Комплектование фондов

Комплектование фондов. Стасов заботился и содействовал приобретению редких книг и рукописей и публиковал статьи о новых приобретениях, например, о греческой рукописи «Святогорец», содержащей интересные сведения о византийском церковном пении и находящейся в Национальной библиотеке Парижа.

Стасов заказал с нее копию и подарил ее Публичной библиотеке. С к. 1856 г. по к. 1861 г. благодаря Стасову библиотека «разбогатела» также музыкальными автографами, фотографиями редких гравюр из Британского музея. Стасов охотно помогал обслуживать читателей, большое участие принимал в организации выставок. Стасов писал, что Публичная библиотека стала «для всякого приходящего вечно-открытой книгой, со всеми своими сокровищами, книжными и др со всеми своими устройствами и выставками, наглядным, вечно разверстым атласом всякого знания и изучения.

Скопированное с Парижской национальной библиотеки соединение в одном отделении изданий по содержанию несовместимых, далеких друг от друга – изящных искусств с сельским хозяйством и техникой – очень затрудняло Стасова. Ему нужно было следить не только за художественными изданиями, но и за новостями технической литературы, сельскому хозяйству, стенографии, спорту. Из русских книг в отделение направлялись в основном только богато иллюстрированные.

При покупке иностранных изданий главное внимание придавалось фундаментальным искусствоведческим исследованиям, альбомам, периодике, монографиям о художниках, справочникам, библиографиям. По признанию Стасова, благодаря его усилиям библиотека стала богата «обширными, роскошными и многоцветными» изданиями, «лучшими и самыми объемистыми» сочинениями, а фонды увеличились на одну треть. Во время своих зарубежных поездок заведующий отделением проделывал что только мог на пользу библиотеке, приобретал рукописи, копии, фотографии, книги.

Например, в Лувре для Публичной библиотеки была сделана копия с надписи на финикийской плите; из Парижской публичной библиотеки сняты копии миниатюр с изображением славянина в рукописи X в с миниатюр персидской рукописи «Рашид-Эддина». Последнее приобретение дало возможность исторически изображать Чингис-Хана, его окружение и быт. Из Британского музея он привез 16 больших акварелей с Джагатайской рукописи. Акварели изображали сцены из жизни Тамерлана, в Британском музее они много лет лежали, никому неведомые. В Публичной библиотеке их сразу выставили в витрине.

Поистине монументальным трудом Стасова является собранная им коллекция портретов Петра I, над которой он работал с 1857 г. до конца своей жизни, часть которой описал в каталоге «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеке». Фотографии Стасов считал наиболее дешевым и точным воспроизведением малодоступных подлинников. Продолжая традиции Корфа, он собирал фотографии, касающиеся России.

В 1865 г. по его настоянию в проект нового Устава библиотеки было внесено требование доставить в нее все издающиеся для продажи значительными тиражами фотографии. Ратуя за полноту и тематическую завершенность коллекций, Стасов вообще придавал им большое значение. Во главу угла при комплектовании он ставил тщательный начальный отбор, выступал против исчерпывающей полноты фондов, которую считал совершенно ненужной и даже вредной.

В период русско-турецкой войны Стасов опубликовал «Письмо к офицерам нашей Дунайской армии» (1878), в котором призывал спасать от уничтожения и собирать памятники болгарского народного искусства и быта, делать зарисовки, записи. Его волновало спасение не только памятников отечественной культуры, но и общечеловеческой. Исследователи отмечают особый «стасовский» стиль в комплектовании – необычайную творческую гибкость, изобретательность, оперативность и энергию. В комплектовании прослеживается системность и качественная тщательность.

Стасов рассматривал библиотеку как «общенародный кошель», в котором должно собираться все, что относится к культуре народа. Сравнивая Публичную библиотеку с Эрмитажем, он справедливо утверждал, что она дала России намного больше, чем Эрмитаж, в области народного просвещения. 5.3.