Организация выставок

Организация выставок. Стасов внес значительный вклад в организацию выставок в Публичной библиотеке, он придавал им большое значение, так как считал их наглядным справочным пособием по разнообразным отраслям знания, проводником просвещения.

Первые годы работы Стасова в библиотеке (1856 г 1857 г.) были периодом наибольшего развития этого рода деятельности. Стасов непосредственно участвовал в устройстве выставок, связанных с областью искусства и музыки. Всего ему можно приписать, на протяжении 1856 – 1861 гг организацию 14 выставок. Стасовские выставки имели новаторский характер и были не библиотечными, а скорее музейного типа, устроенные на постоянный срок, они являлись своеобразной формой хранения некоторых фондов библиотеки.

Массовые мероприятия библиотеки – это вклад в дело народного просвещения, выставки библиотеки – база для «публичных курсов», привлекающая к книге читателей из всех классов общества. Выставки Стасова имели тематическое содержание, до него в Публичной библиотеке не было отдельных, тематически разграниченных выставок, при Стасове выставки получают свою определенную тему, обдуманное внутреннее построение, последовательность в показе экспонатов, выполняют отчетливое просветительское задание. Стасов добивался максимальной наглядности экспозиции.

Он настаивал на глубоко продуманном и художественно завершенном показе выставочных материалов, мотивируя это требование заботой о зрителе из народа. Организуя выставки, Стасов имел в виду, во-первых, широкого зрителя, в котором выставки будут возбуждать интерес к знанию и охоту к чтению книг, во-вторых, он стремился с помощью выставки обслужить и стимулировать научно-исследовательскую работу. 5.4. Справочно-библиографическая и консультационная работа.

Область библиотечной деятельности Стасова, которая стала наиболее известной за стенами Публичной библиотеки – это его справочно-библиографическая и консультационная работа. Почти до последнего дня жизни к нему обращались за консультацией и библиографической помощью люди его времени, среди которых были Бородин, Балакирев, Репин, Крамской, Мусоргский, Римский-Корсаков, Лев Толстой и многие другие.

Особо глубоко Стасов развил своеобразную форму консультаций и библиографического обслуживания, которое можно назвать документацией художественного творчества. Переписка Стасова с Толстым показывает, что Стасов не раз снабжал писателя документами и изданиями, антиправительственными и запрещенными цензурой. Он настойчиво старался вернуть Толстого к работе над «Декабристами». Помогая музыкантам и художникам в реализации творческого замысла, Стасов непосредственно выступал в роли библиографа и библиотекаря.

Он снабжал их материалами Публичной библиотеки. Важной областью библиографической помощи Стасова является его участие в работе ученых-исследователей, в особенности тех из них, которые посвятили свои силы собиранию и популяризации памятников русского искусства и истории. К ним относятся знаток русской гравюры Д.А. Ровинский, исследователь русского кружевного дела С.А. Давыдова, архитектор И.И. Горностаев и другие. Основной темой справок и консультаций Стасова была область искусства, причем на первом плане стоит русское национальное искусство, его пропаганда, созидание и истолкование.

Значительное место занимают вопросы, связанные с изучением России, ее истории, этнографии, археологии. Как-то в письме к М.А. Балакиреву Стасов высказал свое жизненное кредо: надо «быть полезным другим, коли сам не рожден творцом». Этот обет он свято выполнял всю жизнь, помогая идеями, сюжетами, книгами и др. библиотечными материалами тем, кто нуждался в его помощи.

Угловая комната Художественного отделения (зал №15), выходящая окнами на Невский проспект, была всегда полна самыми разнообразными посетителями всех возрастов, специальностей, общественных положений. При обслуживании читателей для заведующего Художественным отделением не существовало ограничений. Все жаждущие знаний приходили к нему. Приезжали даже из дальних концов России. Стасов исходил из основного закона библиотеки: она существует, чтобы каждый читатель смог получить в ней необходимый материал для работы.

Стасов часто рассказывал о своих посетителях. Он говорил, что люди «приходят каждый по своей надобности, точь-в-точь на консультацию к доктору или адвокату». 5.5. Научная деятельность Стасова. Стасов ставил знак равенства между библиотекарем и ученым, считая, что образованный, интеллигентный, заботливый библиотекарь не будет «бездушно, бестолково» выдавать «книгу всякому, кто ее случайно не потребует». Стасов утверждал, что «каждый библиотекарь нашей библиотеки есть живой указатель, советник и помощник публики», но его справочно-библиографическая деятельность все же значительно возвышалась над общим уровнем подобной работы других сотрудников.

Стасов требовал от библиотекарей самых высоких стандартов поведения. Он выступил историографом библиотеки в статьях «Воспоминания гостя библиотеки» (1867), «Публичная библиотека и Эрмитаж при Александре I» (1877). Во второй статье Стасов важное место отводит комплектованию русского фонда библиотеки и получению ею обязательного экземпляра, подкреплял свое мнение тем, что библиотека – подлинно народное учреждение.

Стасов подчеркивал, что фонды служат питательной средой, созидающей русскую науку. Стасов также положительно оценивал создание в Публичной библиотеке обширной коллекции литературы о России на иностранных языках («Россика»). Очень гордился Стасов изданием петровского каталога. Еще при Корфе участвовал в Комиссии по сбору материалов и написанию истории жизни и царствования Николая I. Стасов писал годовые отчеты о деятельности библиотеки.

Большую работу провел он по подготовке отчета «Десятилетие Императорской Публичной библиотеки (1849 – 1859)». Составление «Отчетов» дало возможность Стасову очень быстро познать работу библиотекаря в целом. Научная деятельность Стасова была отмечена почетными званиями и медалями: Академия наук наградила пятью, Русское археологическое общество четырьмя. Признали Стасова и многие научные общества: в 1861 г. Русское географическое и археологическое общества избрали его членом-сотрудником, в 1866 г. Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее – действительным членом, в 1871 г. Московское архитектурное общество – членом-корреспондентом, в 1899 г. Киевское литературно-артистическое общество – почетным членом.

Венцом научного признания стало избрание в 1900 г. академиком. Но он отнесся к этому более чем равнодушно. В значительной степени такой высокой научной и публицистической продуктивностью, как, впрочем, и своей энциклопедической образованностью, Стасов обязан Публичной библиотеке. 5.6.