рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретическая модель эстетического

Теоретическая модель эстетического - раздел Искусство, Содержание основных категорий эстетики Теоретическая Модель Эстетического. Эстетическое - Метакатегория, То Есть Сам...

Теоретическая модель эстетического. Эстетическое - метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики.

Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики - прекрасного - предвосхищала теоретическое осознание и появление эстетического эстетических свойств. Какова же природа эстетического и наиболее близкого к нему прекрасного? В истории эстетики сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из этих теоретических моделей эстетического каждая из многообразных концепций прекрасного входит в одну из пяти его теоретических моделей 1 модель эстетического объективно-духовная объективно-идеалистическая эстетическое - результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей.

Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного прекрасное - свет Бога на конкретных вещах и явлениях Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский или воплощение абсолютной идеи Платон, Гегель. Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно - безобразное, низменное, ужасное.

Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вмешательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и синевы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение.

Концепция божественной природы эстетического как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу! нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы спинозовский принцип causa sui - по причине самого себя. Научно корректно определение, притертое к объясняемому явлению и требующее минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов II модель эстетического субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая эстетическое - проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность.

Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты - в душе индивида Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман, прекрасное возникает благодаря ссужению, одалживанию Жан Поль, вчувствованию Б. Кроче, проецированию Н. Гартман духовного богатства человека на действительность красота - результат интенционального направленного, активного, обмысливающего восприятия предмета субъектом Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи. В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм III модель эстетического субъективно-объективная дуалистическая эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты Аристотель, или с его практическими потребностями Сократ, или с нашими представлениями о прекрасной жизни Н. Чернышевский. При такой трактовке возникает двойственность оснований жизнь субъект как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок.

Эта модель в 60-80-х гг. ХХ в. признавалась марксистской и значит правильной рядом советских теоретиков В. Ермилов, М. Каган ввиду того, что ее развивала приближенная к марксизму особа - Чернышевский IV модель эстетического природническая материалистическая эстетическое - естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма Д. Дидро и другие французские материалисты. Многие годы в советской науке наряду с третьей моделью господствовала эта четвертая модель эстетического и прекрасного И. Астахов, М. Овсянников, Н. Дмитриева, потрафляющая стремлению официозной идеологии все трактовать вульгарно-материалистически.

У этой концепции четыре ахиллесовы пяты если эстетическое - такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета - вкус - принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов природническое понимание эстетического лишает эстетику монизма оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое - как общественные, как результат общественных противоречий природническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве V модель эстетического общественная концепция эстетическое - объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества общечеловечески значимое в явлениях. Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пятая модель прекрасного прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающие положительную ценность для человечества как рода. Прекрасное - это явления одухотворенные, очеловеченные человеческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся в сфере освоенного человеком мира Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев. Эта концепция дает возможность объяснить природу и эстетического, и прекрасного, исходя из единого основания, не впадая при этом в волюнтаризм. 1.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Содержание основных категорий эстетики

Во всяком случае, вторая половина ХХ в. в культуре была обостренно ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX… И все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня… Однако все сие воздвигает существенные трудности для понимания и анализа, ибо ставятся задачи передать некую живую…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретическая модель эстетического

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эстетическое как ценность
Эстетическое как ценность. В эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цель и в то же время в это отношение входит все богатство и многообразие общественной практики, весь оп

Системообразующее значение эстетического
Системообразующее значение эстетического. Эстетические свойства предметов запечатлевают в себе исторический тип деятельности людей. Такое понимание эстетического дает возможность целостно и

Прекрасное в истории эстетики
Прекрасное в истории эстетики. Тайна красоты тревожит человечество веками. В истории о ней было высказано множество суждений. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатлены эстети

Прекрасное и полезное
Прекрасное и полезное. Эстетическая концепция, выраженная в древнешумерской поэме Инанна выбирает мужа, предвосхищает сократовскую идею чем полезнее - тем прекраснее. Поиски сущности эстетич

Прекрасное и симметрия
Прекрасное и симметрия. Симметрия в окружающем мире часто воспринимается как прекрасное Она заложена в самом основании мироздания в микрокосмосе частицам противостоит их зеркальное отражение - анти

Прекрасное и деятельность человека
Прекрасное и деятельность человека. Первыми предметами эстетического отношения человека к действительности были орудия труда. Люди получали удовольствие от хорошо сделанного орудия, форма которого

Прекрасное в искусстве
Прекрасное в искусстве. Хотя прекрасное зыбко и его не так просто сковать рамками концепции, все же именно оно задает тон в искусстве. Искусство - высшая форма освоения мира по законам красоты.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги