рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура морального сознания

Работа сделанна в 2007 году

Структура морального сознания - раздел Искусство, - 2007 год - Структура Морального Сознания.выполнил: Студент 4-Го Курса Иифо Группы «Скс ...

Структура морального сознания.Выполнил: студент 4-го курса ИИФО группы «СКС и Т» Сащенко О.С. К07-СиТ-573(в) Проверил: Прокофьева Г.П. Хабаровск 2007 Содержание: 1.Введение… ….2.Норма - элементарная клеточка нравственности… 3.Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека… 4.Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания………… 5.Заключение… 6.Список литературы….20 Введение Прежде чем приступить к изложению представленной работы, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность». Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль.

Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики. Однако в ряде работ «мораль» и «нравственность» предлагается использовать как синонимы.

С другой стороны, наряду с отождествлением понятий «мораль» и «нравственность», существует и другие точки зрения. Согласно одной из них, мораль — форма сознания, а нравственность — область практических поступков. Другая точка зрения — мораль всегда носит социально-групповой характер, а нравственность одна — общечеловеческая. Таким образом, в условиях неопределенности терминологии мы по словарному определению в дальнейшем используем «мораль» и «нравственность» как синонимы.

Тем более что в английском языке нет прямого разделения на «мораль» и «нравственность», есть просто термин «morality», и обычно уточняется, о какой морали идет речь — общественной, или личной. В современной этике наиболее распространены следующие толкования этих понятий: -«мораль»- сфера общественных предписаний; опирается на законы и обычаи, религиозные и государственные нормы, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому, т.е. является внешней силой воздействия на человека; -«нравственность» согласуется с разумом человека, его размышлениями, его совестью; есть формирующееся внутри данной личности представление о добре и зле, т.е. сфера внутренних установок, прошедших через совесть человека.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Представим лишь некоторые ее варианты. Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны: а) биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции; б) психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм; в) социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества; г) нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов; д) личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания; е) философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Эти шесть аспектов можно представить цветами граней « кубика – рубика». Такого кубика, который принципиально невозможно собрать, т.е. добиться одноцветных граней, однопланового видения.

Рассматривая мораль с одной стороны, приходится учитывать и другие. Так что такое структурирование весьма условно. Очень простой вариант структуры морали был намечен еще в древности.

Структурными компонентами морального сознания и нравственной регуляции являются: понятия, нормы, принципы, ценности, идеалы и законы. Соединение же слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Итого, элементов три: сознание, деятельность и отношения, связывающие их. В общественном моральном сознании различают уровень групповой морали, идеологический уровень нравственного сознания и высший научно-теоретический уровень.

Общественные элементы проявляются в виде норм, ценностей, принципов, законов, понятий, идеалов. Наиболее полно специфика и сущность морали раскрывается в ее регулятивном функционировании. Поэтому для этического анализа морального сознания важнее всего рассмотреть его функциональную структуру. [2,20] В представленной работе мы рассмотрим: нормы, принципы, идеалы и ценности.

Норма - элементарная клеточка нравственности

Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведени... Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного об... Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют на... Люди подчиняются нравственным нормам, автоматически считая, что поступ...

Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека

Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением чел... Идеал - это конечная цель, к которой направлено нравственное развитие ... Совершенствуясь, мы совершенствуем и свои идеалы, прокладывая к ним св... Так идеал развивает человека. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во вс...

Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания

В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной ли... Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет чело... Ученый-теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их... Индивид теперь не эгоист, а "беззаветный служитель общему делу". Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обще...

выводы, стали следующие категории морального сознания: 1. Аксиология (теория моральных ценностей) — занимает ключевое место в системе философских концепций нравственного сознания.

По мнению А.И. Титаренко: «Ценностная ориентация обеспечивает функциональное единство всей структуры нравственного сознания». Иными словами, в психологических терминах, является системообразующим фактором. В истории философии и этики на роль критериальных высших ценностей выдвигались красота, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы народа, класса и т.д. Этим критериям соответствуют разные — нередко враждебные друг другу — кодексы морали, разные системы конкретных предписаний и оценок. 2. Моральные принципы или максимы в определенной степени могут нести в себе ценностную модальность, но часто раскрывают только особенности способа выполнения моральных требований.

Классический пример — Золотое правило. К моральным принципам также можно отнести релятивизм, догматизм.

Хотя эти принципы не обосновывают никаких норм поведения, они тем не менее определяют степень обязательности следования требованиям. 3. Аморализм (зло в моральном самосознании). Методологический принцип всестороннего изучения нравственного сознания предполагает исследование нравственно-отрицательных проявлений личности не в меньшей степени, чем положительных. Таким образом, поскольку мы в качестве основы исследования берем моральные ценности, как обязательный элемент должны включить и антипод — проблему аморализма. «Аморализм» в «философском исполнении» весьма разнообразен.

Довольно много «аморальной» аргументации можно найти в истории этики. Например: Ф. Ницше: человек по природе свободен. Аристипп: наслаждение есть благо, даже если порождается безобразнейшими вещами. Калликл (софист): мораль выдумана представителями власти для своей пользы. И тот, кто силен встать выше законов, тот имеет на это право. Фрасимах (софист): справедливо то, что полезно более сильному (отношения типа институт — общество). Таким образом, использовались описанные в литературе и самостоятельно сформулированные обоснования аморализма. 4. Моральный конфликт и выбор.

Эта проблема стоит особняком в философских концепциях нравственного сознания. Особый интерес исследователей привлекает выбор решения, когда «добрая» цель должна достигаться «злыми» средствами, отношение к компромиссу добра и зла, цели и средства. [6,189] Например, можно ли украсть лекарство для умирающего? Пытать террориста, чтобы узнать о месте заложенной бомбы? Или, как Глеб Жеглов, засунуть улику в карман вору, которого трудно поймать «за руку»? Проблема.

