной, в основу которой положен «только опыт и наблюдение, как бы во¬все не нуждающиеся в философии как науки о принципах». Подход к эстетике с этих позиций вызывает отрицательную оценку представителей философско-идеалистической эстетики. Философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) дала толчок развитию русской эс¬тетики конца XIX — начала XX вв. Соловьев дает философское обоснование категории прекрасного в единстве с истиной и добром, пытается осмыслить проблему символа.

Соловьев рассматривает красоту во всех природных формах, в развитии от неорганического мира к органическому, затем — к человеку. В животном мире красота выступает в орнаментальной и музыкальной формах, она преподносит эстетическому познанию обширный и интересный ма¬териал, требующий философского осмысления. Высшее проявление красота получает в человеке, который выступает самым совершенным воплощением эстетического начала в природном мире и единственным существом, способным к творческому освоению действи¬тельности.

В объяснении искусства как активной формы отражения мира и средства выражения ценностей жизни, как своеобразного служения действительно жизненным идеалам Соловьев усматривает способ раскрытия его эстетического смысла. Следует подчеркнуть, что конец XIX начало XX века характеризуется как «переходный», переломный период русской культуры. Поиски новых ценностей и идеалов определяют как художественную практику, так и эстетиче¬скую теорию.

Будущее искусства, и ,прежде всего, отечественного, вызывает бурные споры. В их основе лежит эстетическое осмысление ряда проблем: традиции русского искусства, определение новизны содержания и формы, своеобразие художественного творчества, специ¬фика и характерность художественного образа в различных видах искусства. Формировалась необходимость в «путеводной звезде». Такой звездой объявляется символизм. В русской культуре под символизмом понималось широкое течение, в котором наглядно проявилось существование многообразных идейно-эстетических и социально-культурных тенденций — ре¬лигиозного мистицизма.

Задачу эстетики символисты видели в обнаружении «точных соответствий между видимым и невидимым мирами». Акт творчества, по мнению большинства символистов, несет в себе попытку выйти за пределы, поставленные реальным миром, а творческий порыв сам по себе уже акт творчества. Пространство осознавалось как постоянное препятствие, которое необхо¬димо преодолевать.

В конце первого десятилетия XX в. русская эстетика пережидает отход от принципов символизма. В эстетической теории и художественной практике утверждаются положения це¬лого ряда различных направлений, наиболее популярными из которых являлись акмеизм (греч. акте — высшая ступень чего-либо, цветущая сила) и футуризм (лат. futurum — будущее). В первые десятилетия XX века русская эстетика не ограничивается постановкой вопросов, связанных с теоретическим обоснованием конкретных художественных школ и направлений.

Философская эстетика заостряет внимание на теории творчества. Общефилософской методологической основой рассмотрения художественного образа — одной из основополагающих категорий эстетики — стала в идеологии социализма, созданная В. И. Лениным теория отражения. Важнейшим положением ленинской теории отражения явилась концепция о взаимодействии объекта и субъекта познавательной деятельности. Опираясь на положения ленинской теории отражения, отечественные ученые доказывали, что образность художественного отражения не противостоит, а вытекает из всеобщей природы человеческого сознания.

Своеобразие искус¬ства как формы общественного сознания заключается во взаимодействии всех этих особенно¬стей в том целостном идеальном образовании, которое и представляет из себя художественный образ не только как продукт особого рода творческой деятельности или ее восприятия, но и как феномен духовной культуры вообще.

В контексте основных положений ленинской теории от¬ражения, советская эстетика сделала вывод и о том, что способность к художественно-образ¬ному отражения не является у человека прирожденной. Первое десятилетие Советской власти было периодом становления и советской эстетики, основной задачей которой стало теоретическое обоснование создания чисто «пролетарской культуры». В первые послереволюционные годы в России функционировали различные творческие школы: футуризм, дадаизм, кубизм, экспрессионизм, супрематизм и т. д. Централь¬ным вопросом отечественной эстетической мысли 30-х годов стала разработка принципов социалистического реализма.

Великая Отечественная война на время затормозила развитие эстетической теории. Однако в послевоенные годы в советской науке начинают разрабатываться новые подходы к решению проблем искусства, осуществляющихся как часть общего исследования структуры обществен¬ного сознания, происходящего в рамках исторического материализма и марксистско-ленинской эстетики. В 70-80-е годы продолжалась разработка основных категорий эстетического сознания: эстетического идеала, чувства, вкуса, потребности, восприятия.

К началу 90-х годов в советской эстетической науке начинается процесс преодоления вульгари¬заторства, догматизма в истолковании тех или иных эстетических феноменов. Предмет эстетики существенно расширяется. В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарастании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно утверждение ценностей общече¬ловеческих и все временных становится целью утверждения новых подходов русской эстетики.

Литература 1. Кривцун О.А Эстетика: «Аспект-пресс», Москва, 2001 г. 2. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник, Высшая школа, Москва 2002 г. 3. Сайт Тульского государственного педагогическо.

– Конец работы –

Используемые теги: Предмет, История, эстетики, этапы, развития, Русской, эстетики0.105

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет и история эстетики. Этапы развития русской эстетики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 1.1. Краткая история развития гидравлики
Лекция ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ... Лекция ОСНОВЫ ГИДРОСТАТИКИ Гидростатическое давление Основное уравнение гидростатики Давление...

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Предмет, история и основные этапы развития эпидемиологии. Место и роль эпидемиологии в современной системе медико – биологических наук
Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии...

Предмет естествознания.Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития.
Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую… Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложный философский… Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми…

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
Этапы становления и развития экономической теории... Экономическая наука имеет длительную и богатую историю Ее истоки лежат с... Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля который впервые устанавливает две стороны товара потребительную и...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Игорь Алтушкин – российский предприниматель-инноватор. История развития холдинга «Русская медная компания»
Обучение Игоря Алтушкина Алтушкин Игорь Алексеевич родом из Екатеринбурга, 1970 года рождения.В юности он закончил Свердловский институт народного… Несравненные предпринимательские способности и стойкий внутренний стержень… Именно здесь смог раскрыться его бескрайний талант, как эффективного менеджера, сумевшего разглядеть возможность для…

Этапы развития органической химии. Объект и предмет органической химии как науки. Значение органической химии
По результатам реакции делятся на следующие типы... реакция присоединения Характерна для непредельных органических соединений... СН СН Br СН связь вниз Br СН связь вниз Br...

Рассматривается история развития информатики и излагается предмет информатики
Ключевые слова advanced brainware CD RW DARPA edu gov hardware Internet MAX net org science true Windows автомат база данных вектора... Хотя информатика и считается достаточно молодой наукой по отношению ко многим... При рассмотрении вопроса об истории информатики будем исходить из первых признаков и событий информационного обмена...

История становления и этапы развития международных отношений
Католическая церковь пыталась подчинить себе все государства. В конец ХІ века – папа Григорий УІІ отмечал, что большая часть Европы должна быть под… Монарх – наместник Рима, каждый его шаг должен быть согласован с Римом.… На соборах (по замыслу церкви) слово папы – закон (третейский судья). Соборы длились очень долго. Базильский собор…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам