рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание

Работа сделанна в 2001 году

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание - раздел Искусство, - 2001 год - Понятие Художественного Сознания И Эстетическое Воспитание Студентки 2-Го Кур...

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание студентки 2-го курса группа 12П6-2001 Ворониной А.В. Проверил: СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Эволюция художественного сознания и его свойства 2. Общественное и художественное сознание 1. Соотношение общественного и художественного сознания 2. Уровни и формы проявления художественного сознания 3. Проблема эстетического вкуса и идеала 4. Эстетическое воспитание 8 4.1. Понятие эстетического воспитания 2. Эстетическое формирование 10 Заключение 14 Литература 15 ВВЕДЕНИЕ Художественное (эстетическое) сознание – часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры.

Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что художественное сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки художественного сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более – в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека. 1. ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В античном мире художественное сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Например, в Древней Греции эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой, идеалом. Этот ценностный аспект вводит исследование искусства в сферу философии. Как правило, на практике эстетика выступает в качестве определенной философии искусства.

Эстетическое сознание – это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет – словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния.

В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности. Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две основные тенденции.

С одной стороны, ученые доказывают, что красота – проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении). С моей точки зрения, трудно согласиться и с одним, и с другим суждениями, так как, во-первых, если красота – это самое естественное в мире явление, то в чем же тогда заслуга художника, который хочет привнести что-то свое в изображаемый им мир? И второе, как можно найти общее для всех красивых предметов, где же критерий этого идеального? Можно прочертить только мыслимую, условную линию между крайними параметрами художественного сознания.

Самой существенной особенностью его, на мой взгляд, является эмоциональность. Вне ее не может сложиться ценностное отношение человека к миру. Итак, по одну сторону невидимой линии стоит определенная реальность, рожденная восприятием, а по вторую – эстетический идеал, являющийся результатом субъективных представлений человека о прекрасном.

Такие звенья структуры эстетического сознания, как созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства, наслаждение формируют чувственное отношение человека к миру. Взаимосвязь этих звеньев говорит о системности и структурности эстетического сознания. В действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной памяти.

Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему. Еще одно специфическое свойство художественного сознания – воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления.

Воображение отражает, как правило, степень духовности личности. 2.

Общественное и художественное сознание

Общественное и художественное сознание 1.

Соотношение общественного и художественного сознания

Несомненно, что такие звенья сознания, как ощущение, восприятие, образ... 2.2. . Для художественного сознания характерна “живая мысль”, действующая пре... Соотношение общественного и художественного сознания.

Уровни и формы проявления художественного сознания

Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от усло... д. В своей активности эстетическое сознание проявляется в духовной потреб... Следует выделить два наиболее общих уровня художественного сознания: о... Первое из них – отражение действительности на эмоционально-чувственной...

Проблема эстетического вкуса и идеала Обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала – двух, на первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от другой. Эстетический вкус – это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала – высшего проявления эстетических возможностей человека.

В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни.

Но было бы опрометчиво делать

Заключение

Заключение о тождестве этих категорий. Эстетический вкус – индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений.

Эстетический идеал – достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа. Основная форма существования идеала – конкретно-чувственный образ, вырастающий из “живого созерцания”. Образ этот смутен, неопределенен. Идеал есть обобщение увиденного. В процессе воплощения идеалов в материал художникам приходится часто полагаться на интуицию, эстетическое чувство, внутренний голос.

А.Н.Толстой писал: “Художник впитывает в себя явление,– сквозь глаза, уши, кожу вливается в него окружающая жизнь и оставляет в нем след, как птица, пробежавшая по песку ” Процесс обобщения человеком увиденных явлений, суммирование их происходит бессознательно. Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к достижению оптимальных результатов.

В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром.

Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа. При участии эстетического вкуса человек эмоционально-чувственно погружается в жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень. 4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 4.1.

Понятие эстетического воспитания

Понятие эстетического воспитания Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.

Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеал.

– Конец работы –

Используемые теги: Понятие, художественного, сознания, Эстетическое, Воспитание0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Экскурсия - форма воспитания экологического сознания и эстетического мировосприятия
Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во –… Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его…

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников
Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток… Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для… Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть эстетического…

Эстетическое и художественное сознание Древней Греции
Многообразие использования понятия эстетика за пределами науки свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходи… На это обратил внимание немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине… Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура связь чувственной оболочки с символическим, духовным…

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Ответы к зачету по дисциплине Правоохранительные органы 1. Понятие правоохранительной деятельности государства. Понятие правоохранительных органов и их система
Понятие правоохранительной деятельности государства Понятие правоохранительных органов и их система... Предмет и система курса Правоохранительные органы РФ... Классификация правовых актов курса Правоохранительные органы РФ по содержанию и правовой силе...

Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, основные функции, виды
Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из… Источниками права являются 1. санкционированные государством первобытные… ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития.…

Теоретические аспекты исследования музыкального искусства как средства эстетического воспитания
Введение... Теоретические аспекты исследования музыкального искусства как средства эстетического воспитания...

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания
Поэтому на практике трудно выделить сфе¬ры исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на раз¬витие человека.А именно как его… Теория и методика воспитания являются разделами об¬щей педагогики, в которых… Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы…
  • МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые… Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда,… Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их…
  • Проблемы эстетического воспитания Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса и заключения.Первый вопрос раскрывает содержание и методы эстетического… Во втором рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания… Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. I. Проблемы эстетического воспитания а…
  • Общественное сознание как предмет исследовательской работы. Подходы к изучению общественного сознания Прежде всего, необходимо установить значение фундаментальных понятий. Определить, что же такое «общественное сознание», что мы условимся понимать… Так что же такое общественное сознание? Попробуем дать более точное и строгое… Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная…
  • Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, основные функции, виды Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из… Источниками права являются 1. санкционированные государством первобытные… ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития.…