Что считать системообразующим фактором? Некий фактор, который определяет всю структуру в целом. Например, можно было бы предполагать, что человек, высшей ценностью которого является благо общества, будет стремиться жить для других в терминах танатологии, считать добродетелями самоотверженность, в моральных конфликтах будет выбирать поступок, который считает важным для блага общества.

Например, будет пытать террориста, и подсунет кошелек преступнику. Вывод Итак, рассмотрев структуру морального сознания, последуют следующие умозаключения. Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер вездесущности. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. «Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.

Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания.

Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Проводилось несколько исследований по разным процедурам. Рассмотрев этнические особенности морального сознания, можно сделать некоторые выводы.

Этнические особенности морального сознания. Китай. Почти везде китайцы категоричнее отрицают достижение доброй цели злыми средствами. Они против (тогда как россияне — за) частностей в этом вопросе: не хотят вести себя безнравственно с негодяями, применять к ним силу. При этом они за более строгое (чем принято в России) наказание в случае серьезных последствий, и в наказание могут занизить ученику оценку за плохое поведение. Очевидно, не случайно китайцы отрицают (при сомнениях россиян), прощение обид и выступают за месть за нанесенный ущерб.

Моральное сознание русских, таким образом, неоднородно. Моральное сознание находится под сильным влиянием культуры (религиозных, социальных факторов, традиций и т.д.). Хотя русских отличает некоторый анархизм и одновременно конформизм в морали, он все же соблюдают принцип прощения обид, не хотят мстить. США. Тендерные различия. Моральное сознание отлично у женщин и мужчин. Например, женский образ достойного человека гораздо больше ориентирован на естественность и непринужденность в отношениях.

Женский образ «воплощенной добродетели» также склонен больше проявлять искреннюю заботу о людях, одинаково ко всем относится, в отношениях бескорыстнее и чужие слабости для своей выгоды не использует. Он менее злопамятен, и не стремится быть ни экстравагантным, ни выставлять напоказ своих достоинств и заслуг. Филогенез морального сознания. За 5 лет (с 1996—2001) у студентов значительно уменьшилась значимость цели жить для других людей.

Упала значимость широкого круга общения, хорошей семьи, хотя в абсолютных значениях она остается на очень высоком уровне. [5,78] Китай. С другой стороны, повысилась значимость материального достатка; стать очень богатым хотят больше, хотя и на уровне тенденции. Также повысилась собственная ценность; гораздо больше опасаются деградации себя как личности. Таким образом, очевидны две явные тенденции. Во-первых, значимость социальных контактов и альтруизма в отношениях значимо падает.

Во-вторых, намечается противоположная тенденция — в определенном смысле эгоизм как самосохранение ( что по сути и неплохо), но и эгоизм прагматичного типа (материальный). В терминах танатологии (смыслов жизни) идет индивидуализация морального сознания. Список используемой литературы: 1.Разин А.В. Этика: Учебник для ВУЗов / А.В. Разин, Москва, Академ. проект,2004 622с. 2.Прокофьева Г.П Этика, курс лекций / Г.П. Прокофьева Хабаровск: Издательство ДВГУПС,2007 110с. 3.Гусейнов А.А Этика: Учеб. Пособие для ВУЗов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян М.: Гардарика, 1999 472с. 4.Золотухина-Аболина, Е.В. Современная Этика: Истоки и проблемы: Учеб. Для ВУЗов / Е.В. Золотухина – Аболина Ростов н/Д.: МарТ, 1998 448с. 5.Шрейдер, Ю.А. Этика: Учеб. Пособие / Ю.А. Шрейдер М.: Текст, 1998 271с. 6.Зеленкова, И.Л. Этика: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева Мн.: Тетра Системс, 2000 268с.

– Конец работы –

Используемые теги: структура, морального, сознания0.039

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура морального сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Философия лекции. Лекция №110.02.05. Предмет, структура и функции философии. Вопрос 1: Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности мифологии
Лектор Котельников Михаил Евгеньевич... Лекция Предмет структура и функции философии...

Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества
Несмотря на то что в социологии этот термин получил распространение только в середине XX века структурный подход к изучению общества представлен уже… Наиболее серьезной проблемой стала резкая деформация стратификационной системы… Большинство исследователей отрицательно оценивает стратификационные изменения в российском обществе, происходившие в…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Понятие общественного сознания и его структура
Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных… Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его… Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако…

Общественное сознание как предмет исследовательской работы. Подходы к изучению общественного сознания
Прежде всего, необходимо установить значение фундаментальных понятий. Определить, что же такое «общественное сознание», что мы условимся понимать… Так что же такое общественное сознание? Попробуем дать более точное и строгое… Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная…

Слухи в структуре общественного сознания
Слух Молва, известие о ком-нибудь, чем-нибудь, обычно еще ничем не подтвержденное. Однако не следует полагать, что со временем слово слух употребляется только… О распространенности этого явления свидетельствуют данные социологических исследований, где отвечая на вопрос Часто…

Моральное сознание
Моральное сознание... Моральное сознание это субъективный способ бытия нравст венных отношений... Моральное сознание включает в себя два уровня эмоциональный и рациональный...

Политическое сознание. Влияние СМИ на политическое сознание граждан России
Я не в праве судить кого-либо, но это отношение непричастности меня поражает. Да, разворовали и развалили, но при таких словах каждый человек выступает как… Я не соглашусь с этим. Я работаю в школе №43 г. Нижнего Новгорода.Это – обычная средняя школа, со своим типичным…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам