Сущность и функции религии как вида духовного производства

Сущность и функции религии как вида духовного производства. Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали. Кант как-то заметил, что “моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже всего чувственно воспринемаемого мира ” . Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времён, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ(духов, позже богов).Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки. О том, сколько широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиоз¬ность которых порой ставилась под сомнение.

Так, древне¬греческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверж¬дал: «Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь». По его словам, только те люди «любезны бо¬гам, которым ненавистна несправедливость». Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мысли¬телей античности.

Христианские богословы традиционно говорят о боже¬ственной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Религиозная трактовка происхождения морали обла¬дает целым рядом достоинств.

Прежде всего она подчерки¬вает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех лю¬дей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны — и богатый, и бедный, и царь, и президент, и послед¬ний холоп. Религиозное учение в определенной мере предо¬храняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, воз¬вышает нравственные искания до высоких смысложизнен-ных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях