рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Работа сделанна в 2009 году

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста - Реферат, раздел Искусство, - 2009 год - Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: №7 e-moll. Психолого-Педагогические Особенности Старшего Подросткового Возраста. Общая Х...

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста. Общая характеристика старшего подросткового возраста Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15 лет. Этот возраст называют переходным, потому что в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому, от незрелости к зрелости. Этот переход обуславливается различными изменениями, а именно: 1. Анатомо-физиологические.

С точки зрения данного аспекта развития – это период бурного и в то же время неравномерного физического развития. Происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета. Наблюдается несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, начинается интенсивная деятельность желез внутренней секреции. Всё это приводит к временным нарушениям психики, сердечно – сосудистой и нервной системы.

А значит, в это период могут иметь место головокружения, головные боли, быстрая утомляемость, слабость. Подросток может быть раздражительным или же наоборот вялым, заторможенным или возбуждённым, в различных ситуациях. Всё это, безусловно, может сказаться на психике подростка. Самый важный факт физического развития – половое созревание. В связи, с чем появляется неожиданное для подростка влечение к противоположному полу, соответствующих этому влечению мыслей, чувств, переживаний и т.д. Здесь важно добиться, чтобы интерес не приобрёл нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. 2. Интеллектуальные.

Заметно повышается уровень мышления подростка. Появляется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Более того ярко проявляется нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Т.е. развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях.

Также получает развитие наблюдательность, память, внимание. Восприятие предметов и явлений становиться плановым, последовательным и всесторонним. Нарастает умение организовать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими. Но, не смотря на такое значительное повышение уровня интеллекта, его использование обусловлено кругом интересов подростка, понятием о полезности и т.д. без чего уровень способной значительно понижается. 3. Личностные начала.

Формирование личности подростка тесно связано с эмоционально окрашенным стремлением активно участвовать в жизни коллектива. Чувство коллективизма, является плодородной почвой для развития таких полезных личностных качеств, как чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи и т.д. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив один из путей формирования его личности, включающего в себя развитие: a. Нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. b. Самосознания: интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставление себя с другими людьми. c. Чувства взрослости: центральное новообразование в связи, с которым, подросток осознаёт свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни, что в свою очередь влечёт за собой стремление к самостоятельности и независимости. d. Деятельности общения: потребность в общении, дружбе и товариществе, на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. e. Эмоционально – волевой сферы: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности.

В связи, с чем формируются устойчивые черты характера подростка.

По ходу такого бурного и одновременно сложного процесса развития очень важная роль отводится для воспитателей подростков (педагогов, учителей, родителей). Важно не допустить стихийности, произвольности развития любых начал в подростке.

Ведь они могут принять как отрицательный, так и положительный характер в зависимости от среды, недостаточности знаний и конечно отсутствия воспитания. Поэтому важно направить вектор развития в правильном направлении и умело контролировать его на протяжении всего процесса развития. В воспитании музыканта огромное значение имеют знания в области музыкальной психологии, играющие решающую роль в формировании профессиональных качеств.

Познавательные процессы в деятельности музыканта Ощущения Ощущением называют психический процесс, в котором в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения. Слуховые ощущения, равно как и другие, обладают инерцией последствия.

На основе инерции слуховых ощущений у музыкантов развивается внутренний слух и музыкально – слуховые представления. Чаще всего, ощущения взаимодействуют, подпитывая и стимулируя друг друга. Главным же для музыканта, несомненно, являются слуховые ощущения, которые имеют много разновидностей. Хочется отметить наиболее важные из них при изучении полифонических произведений: Темброво-динамический слух «Тембр и динамика – это тот материал, который, прежде всего, творит исполнитель». Б.М.Теплов В теории акустики принято считать, что тембр музыкального инструмента изменяется только в разных регистрах.

Тем не менее, человеческий слух, а тем более слух музыканта способен различить тембровую окраску звука в зависимости от качества его взятия. Вместе с тем динамика оказывается напрямую связана с тембром, ведь последний зависит от мельчайших динамических градаций определяемых музыкантом. Вероятнее всего, тембровый слух более развит у оркестрантов, тоже относится к любителям симфонической музыки.

Ведь симфонический оркестр содержит в своём составе более 20 разновидностей инструментов, охватывающих большое количество красок. Разумно допустить, что передать точное звучание инструмента на другом инструменте не возможно, однако силой развитого воображения, можно попытаться подражать и в процессе подражания выявить свойства характеризующие качество звучания того или иного инструмента. Для тембрового восприятия звука большую роль играет синестезия. Ведь слабо развитый тембровый слух не имеет возможности уловить всех тонкостей звучания, тогда, как соощущения помогут в процессе подражания.

Два вышеописанных метода позволяющих увидеть звук «в лицо» являются отличными инструментами для развития тембрового слуха. Что же касается динамики, то для развития ощущения тембра является полезным проиграть мелодические отрезки или же всё произведение с преувеличенной нюансировкой, внимательно вслушиваясь, пытаясь «вчувствоваться» в ощущение от звучания. Итак, тембр зависит от динамики, а она в свою очередь от характера туше. Наиболее часто встречающиеся способы звукоизвлечения для пианиста являются: marcato, portamente, legato, non legato, staccato, sforzando.

Полифонический слух Полифонический слух, является средством восприятия музыкальных ощущений, позволяющим слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов. Наличие такого слуха является непременным для оркестрового музыканта, музыканта ансамблиста, пианиста, который должен слышать кроме основной мелодии, все элементы фактуры – движение баса, подголосков, а в полифоническом произведении – все голоса.

При этом важно особо подчеркнуть умение услышать своеобразие и индивидуальность каждого отдельного голоса. Для развития полифонического слуха существуют следующие приёмы и методы: 1. Поочерёдное, отдельное проигрывание каждого голоса; 2. Проигрывание голосов по парам; 3. Пропевание вслух одного голоса с одновременным исполнением двух других; 4. Исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем; 5. Рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевании других.

Но не стоит забывать, что несомненное доминирование в развивающем значении полифонических произведений этих двух видов слуха, ни в коем случае не умиляет значение других в изучении полифонии, как способа музыкального изложения. Внимание Внимание, означает способность человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей.

Различные параметры внимания связаны с особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Внимание человека связано с такими явлениями, как интроверсия и экстраверсия, определяющие способность им управлять. При исполнении полифонического произведения важно распределение внимания на несколько объектов (голосов) сразу. Но не стоит принимать на веру работу внимания даже самого закоренелого экстраверта, поэтому необходим постоянный контроль, т.е. сопоставление действительного с желаемым, доводя этот процесс до автоматизма.

Более того, для качественного исполнения музыки в целом, необходимо постоянное развитие умения предслышать, предвосхищать, предвидеть каждый последующие движение или взятый звук. Восприятие Восприятие – это отображение человеком всех свойств предмета в целом, при этом отдельные ощущения упорядочиваются и объединяются. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит и чувствует.

Восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Восприятие зависит от психологических особенностей наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента и от состояния в данный момент. Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении и получать от этого эстетическое удовольствие. И для истинного восприятия слушатель должен уметь понимать особенности строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка.

Память Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение, даже спустя длительный срок после выучивания. В музыкальной психологии определены 5 видов памяти синтетически входящих в понятие музыкальной памяти: 1. Двигательная 2. Зрительная 3. Слуховая 4. Логическая 5. Эмоциональная Из них наиболее важными считаются двигательная и слуховая, остальные же вспомогательными.

Таким образом, нетрудно понять, что для успешного запоминания произведения необходимо постараться использовать все компоненты музыкальной памяти. Мышление Существует 3 вида музыкального мышления: 1. Наглядно-образное (слушатель). 2. Наглядно-действенное (исполнитель). 3. Абстрактно-логическое (композитор). Все эти виды мышления имеют общественно-исторический характер, т.е. принадлежат к определённой исторической эпохе и основываются на общественной практике этой эпохи.

Так появляется стиль эпохи – типичная совокупность приёмов и средств музыкального выражения. Более того, в рамках одного стиля может быть несколько направлений, отличающихся своеобразием способов музыкального мышления. Ещё большее своеобразие музыкального мышления можно наблюдать в манере выражения того или иного художника, представляющегося неповторимой личностью, отличающейся своеобразием созданных им мелодий, оттенкам гармонического языка и тембрового колорита.

В психологии утвердилось положение, что художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления. Художественный образ музыкального произведения рассматривается, как единство 3-х начал – материального, духовного и логического. Когда есть понимание этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя только тогда можно говорить о наличии подлинного музыкального мышления Воображение Музыкальное произведение существует в 3-х ипостасях, а именно в виде: записанных композитором нот; живого звучания создаваемого исполнителем; взаимодействие художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя.

Основной целью существования музыкального произведения является создание музыкально-художественного образа, передающего чувства, мысли переживания заложенные композитором в этот образ, вне зависимости от стиля эпохи и индивидуальности создателя. В свою очередь исполнитель, используя определённые средства выражения, передаёт художественный образ произведения и успех зависит лишь от того на сколько хорошо он чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения.

Слушатель сможет понять образ, если звуки музыки смогут вызвать жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу произведения. Деятельность музыкального воображения тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Кроме этого большое значение в работе воображения играют зрительные образы, рождающиеся в воображении.

Таким образом, без работы активной работы развитого воображения, невозможна ни какая полноценная музыкальная деятельность. Вывод: Старший подростковый возраст, является нестабильным и противоречивым периодом, на протяжении которого подросток наиболее уязвим к различного рода влияниям. В этот период педагогу отводиться значительная роль в формировании эстетических взглядов, художественного вкуса и т.д. Более того, развитие познавательных процессов в музыкальной деятельности тесно связано с особенностями в формировании личности подростка. Поэтому педагогу для развития подростка, как музыканта наряду с развитием познавательных процессов в музыкальной деятельности, необходимо знания особенностей данного возраста для возможности оценить качества личности подростка, с целью выбора подхода для рационального восприятия информации и выполнения поставленных задач.

Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: №7 e-moll.

Оба они, так или иначе, являются разновидностями многоголосия (перев. на лат. – polyphony). Это обстоятельство позволяет утверждать о полифонической… В связи с этим необходимо формирование, постоянное и целенаправленное развитие… Такому развитию в полной мере способствуют полифонические произведения, изучение которых является неотъемлемой частью…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретические основы работы над полифонией
Теоретические основы работы над полифонией. Сущность понятия полифонии, педагогическая направленность в музыкальной практике. Соприкасаясь с произведениями И.С.Баха, мы открываем для себя интересны

Особенности работы над полифоническим произведением. Раскрытие основных исполнительских задач
Особенности работы над полифоническим произведением. Раскрытие основных исполнительских задач. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клаверист. Кроме этого Бах бы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги