рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культыры

Работа сделанна в 2004 году

Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культыры - раздел Искусство, - 2004 год - Мораль и религия Вклад Религиозных Мыслителей В Развитие Нравственной Культыры. Уже Простая Ко...

Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культыры. Уже простая констатация того факта, что нравственная проблематика занимает весьма важное место в религиозном учении, неизбежно подводит нас к признанию заметного вклада, который внесли религиозные мыслители в развитие нравственной культуры человечества.

Отметим основные проявления этого вклада. 1.Прежде всего, следует признать, что христианские авторы рассматривали, хотя и специфически, основные понятия морального сознания (добро и зло, справедливость, нравственная свобода и ответственность, совесть, долг, вина и т.д.), пытались дать свое толкование главным проблемам теории морали (происхождение и сущность морали, ее структура, функции морали и др.). Не столь уж редко исследования богословов были отправной точкой для светских этиков. 2. Религиозные проповедники довольно обстоятельно освещали сложности, противоречия моральной жизни и че¬ ловеческой личности.

В частности, они детально описывали «добротоделания». Парадоксы внут¬реннего мира определенной части человечества резко об¬личаются в следующих словах преподобного Ефрема Сири¬ на: «Учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утверждать охочь; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, что¬ бы уничижали меня, а уничижать люблю.

Мудр я на то, что¬ бы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому». Богословы довольно тщательно исследовали процесс «гре¬ хопадения», приобщения к злу. Вл. Соловьев, опираясь на труды церковных писателей, выделил три главные ступени овладения дурных влечений нашим «Я». Сначала, писал русский религиозный философ, возникает в нашем созна¬ нии какое-нибудь дурное представление, которое «вызы¬ вает дух на помысл о нем». На этом этапе достаточно одного акта воли, чтобы отвергнуть этот помысл и уйти таким об¬ разом с пути греха.

Однако если этого не произошло, то этот помысл перерастает в сладострастную картину, от которой уже не столь легко отделаться. Здесь уже необходимо от¬ влечение ума «размышлением в противоположном направ¬ лении». Но если и этого не сделано, то весь наш дух отдает¬ ся греховному помыслу и наслаждается им. 3.Многие христианские проповедники высказали очень полезные советы совершенствования нравственного воспитания, советы, которые и в наше время удивляют своей глубиной, проникновением в человеческую душу. Эти советы и сейчас могут пригодиться для любого воспитателя, педагога.

Так, упоминавшийся христианский моралист авва Дорофей отмечал, что, впадая в злословие, мы нередко осуждаем те грехи, которыми страдаем сами. И далее: «За случающиеся поступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличению приводит в бесчувствие и небрежение.

Не приказывай влас-тительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успока-ивает ближнего». Резонно замечание аввы Дорофея и по поводу того, что одного лишь знания добродетели мало, ибо важно еще иметь и навыки свершения добра. Тем более, что утверж-дение добра осуществляется не столь просто: без борьбы, без скорбей не бывает добродетели.

В известной мере с суждениями аввы Дорофея перекликаются высказывания преподобного отца Иоанна Лествични-ка:«Многими трудами и усилиями приобретается в нас нрав добрый и благоустроенный; но и приобретенное многими усилиями может быть утрачено в одно мгновение». А вот другое его весьма утонченное изречение: «Когда совершенно будем чисты от лжи, тогда, впрочем, со страхом и только по требова-ную нужды, можно будет прибегнуть и ко лжи». Полезно и слеедующее замечание отца Иоанна: «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем». И еще одно его изречение: «Мужеством приобретается победа». Высказываний подобного рода можно привести еще немало.

Современные христианские проповедники продолжа¬ют позитивные традиции нравственного богословия. Они, например, рекомендуют пастырям акцентировать свое вни¬мание на лучших сторонах внутреннего мира человека, «ви¬деть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное ве¬личие его и этому величию служить». 4. Христианские мыслители не только обогащали тео¬рию нравственного воспитания, но и сами непосредственно приобщали свою паству к нравственной культуре, воспиты¬вали ее. В этой связи следует отметить, что священнослу¬жители занимались нравственным просвещением.

В про¬шлые века рядовой прихожанин по существу только в храме мог услышать нравственную проповедь. Огромным воспитательным воздействием обладает и сам процесс богослужения. В специфической, возвышаю¬щей атмосфере храма рядовой верующий получал опыт об¬лагороженного межличностного общения, воспринимал вы¬сокую эмоционально-нравственную культуру.

Священно¬служители рекомендуют верующим приходить на богослужение с соответствующим настроением, очиститься духовно и телесно. В процессе богослужения нравственные переживания могут достигать довольно высокого накала и приводить к своеобразному катарсису, очищению души. Благотворительная деятельность, несомненно, обла¬дает высоким нравственным потенциалом, возвышает и тех, кто непосредственно участвует в ней, и окружающих.

Ходи¬ли легенды о благотворительной деятельности Иоанна Кронштадтского, а ныне о матери Терезе. Противоречия религиозного учения о морале. В то же время, раскрывая нравственный потенциал рели¬гии, не стоит его преувеличивать, а тем более абсолютизиро¬вать. Тем более, что нередко крупные религиозные деятели, проповедники сами критически его оценивают, весьма сдер¬жанно, а порой и резко характеризуют повседневную жизнь рядовых верующих.

Вряд ли имеет позитивное нравственное значение наличие острых противоречий не только между различными мировыми религиями, но и между отдельны¬ми разновидностями христианства. Так, некоторые право¬славные авторы критикуют западных богословов за то, что они на первое место ставят вторую заповедь о любви к ближнему, а заповедь о любви к богу отодвигают на второй план, т.е. они исходят скорее из милосердного ближнего, нежели из милосердного Бога. А это, по мнению православ¬ных проповедников, искажает сами основы нравственности, ибо человеку в ней отводится слишком значительное место.

Идеологи различных разновидностей христианства апеллируют в первую очередь к Библии. Это лишний раз свидетельству¬ет о наличии в самом Священном писании множества раз¬личных противоречий, разноликих тенденций. Для религиозно-этической мысли существует немало острых вопросов. Например, вопрос о существовании зла. Попытки религиоз¬ных мыслителей побудить человека примириться с сущест¬вующим злом (страданиями, несправедливостью и т.д.) вряд ли находят понимание у многих верующих.

Точно также весьма трудной, как мы отмечали, для религиозных идеоло¬гов является и проблема свободы. Абсолютная свобода ведет к умалению могущества Бога. Впрочем, абсолютная свобода реально и не существует, ибо человек во все времена, во всех обстоятельствах чем-либо ограничен. Но может быть, дей¬ствительно все волосы на голове человека сочтены и ни один волосок не упадет без воли Бога? В этом случае человек пе¬рестает быть личностью и превращается в робота, которому дана программа действия.

В какой же мере человек незави¬сим от Бога? Вопрос очень трудный для религиозного мыш¬ления. «Трагизм и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной нор¬ме и нравственном законе, а вопрос об отношении между свободой Бога и свободой человека». В последние десятилетия стала весьма острой для ре¬лигиозной мысли и проблема соотношения между служени¬ем Богу и служением человеку, т.е. между вертикальными и горизонтальными устремлениями личности.

С одной сторо¬ны, если индивид отдает все свои силы служению высшему, горнему миру, подготовке к загробному блаженству, то не¬избежно умаляются, а порой и даже обесцениваются обя¬занности перед близкими. Практически это выражается в уходе «с головой» в выполнение предписаний культа (мо¬литва, посты и т.д.). Но в этом случае встает вопрос о значи¬мости религии в решении многих социальных проблем.

Если же, с другой стороны, верующий увлечется исключительно служением ближнему, общественной жизнью, то на второй план отходят религиозные убеждения, подготовка к загроб¬ной жизни, а поведение верующего становится мало чем от¬личным от жизни неверующего. Гармонии, как признают многие богословы, достичь удается редко. В богословских изданиях идет подспудная и явная борьба, полемика между социально настроенными модернистами и консерваторами, отстаивающими приоритет чисто религиозных ценностей.

Противоречиво и христианское понимание сущности самого человека. С одной стороны, он венец творения, «образ Божий», а с другой — у человека падшая, тяготеющая ко злу природа. Как после подобных утверждений относиться к че¬ловеку, к его устремлениям, его делам? Следует признать, что в религиозной проповеди все-таки доминируют обличи¬тельные мотивы. Тем самым могут обесцениваться и дейст¬вительно высокие, гуманистические порывы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мораль и религия

В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые… Особенность морали залючается в том , что ее предписания носят универсальный,… Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культыры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность и функции религии как вида духовного производства
Сущность и функции религии как вида духовного производства. Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали. Кант как-то заметил, что “моральный закон открывает мне жизн

Сходство и различие морального и религиозного сознания
Сходство и различие морального и религиозного сознания. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проб

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги