рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетическое как ценность

Эстетическое как ценность - раздел Искусство, Содержание основных категорий эстетики Эстетическое Как Ценность. В Эстетическом Отношении Отсутствует Непосредствен...

Эстетическое как ценность. В эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цель и в то же время в это отношение входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества.

Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества.

Воспринимая в предмете его эстетические свойства, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом для всего человеческого рода. Если для страдающего от непогоды береза ценна как топливо и строительный материал, то ценность ее для всего человечества выступает как бесконечная сумма бесконечно малых утилитарных значений, которая перед эстетическим чувством предстает в снятом виде как нечто желанное, радостное, прекрасное.

Втянутые деятельностью людей в сферу человеческих интересов, предметы несут на себе печать социальных и культурных значений, что составляет основу их эстетической ценности другими словами, в эстетическую ценность березы входит и ее поэтический образ, сформированный русской поэзией. Вещественность, чувственная конкретность, натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического.

Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления мира втягиваются в сферу интересов человека и обретают чувственно-сверхчувственную природу, свою ценность для человечества эстетическое значение, эстетические свойства. Может показаться странным, что у природных объектов - цветка, леса, звезды - есть общественные свойства.

Это - философски беспомощное недоумение здравого смысла, исходящего из очевидной данности объекта, из непосредственного опыта предметной повседневной деятельности.

Здравый смысл воспринимает сверхчувственные общественно-исторические черты природных объектов как их собственную, объективную чувственную природу он наделяет предметы природными эстетическими свойствами, независимыми от исторического движения и от человеческой деятельности.

Точку зрения здравого смысла и выражает природническая концепция эстетического.

Однако в этом случае совершается такая же ошибка, как принятие за истину очевидности того, что Солнце вращается вокруг Земли. Общественно-историческая практика вовлекает предметы в свою сферу и ставит их в определенное отношение к людям.

Лес, цветок и даже далекие от нас небесные тела давно втянуты человеком в сферу его практической деятельности.

Например, по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели, по Солнцу вели летоисчисление, определяли время сева и сбора урожая.

Благодаря тому, что человеческая деятельность втягивает предметы в сферу интересов людей, эти предметы обретают объективные, обществом рожденные эстетические свойства. Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото эстетически воздействует на человека как металл, олицетворяющий деньги, то есть в конечном итоге как определенный тип общественных отношений.

Отождествить эстетическое свойство с блеском, значит, вопреки пословице, считать золотом все, что блестит. Сущность эстетического сверхприродна и социокультурна, но внешне выражается через чувственно-предметный материал. Или иначе в эстетическом воплощаются природные и социальные особенности предмета в сопряжении с практикой человечества, в их значении для человечества как рода. Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность. Политика рассматривает явления с точки зрения их значения для отношений между государствами, народами и классами философия - с точки зрения их значения в системе мироздания религия - в их отношении к Богу право - в их отношении к существующим в обществе юридическим нормам человеческой деятельности, этика - в их значении для отношений между людьми в конкретном обществе для эстетики же явления существуют в их общечеловеческом значении.

Человек всякий раз исходит из исторически определенного социального опыта.

Однако именно эстетическое отношение наиболее полно осуществляемое в искусстве позволяет человеку освоить социальный опыт в личностных и духовно-культурных формах и извлечь из него общечеловеческое. Эстетически оценивая явления, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера зависит от степени свободы человека по отношению к окружающим его явлениям, что в свою очередь обусловлено степенью их освоенности. Уровень развития общества определяет уровень свободы человека и то или иное значение для него естественно-природных свойств предметов.

Соотношение общечеловеческой значимости предметов и меры их освоенности степень свободы человека определяет многообразие эстетических свойств. Другими словами, эстетическое проявляется в разных формах прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое в зависимости от меры и характера освоенности человечеством данной сферы жизни. Расширение общественной практики человека влечет за собой расширение круга эстетически оцениваемых явлений и рост многообразия эстетических свойств. 1.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Содержание основных категорий эстетики

Во всяком случае, вторая половина ХХ в. в культуре была обостренно ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX… И все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня… Однако все сие воздвигает существенные трудности для понимания и анализа, ибо ставятся задачи передать некую живую…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетическое как ценность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретическая модель эстетического
Теоретическая модель эстетического. Эстетическое - метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, во

Системообразующее значение эстетического
Системообразующее значение эстетического. Эстетические свойства предметов запечатлевают в себе исторический тип деятельности людей. Такое понимание эстетического дает возможность целостно и

Прекрасное в истории эстетики
Прекрасное в истории эстетики. Тайна красоты тревожит человечество веками. В истории о ней было высказано множество суждений. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатлены эстети

Прекрасное и полезное
Прекрасное и полезное. Эстетическая концепция, выраженная в древнешумерской поэме Инанна выбирает мужа, предвосхищает сократовскую идею чем полезнее - тем прекраснее. Поиски сущности эстетич

Прекрасное и симметрия
Прекрасное и симметрия. Симметрия в окружающем мире часто воспринимается как прекрасное Она заложена в самом основании мироздания в микрокосмосе частицам противостоит их зеркальное отражение - анти

Прекрасное и деятельность человека
Прекрасное и деятельность человека. Первыми предметами эстетического отношения человека к действительности были орудия труда. Люди получали удовольствие от хорошо сделанного орудия, форма которого

Прекрасное в искусстве
Прекрасное в искусстве. Хотя прекрасное зыбко и его не так просто сковать рамками концепции, все же именно оно задает тон в искусстве. Искусство - высшая форма освоения мира по законам красоты.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги