Добро и зло в преломлении

Добро и зло в преломлении восточных религий, античной философии и христианства РЕФЕРАТ ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение 1. Восточные религии 1. Зороастризм 2. Буддизм 2. Античная философия 1. Сократ 2. Платон 3. Аристотель 4. Неоплатонизм 3. Стоицизм 3. Христианство 12 3.1. Бог и дьявол 12 4.2. Добро и зло 3. Теодицея 4. Грех и добродетель 16 Заключение 18 Список использованной литературы и источников 19 ВВЕДЕНИЕ Нет, наверное, на земле человека, который так или иначе не ставил бы перед собой вопроса о добре и зле. Не было в истории человеческой мысли философа, который решая общие проблемы мироздания, не высказал бы о добре и зле своих суждений.

Нет общества, которое в самых общих чертах не предписывало бы людям взглядов на добро и зло, не призывало бы их творить добро и искоренять зло. Таким образом, добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Одна из наиболее общих и сложных проблем теории морали всегда состояла в том, чтобы дать определение понятиям «добро» и «зло», раскрыть их содержание и сформулировать критерий деления моральных явлений на добрые и злые. В истории этики существовало множество попыток ответить на вопрос о том, что есть добро и зло. В зависимости от ответа на этот вопрос можно типологизировать отдельные направления этической мысли, выделить различные школы и концепции.

Такими наиболее характерными направлениями в этике были гедонизм (представители его связывали понятия о добре и зле с удовольствиями и наслаждениями человека), эвдемонизм (добро выступало как основание человеческого счастья), утилитаризм и прагматизм (где добро понималось как польза); теологические концепции связывали добро с проявлениями божественной воли, рациональные – с всесилием человеческого разума, натуралистические – с естественной природой человека или более общей проблемой сохранения и продолжения жизни.

Представления о добре и зле складываются в процессе освоения, преобразования, осмысления человеком окружающего мира и самого себя. Они связаны с ориентацией на те или иные личностные или социальные ценности, существующие в данной культуре. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания.

Все многообразие толкований сущности добра и зла в этике имеет под собой противоречия человеческого существования, ограниченного рамками внутреннего мира личности, истории общества или расширенного до вселенских масштабов. От мифологии этика унаследовала общий шаблон объяснения зла – отождествление его с одной из сторон реального противоречия. Тенденция понимать зло как особое соотношение противоположностей пробивалась в истории этики чрезвычайно трудно и медленно.

Значительно легче «развести» добро и зло по разным лагерям, отнести к различным источникам, субстратам и психическим способностям, к разным породам людей, нежели выявлять их в каждой паре противоположностей, в характере противоборства сил, явлений, общественных групп. За всяким конкретным подходом к объяснению зла стоит какое-то онтологическое, социальное и психологическое противоречие. Содержание различных понятий морального добра и зла в религиозно-этических учениях прошлого обусловлено степенью развитости и осознания противоречий человеческой жизнедеятельности.

При всех, порой очень существенных, различиях в своих этических учениях моралисты разных эпох были единодушны в одном – в пессимистической оценке реального состояния межчеловеческих отношений. Каждый моралист и проповедник на своем языке, в рамках своей культуры и эпохи, констатировал, что в мире нет подлинной добродетели. Стремление людей к успеху и благополучию опасным образом оторвало их от нравственных обязанностей по отношению друг к другу.

Человек находится в ситуации противоестественного выбора между добродетелью и счастьем. Однако основатели и последователи различных этических учений полагали и полагают, что существует перспектива, когда добродетель является хотя и узким, но единственным путем к подлинному блаженству, а нравственная порочность обрекает человека на жизненный крах. Они считают, что возможно такое устройство мира, при котором не убивают праведников и не возводят на трон злодеев.

Каждый из них предлагает собственную этико-нормативную программу, в рамках которой достигается гармония между нравственными обязанностями человека и его себялюбивыми притязаниями. 1.

Восточные религии

Согласно учению пророка Заратуштры, у истоков мироздания стоят два рав... Его обиталище на небе. Понятие зла выражает отрицательное отношение человека к своему несовер... Ненасилие, означающее абсолютный запрет на насилие и ненависть, не про... Страдание, оставаясь страданием, оказывается в нем также полюсом зла.

Античная философия

Понятия невежественной души темны, неотчетливы и спутаны между собой. Расхождения между моральными притязаниями и счастьем, когда счастливым... Есть только один путь к счастью – путь доказательного знания. В соответствии с этим аморальность представлена тремя видами испорченн... Невоздержанность отличается от порочности – следующей формы зла – несп...

Неоплатонизм

э.) и развернулся на основе противопоставления материи и души. И вообще, отсутствие, недостаток, ущербность не может господствовать н... Онтологические противоположности первичны по отношению к ценностным, и... Отличие мудреца в том, что, испытывая обычные человеческие аффекты, он... Во главу угла этики стоицизм поставил нравственное самоопределение лич...

Бог и дьявол

В афористической форме противоречивая сущность дьявола выражена словам... Злобою своей дьявол, безусловно, страшен, но в бессильных потугах пере... В соответствии с идеями христианства, добро не может быть равноправно ... Сокрытая от людских глаз аморальность преуспевает, а при свете гибнет. Тогда откуда же ненависть и жестокость? Так в христианской философии в...

Грех и добродетель

В качестве высшего блага христианская этика принимает возвращение к Бо... Моральное зло – это совершаемый человеком грех, ибо этим он сам создае... Подлинная свобода связывается христианством с подчинением божественной... Как бы не была сильна земная любовь, она тоже обязана потесниться для ... От него веет отчужденностью, холодом и скукой.

Заключение

Заключение Добро и зло – наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий.

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Уже первобытная мифология не скупилась на выразительные средства, изображая место и роль добра и зла в мировой драме. Для классовой цивилизации с ее обостряющимися антагонизмами эта тема приобрела еще большую важность. От идеологии, объединяющей разные народы и социальные группы ждали разъяснений, как правящие миром силы относятся к человеку, дружественно или враждебно, кто в этом мире «свои» и кто «чужие», с чем следует сражаться и что поддерживать.

Отсюда возникла проблема происхождения добра и зла, важнейшая в религии и этике. В своем развитии этические учения прошли этапы, когда добро и зло рассматривались как силы, подчиненные человеческому разуму, его воле и как самостоятельные, всеобъемлющие сущности. Сторонники рационалистического подхода рассматривали добро как результат знания и полезности, соответственно зло служило для них показателем вреда и незнания. Если в безрелигиозном сознании добро рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некоей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть благо, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди должны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие.

На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

Во все времена философы и богословы стремились осознать смысл своего существования, проникнуть в тайну мироустройства, определить нравственные ориентиры, способные указать путь к гармонии и благодати, обосновать наличие страданий, горя и других негативных явлений в мире. Многие религиозно-философские системы прошли путь от дуализма, когда добро и зло мыслились как некие самостоятельные антагонистические силы, к монизму, когда эти силы стали рассматриваться как части единого целого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М 1975 2. Гусейнов А.А. Велики моралисты. М 1995 3. Золотухина- Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д 1995 4. Кондрашов В.А Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д 1998 5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М 1991 6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М 1997 7. Шрейдер Ю.А. Этика. М 1998 8. Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995.