рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура нравственной культуры

Работа сделанна в 2004 году

Структура нравственной культуры - раздел Искусство, - 2004 год - Нравственные основы права Структура Нравственной Культуры. В Нравственном Сознании Личности Можно Вычле...

Структура нравственной культуры. В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувст¬венный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оце¬нивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций.

Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического или рационального уровня нрав¬ственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности.

Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, зако¬номерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нрав¬ственные чувства и эмоции личности. Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, резуль¬татом деятельности ума и сердца, становятся важной целью переда¬точного механизма от нравственного сознания к нравственному по¬ведению.

Культура нравственных потребностей - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования обще¬ственной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности.

Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных ка¬честв. Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного соз¬нания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания Он вклю¬чает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, мо¬ральных правил, нравов, обычаев и т.д выработанных и закреплен¬ных личностью в процессе жизненного опыта Это своего рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности.

Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны, и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные.

Другие три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль. Например, интимные чувства - это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отно¬шениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувст¬вами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию, многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного и общественного.

Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабилизированы. Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в от¬ношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действи¬тельное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональ¬ным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпи¬мость к обычаям, языку других народов.

Не изжиты эти факты и в настоящее время. Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято на¬зывать собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной де¬формации сотрудника.

Выделяются качества, характеризующее культуру общения со¬трудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может про¬стить рабочему, студенту, продавцу, представителям многих кругах профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах.

Важным структурным элементом нравственной культуры лич¬ности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид общественных отношений, которые практически- не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравствен¬ной оценке. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме, и по способу связи между людьми. 4.3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы Между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна.

Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность, прежде чем из правопослушного гражданина она превратится в преступника. То же отно¬сится и к служебному коллективу, когда в нем начинают преобла¬дать негативные нравственные ценности, так называемые «нравственные антиценности». Во всяком случае любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных уста¬новок.

В конечном счете это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»). Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально - нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами - показателями морально-психологического климата в служебного коллективе: • скрытая критика условий труда; • неточное выполнение приказаний; • групповые сборища во время работы; • опоздания и длительное отсутствие во время работы; • уход с работы ранее положенного времени; • распространение слухов; • небрежное обращение с оборудованием и техникой.

Появление факторов - показателей негативного морального психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов.

Они служат как бы крас¬ными лампочками, предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива.

Эта деформация характеризуется следующими показа¬телями: • формально-бюрократические методы руководства (высокоме¬рие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным) • злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помо¬щи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия); • терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фак¬там невыполнения служебного долга; • формализм и упрощенчество при оформлении документации; • нарушения процессуального кодекса; • психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений); • приоритетная ориентация в коллективе на моральные анти¬ценности; • неразборчивость в средствах; • формирование атмосферы круговой поруки; • грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызван¬ные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем; • бытовое разложение, пьянство. • грубые нарушения законности при одобрительном отноше¬нии к этому многих членов служебного коллектива; • разглашение служебной тайны; • сращивание с преступным миром; • групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.). Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуще¬ствляющих воспитательную работу с личным составом.

Для свое¬временной нейтрализации и профилактики негативных факторе» нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявле¬нии зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие при¬чины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины): • негативный пример руководства; • перегруженность работой; • низкая нравственная воспитанность коллектива; • низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм», низкий уровень • низкий социальный престиж правоохранительных органов; • воспитательной работы; • негативное воздействие семьи (там, где это есть); • изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов; 5. Моральный выбор в служебной деятельности работника правоохранительных органов. Кому неизвестен древнейший сказочный сюжет о перекрестке трех дорог и добром молодце, определяющему по каменному указателю последствия, к которым приведет его каждый вариант пути: «Направо пойдешь налево пойдешь » Ситуация выбора на перепутье пришла в сказку из реальной действительности.

Любой человек в жизни сталкивается с тысячами ситуаций, требующих определить его нравственную позицию и воплотить в поступок.

Сказать «да», или «нет». Пройти мимо, или вмешаться. Человек принимает решения, руководствуясь долгом и совестью, представлениями о добре и зле, нравственном и аморальном.

