Стасов и революционное движение

Стасов и революционное движение.

Важное место в деятельности Стасова занимает собирание им материалов по истории революционных движений. Основное внимание в этой области было направлено на русское революционное движение и нелегальную печать. За свободной печатью Стасов внимательно следил, пользуясь и собственными выездами за границу, и своими зарубежными корреспондентами.

К ним принадлежали А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, В.П. Энгельгардт и другие. Стасову систематически пересылали различные антиправительственные карикатуры, вырезки из иностранной и русской бесцензурной печати, большевистские газеты. Посредническими услугами Стасова пользовались революционеры различных поколений для пополнения библиотеки своими изданиями. Стасов не был последовательным революционером подобно В.Г. Белинскому и Н.Г. Чернышевскому.

Но в своей публицистической и литературно-критической деятельности он неизменно восставал против порождений крепостного права и отстаивал интересы народных масс (статья «Художественная статистика»). Высказываясь о библиотеке и ее общих функциях, Стасов настаивал на важнейшем условии, присущем всей ее деятельности в целом, неотъемлемом от его просветительского назначения: библиотека должна служить передовым идеям времени; знания, которые она несет в народ, должны быть прогрессивными.

Стасов ратовал за приобщение к культуре рабочих, защищал их право на чтение книг и журналов (статья «Вреден ли технический прогресс?», 1877г.). Он стремился придать передовое идейное содержание фондам Публичной библиотеки, деятельно собирая и вводя в них революционную русскую и западную печать. Стасов – просветитель и демократ – был близок к лучшим людям 60-х годов глубоко патриотической направленностью своей деятельности. Патриотизмом проникнуты все его высказывания, связанные с вопросом о собирании и сохранении памятников русской культуры, его мысли о национальном характере Публичной библиотеки.

По заслугам оценена деятельность Стасова-идеолога «передвижников» и «могучей кучки» русских композиторов. Реакционеры всех мастей, космополиты, формалисты, защитники теории «искусства для искусства» во все времена стремились оспорить или исказить творчество Стасова как при его жизни, так и после смерти. В противовес этому советская наука во всем объеме поставила вопрос о высокой значительности и актуальности идейного наследия Стасова, о необходимости его пристального изучения и использования.

Статьи и материалы, появившиеся в годы, последовавшие за Великой Октябрьской социалистической революцией, свидетельствуют о растущем интересе советской общественности к библиотечной деятельности Стасова. Однако, в большинстве своем статьи на эту тему имеют скорее обзорный информационный, чем исследовательский характер.

Они не раскрывают полностью идейного содержания библиотечной деятельности Стасова, не изучают ее методов, не дают критической оценки библиотечным работам и библиотековедческим высказываниям.