рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре - раздел Искусство, Содержание Введение 1. Идеальная Красота 3 2. "ущербленная" Красота 3. Красот...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Идеальная красота 3 2. "Ущербленная" красота 3. Красота - не самоценность 4. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности 5.Красота - не цель, а следствие 11 Заключение 12 Использованная литература 13 Введение Существует целый ряд категорий, к которым отнести то или иное понятие или объект можно, только находясь на определенной точке зрения.

Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию. В числе таких категорий - "прекрасное" и "безобразное". В настоящей работе мы сделаем попытку обобщить сущность этих категорий с позиций не отдельно взятой личности, а с позиций мирового целого, абсолютных ценностей. За основу при этом будут взяты воззрения выдающегося русского философа Н.Лосского, многие труды которого были посвящены вопросам этики и эстетики. 1. Лосский, прежде всего, опирается на свою теорию ценностей, т.е. теорию добра и зла. При этом высшее добро есть Бог, он же есть сама Красота.

Человек, как творение Божие, с одной стороны обладает божественной сущностью (глубинным Я) и, соответственно, в своих деяниях и творениях проявляющий божественную природу; с другой стороны - суть существо, обладающее своей собственной личностью и свободой распоряжения ею, свободой творить свои деяния во времени и пространстве. Соответственно, при этом форма, характер и причины деяний личности могут не совпадать с формами, характером и причинами деяний глубинного Я. И чем дальше деяния личности от требований глубинного Я, чем больше они продиктованы самолюбием, гордыней, лицемерием и другими сугубо личностными качествами - тем дальше эти деяния от Красоты.

И в этом вопросе Лосский высказывает свое несогласие с точкой зрения Гегеля, который видит идеал красоты "не в живой действительности, не в Царстве Божием, а в искусстве. Между тем, как сотворенная человеком в художественных произведениях красота тоже всегда несовершенна…" Главное отличие эстетики Лосского от эстетики Гегеля - в том, что Лосский исходит из идеала красоты, действительно осуществленного в Царстве Божием, и воплощаемого, посредством действий людей и деятельности природы, в живую действительность, а Гегель ограничивается искусством.

Иными словами, идеал красоты, по Лосскому - суть "красота личности, как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в царстве Божием" . Красота, иными словами, суть воплощение добра.

В следующем разделе работы мы рассмотрим подробнее, что же есть неидеальная или, как определяет Лосский, "ущербленная" красота. 2. "Ущербленная" красота Итак, находясь в физическом теле и будучи ограниченным личностными рамками, человек начинает творить, в значительной мере завися от среды, собственных недостатков, мнения других и пр. В силу этого большинство творений себялюбивого существа направлено на усвоение и творение не абсолютных, а только относительных ценностей (как-то: удовлетворение чисто физических потребностей, потребностей в похвале, власти и пр.). Все эти недостатки, искажения идеи Божественного плана деформированной личностью принадлежат к области эстетически безобразного. Однако Лосский подчеркивает, что множество несовершенств в нашем царстве бытия не значит, что бытие есть сплошное безобразие.

Дело в том, что как бы глубоко не пало отдельное существо, как сотворенное Богом, оно сохраняет свой божественный потенциал, имеющий абсолютную ценность, а следовательно, потенциальную возможность возрождения.

И даже в состоянии упадка, когда индивидуум не способен полностью проявить свою индивидуальность, он сохраняет подсознательную связь со своим потенциальным совершенством. Далее, нельзя забывать, что все деяния, даже представляющие собой зло, осуществляются путем злоупотребления силой добра: зло не является самостоятельным, а существует, лишь как паразит на теле добра.

Отсюда Лосский делает логический вывод, что мир насквозь пронизан добром, а поскольку оно воплощено - красотой, но в силу наличия многочисленных искажений и деформаций личностей, которые проводят на материальный план Божественные энергии, материальный мир насквозь пронизан, с одной стороны, красотой, с другой - безобразием. Однако они не равно распределены в мире, красоте все же принадлежит перевес. В самом деле, абсолютная красота существует в Царстве Божием, абсолютного же безобразия не существует, поскольку действительно воплотиться на материальном плане может лишь то, в чем есть что-то положительное.

И наоборот, если в чувственно воплощенном бытие какая-либо из абсолютных ценностей отсутствует или неполна (например, нравственное добро, разумность, истина, свобода), то и красота несовершенна, к ней хотя бы в малой мере примешано безобразие. Эта связь красоты с другими ценностями существует не только на уровне человеческой личности, но и на более низких уровнях - например, при обстановке комнат. 3.

Красота - не самоценность

Лосский не отрицает того, что и безобразие встречается в действительно... Красота - не самоценность. Однако, считает он, всякое безобразие в мире преодолевается не только ... обоснованная на других ценностях (от "фундамент" - основа). .

Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности

Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности. Если же у человека в жалком теле живет высокий дух, то мы имеем дело с... 5.Красота - не цель, а следствие Лосский, однако, подчеркивает, что кр... Так, например, если кто-либо стал бы оказывать помощь раненому на поле... Заметим, что этот пример позволяет увидеть, что истинная красота бывае...

Заключение

Заключение Итак, в настоящей контрольной работе мы рассмотрели эстетические категории прекрасного и безобразного с точки зрения выдающегося русского философа Н.Лосского. В качестве резюме по итогам рассмотренного материала можно сформулировать следующие тезисы.

Первое. Идеал красоты - суть "красота личности, как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в царстве Божием", абсолютная красота суть воплощение абсолютного добра. Второе. Безобразие суть искажение "ситом" деформированной различными пороками и недостатками личности идей Божественного плана при их материально-чувственном воплощении. Само слово "безобразие", очевидно, суть "потеря образа" Божиего в человеке, явлении или некоем объекте.

Третье. Для действительно эстетического восприятия действительности необходимо созерцать внешнюю телесность предметов вместе с внутренней стороной, духовной и душевной основой (это касается и сугубо материальных предметов, как-то: машина, и др.) Четвертое. Любое безобразие потенциально содержит в себе возможность "возвращения к Образу", к божественной сущности; именно поэтому любое безобразие имеет эстетическую ценность.

Использованная литература

Использованная литература 1. Лосский Н. "Мир как осуществление красоты" М Прогресс-Традиция, 1998 2. Манн Ю. Русская философская эстетика М МАЛП, 1998.

– Конец работы –

Используемые теги: Эстетические, кат, рии, прекрасного, безобразного, Русской, философской, культуре0.111

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Категории прекрасного и безобразного в античности: эйдос, катарсис, мимесис, калокагатия
Тайна красоты всегда волновала человечество. В истории о ней было высказано множество суждений.Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых… В своем реферате я хотела: 1. раскрыть понимание прекрасного и безобразного в… В основу концепции Аристотеля положена теория мимесиса (подражания). Этим единым принципом он объяснял и эстетические…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Душа как философская категория
И, будучи единым целым, это нечто можно описать такими характеристиками как ум, воля, характер, темперамент, память, мир эмоций и др. Впрочем, до… Считалось, что это религиозно-идеалистическое понятие, пришедшее к нам из… Часть 1. Общее представление о душе. Человек издавна задумывался над тайной своего сознания. Все началось еще в…

Ценности как философская категория
Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто… Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В.… Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Бытие, материя, созанние, как исходные философские категории
Решается этот вопрос и в том смысле, что обе неразрывные стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как бытие, так и сознание) в… И. Кант явно ошибался, считая, что мир как целое не дан человеку в опыте. Мир… Именно чувственно-предметная деятельности позволяет обосновать возможность взгляда на мир со стороны, т.е. обосновать…

Концепция развития философской категории
Это обстоятельство и обусловило интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме можно выделить две тенденции:… Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский "прочел как бы за… Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П. И. Гагарин, а матерью - дворянская…

Культура как социальная категория
По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребер и Клайдж Клакхон с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по… Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман насчитал… Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и…

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела И одним из этих факторов являются основные законы диалектики, выражающие всеобщие стороны и черты развития и отвечающие на важнейшие корен¬ные… Современная война и вооруженная борьба - сложные и многогранные явления. Они… Являясь продолжением политики насильственны¬ми средствами, война возникает как результат наивысшего обострения…
  • Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...
  • Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру XIX век время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. О культуре России… Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная… В 80 90-е гг. XIX в когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере…
  • Вкус как эстетическая категория Следует заметить, что эта тема является довольно обширной, поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетический вкус можно… Задавая вопрос о том, является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то… Сказать, что предмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этого предмета, свою…
  • Материя как философская категория. Книга для чтения, 1 часть М 1991г. 3.Фiлософiя. Куpс лекцiй.Пp Бичко I.В К 1993г. Что представляет собой окружающий миp- вот первый философский… Окинем мысленным взором предметы и явления пpиpоды. Здесь мельчайшие частицы и… В домаpксистской философии сложились pазличные концепции матеpии атомистическая Демокpит, эфиpная Декаpт, вещественная…