Выбор сопровождает человека на протяжении всей жизни, составляет ее особенность, как в своей притягательной силе, так и в своей противоречивой сложности.

Моральный выбор личности — сторона человеческой деятельности.

Существенной чертой любого вида человеческой деятельности является акт выбора: ситуация содержит несколько возможностей и разрешается предпочтением одного из вариантов. Структура морального выбора конкретизируется его масштабом— от выбора единичного поступка до «смысла жизни», его субъектом — группа, обществом в целом, его объектом — выбор идеалов и ценностей, линии поведения и конкретных средств реализации ситуативных задач.

Для того чтобы создать условия этического обеспечения выбора, следует проанализировать особенности мотивации выбора, соотношение целей и средств, свободы и ответственности в выборе, нравственных регуляторов (долга, совести, законности) и целесообразности в выборе.

Объективная возможность выбора не означает социальной и моральной безграничности диапазона морального выбора. Возможность выбирать обусловлена образом жизни человека, его местом в системе социальных отношений, определенными, закрепленными в культуре, системами моральных ценностей. Только осознание, понимание обстоятельств, в которых действует человек, делают его свободным, обеспечивают ему успех в достижении целей. Только путем познания необходимости, а не на основе своего личного желания человек может узнать границы своих возможностей, свободы выбора необходимых действий в тех или иных ситуациях, а также предвидеть их последствия.

Свобода — широкое понятие, выступающее в общефилософском плане как выбор действий, основанный на осознанном могуществе человека над природой и общественными условиями его существования. Столкновение и взаимодействие различных стремлений, интересов неизбежно требует установления пределов, границ свободы. В этом случае мерой свободы личности является ее ответственность, как умение правильно пользоваться свободой, соотносить свою волю, свое желание с интересами окружающих людей, проявить максимальное усилие творческой активности в решении задач, поставленных перед личностью и обществом.

Иначе говоря, ответственность выступает как бы гарантом от произвола личности, от ее стремления поступать так, как ей заблагорассудится. Итак, в объем понятия «свобода» включается господство человека над слепыми силами природы, овладение процессами общественного развития, власть человека над своими страстями, поступками.

Мораль как свобода — это область моральной деятельности, которая выступает как господство человека над своими поступками, достигаемая при помощи познания моральной необходимости. Моральная ответственность выступает мерой нравственной свободы. Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность личности на основе свободного выбора принять какое-либо важное решение, сознательно совершить поступок, соответствующий социальным и моральным требованиям, способствующий осуществлению общественных целей и задач.

В первом случае ответственность проявляется тогда, когда человек, наделенный нравственным сознанием, зная нормы, принципы нравственного поведения, законы общества, в котором живет, в то же время нарушает их. В результате в его поступке личные и общественные интересы противопоставляются.

В этом случае общество определяет меру наказания за нарушение общественных обязанностей, норм и правил поведения. В основном эта форма ответственности распространяется на отрицательные действия и поступки человека, вызвана общественной необходимостью отвечать за нарушение законов, правил поведения, за невыполнение общественной задачи, порученного дела. В научной теории эта форма моральной ответственности именуется отрицательной и является предметом изучения не только этики, но и права.

Отрицательная форма ответственности, обладающая юридической спецификой и санкционированная государственными учреждениями, законами, отличается от негативной моральной ответственности. Юридическая ответственность всегда включает в себя неотвратимость наказания за нарушение законов. Часто случается так, что человек, привлекающийся к юридической ответственности, может и не осознать справедливости предъявленных ему обвинений за совершенный поступок. Ответственности же в моральном плане свойственна самооценка своего поступка.

В этом случае угрызение совести, самобичевание или порицание окружающих людей является достаточной формой наказания за аморальный поступок. Более того, внутренне осознав свою вину, личность самостоятельно предпринимает практические шаги к исправлению своего поступка, стремится завоевать признание коллектива, окружающих людей. Позитивная форма моральной ответственности основывается не на осуждении противоправного поведения, а на стимулировании таких человеческих действий и поступков, которые жизненно необходимы обществу, оказывают существенное влияние на ход будущих событий.

Эта форма моральной ответственности охватывает большую область человеческих поступков и мыслится как творческое осознание своих способностей и возможностей в выполнении обязанностей. Важное значение в проявлении позитивной формы моральной ответственности имеет социально-политическое и нравственное содержание позиции, избираемой индивидом.

Это усиливает активность личности, приобщает ее к общественным делам. Человек глубже осознает свою связь с происходящими событиями, активно включается в ход исторического творчества. А его ответственность приобретает в высшей степени нравственный смысл, превращаясь во внутренний стимул деятельности. Возможность и способность выбора, а также нравственный долг — вот что определяет меру ответственности. Получив объективную возможность поступать так или иначе, личность должна действовать определенным способом — именно ее выбор является условием разрешения ситуации.

Средством адекватного ответа личности на ситуацию и является принятие решений «со знанием дела». Способность к моральному выбору оказывается таким же объектом моральной ответственности, как и само стремление к решению ситуации морального выбора. Морально свободный человек должен всегда, везде, в любой ситуации, невзирая ни на какое давление извне, ни на какие опасности лично для себя, действовать только согласно своим внутренним убеждениям, поступать согласно своей совести.

И если верно, что только внутренняя правдивость еще не определяет сущность моральной свободы, то не менее верно и то, что без внутренней честности моральная свобода вообще пустой звук. Решающим, определяющим элементом моральной свободы субъекта является его практическая нравственная деятельность. Моральный выбор является одним из главенствующих моральных требований в применении работником органов внутренних дел целей и средств.

Это выражено в том, что, во-первых, вступая в контакт с различными категориями людей, сотрудник должен эффективно использовать то средство, которое в нравственном отношении более оправдано (к примеру, возможное изучение биографических и личностных сведений о подозреваемом, произведенное самостоятельно, с нравственной точки зрения более оправдано, нежели допрос его близких родственников). Здесь важно заметить, что сами методы и средства деятельности сотрудников могут быть как морально нейтральными, так и включать элементы принуждения и ограничения.

Очевидно, что первое есть моральное «зло». Во-вторых, собранные доводы для достижения одной цели не должны уничтожать нравственного характера более высокой цели (скажем, решение участковым инспектором милиции не привлекать того или иного человека за административное правонарушение, принятое из соображения «решить по человечески», не сообразуется с профессиональным долгом неотвратимости наказания за содеянное). В-третьих, соразмерность средств и цели, когда применение одного средства достаточно для достижения цели и не требует дополнительных средств.

К сожалению, в практике органов внутренних дел достаточно распространены еще случаи дополнительных ограничений прав личности (замена одной меры пресечения, достаточной для решения поставленной цели, другой, более жесткой), и т. д. Отсюда основными этическими требованиями, регламентирующими сам процесс выбора, являются: непоколебимость идейных позиций, с которых он должен рассматривать все вопросы борьбы с преступностью; непримиримость к любым нарушениям закона; реализация профессионального долга как нравственного императива (высшего нравственного требования); недопущение формализма, небрежности, равнодушия и поспешности в принятии решений, безразличия к судьбе человека.

Грубость, невыдержанность, бестактность не могут быть оправданы никакими ссылками на «неделикатность» области, в которой работает милиция, тем более что в действительности значительная часть ее деятельности охватывает в высшей степени деликатную область человеческих взаимоотношений.

А в словаре русского языка, наряду с другими значениями слова «деликатный», есть и такое: «требующий осторожного и тактичного поведения».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Нравственные основы права

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных… Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими… Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.Со времен Канта существует…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура нравственной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие черты права и морали
Общие черты права и морали. Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознани

Отличительные особенности права и морали
Отличительные особенности права и морали. Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления г

Профессиональная этика работника правоохранительных органов
Профессиональная этика работника правоохранительных органов. В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусло

Нравственные качества работника правоохранительных органов
Нравственные качества работника правоохранительных органов. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневног

Понятие нравственной культуры
Понятие нравственной культуры. Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги