Народная культура и искусство Чувашии

Народная культура и искусство Чувашии. Как ученые изучают народную культуру.

Своеобразная чувашская культура давно привлекала внимание ученых и исследователей. Ими собран богатый материал, который хранится в музеях и частных коллекциях, написано множество научных трудов и книг. Как же ученые смогли написать столько книг о чувашской культуре? Откуда они знают, как жили наши предки много сотен и даже тысяч лет назад? Во-первых, сохранились старинные книги и сочинения, в которых путешественники записывали сведения о разных странах и народах, живущих в то время.

Во-вторых, еще в XX веке было много пожилых людей, которые помнили, как жили их деды и прадеды, они же знали много народных сказок, легенд и мифов. И у этих же людей сохранились старинные вещи, орудия труда, постройки.

В-третьих, археологи находят клады, остатки от древних поселений, захоронений и по ним многое узнают о людях, живших сотни и тысячи лет назад. И, в-четвертых, сам язык хранит в себе свидетельства о жизни людей, разговаривавших на этом языке. Например, русское слово лес ученые связывают со словом лист, то есть считается, что для древних славян лес был местом, поросшим лиственными, а не хвойными деревьями. Значит, древние славяне вышли из тех мест, где растут в основном лиственные леса. Или чувашское слово пушгт лыко - полоски коры, из которых плели лапти.

Это слово произошло от персидского слова pust, означающего кожа. Значит, в древности чуваши изготавливали обувь из кожи. Собирая и исследуя все эти сведения, обязательно сравнивая, их друг с другом, ученые воссоздают образ жизни наших далеких предков. Исследователи чувашской народной культуры. Интересные записи о чувашах и других народах России, живших несколько столетий назад, оставили немецкие ученые-путешественники XVI-XVIII веков С. Герберштейн 1486-1566 , А. Олеарий Эльшлегер 1599-1671 , Г. Ф. Миллер 1705-1783 , П С. Паллас 1741-1811 , И Г. Георги 1729-1802 . О чувашском народе писали многие российские ученые и исследователи.

В 1573 году русский князь, государственный деятель и писатель А.М. Курбский писал о встрече с чувашами Как переправились через реку Суру, то стали встречать горных черемисов, сами себя они называют чуваши, это другой, особый народ А хлеб чувашский сладостнейший очень вкусный, лучше драгоценных калачей В XVIII веке о чувашском народе и его культуре писали известные русские ученые В.Н. Татищев, И.И. Лепехин, К.С. Милькович и др. В XIX - начале XX века интересные сведения о чувашах оставили Н.М. Карамзин, В.П. Вишневский, А.А. Фукс, В.А. Сбоев, Н.И. Золотницкий, А.И. Артемьев, А.Ф. Риттих, Н.И. Ашмарин и многие другие ученые и исследователи.

Большой и разнообразный материал о своем родном народе собрали ученые - выходцы из чувашей В.И. Лебедев 1813 , С.М. Михайлов Янтуш 1821 - 1861 , В.К. Магницкий 1839- 1901 , М.П. Петров Тинехпи 1877-1937 , Н.В. Никольский 1878-1961 , Г.Т. Тимофеев 1878-1937 , Г.И. Комиссаров Вантер 1883-1969 и другие.

В начале XX века в чувашский край приезжал венгерский ученый Дюла Месарош 1883-1975 . Он в совершенстве выучил чувашский язык и собрал сведения о чувашской народной духовной культуре. По собранному материалу Месарош подготовил книгу в двух томах. Один из этих томов Памятники старой чувашской веры выпущен на русском языке.

Современные исследователи чувашской народной культуры. В XX-XXI веках ученые продолжают работать над изучением чувашской народной культуры. В 50-70-х годах XX века группой ученых под руководством Н.И. Воробьева была написана книга Чуваши в двух томах. Во время праздников или каких-то важных событий чуваши поднимали флаг в виде вышитого конца женской головной повязки сурпан. Использование в качестве флага части женской одежды просто немыслимо для некоторых народных культур.

В чувашском обществе не существовало затворничества женщин и девушек. Они могли активно участвовать в жизни общины. Интересные записи о своей прапрапрабабушке оставил знаменитый чувашский поэт К.В.Иванов В деревне не было женщины бойче, чем Прта. Всю деревню она держала в своем повиновении. Все перед ней дрожали. Кого угодно она могла обрезать словом, а нет так зазывала к себе, угощала на славу и выпроваживала Такоюто была старуха Прта. Поэтому и род ее был подобен ей отважный, смелый, злой и добрый. Некоторые ученые считают, что именно в чувашской народной культуре сохранились древнейшие остатки традиций матриархата.

Термин кукамай, обозначающий бабушку по матери, состоит из двух слов кук кгк - корень, происхождение человека и ама- мать. В древности счет своему роду чуваши вели по женской линии- от матерей к дочерям. Многие исследователи сравнивают женский чувашский костюм с воеными доспехами древних воинов. До середины XX века сохранялась традиция, по которой чувашские девушки, женщины свободно ездили верхом на лошадях и даже участвовали в конных состязаниях во время праздников.

Многие ученые отмечают, что сохранение старинных обычаев и традиций во многих народных культурах- это заслуга женщин. Так, например, в Поволжье народный мужской костюм чувашей, русских, марийцев, мордвы и др. практически не отличается друг от друга, но женский костюм этих этносов имеет большую разницу. Отношение к детям в чувашской деревне.

Наши предки с вниманием относились и к самым старым, и к самым маленьким людям- детям. Каждый человек считал, что главное в жизни- вырастить детей достойными людьми. Чувашского ребенка воспитывала не только его семья, но и соседи, родственники- вся деревня. Помочь ему или, наоборот, сделать замечание мог любой взрослый.