рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности работы над полифоническим произведением. Раскрытие основных исполнительских задач

Работа сделанна в 2009 году

Особенности работы над полифоническим произведением. Раскрытие основных исполнительских задач - Реферат, раздел Искусство, - 2009 год - Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: №7 e-moll. Особенности Работы Над Полифоническим Произведением. Раскрытие Основных Испол...

Особенности работы над полифоническим произведением. Раскрытие основных исполнительских задач.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клаверист. Кроме этого Бах был отличным скрипачом. Он оставил ряд значительных произведений для скрипки, являющиеся замечательным образцом скрипичного стиля Баха. Музыкальное наследие Баха чрезвычайно богато и разнообразно. За исключением оперы, он творил во всех современных ему жанрах. В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством.

В этом произведении, как писал А. Г. Рубинштейн, "вы найдете фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они сходны - в красоте. И к тому прелюдии - прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительно". Для клавира же Бахом написано несколько концертов в сопровождении оркестра, 2 сонаты, фантазия, в т. ч. "Хроматическая фантазия и фуга", 7 токкат, вариации, включая "Арию с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации"), инвенции, прелюдия, "Итальянский концерт" - единственный концерт Баха, написанный для клавира соло без инструментального сопровождения, сюиты.

В числе органных произведений Баха - хоральные прелюдии, хоралы, прелюдии и фуги, пассакальи, токкаты. Эти композиции относятся к лучшим произведениям мировой органной литературы.

Красота, стройность формы, ясность развития, глубина содержания - характерные черты баховского стиля - полностью проявились в органных сочинениях Баха. Заслуженной известностью пользуются и оркестровые произведения Баха. Особенно 6 Бранденбургских концертов, написанных для инструментального ансамбля в различных сочетаниях с солирующими инструментами, а так же вокальные произведения, принадлежащие к лучшим достижениям мирового хорового искусства.

При жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к его музыке возник почти 100 лет спустя после его смерти и впервые – в Германии – было издано полное собрание баховских сочинений. Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Творчество Баха является вершиной полифонического стиля и в этом смысле представляет собой монументальный итог развития европейской музыки на протяжении нескольких веков. Вместе с тем он, как никто до него, воплотил в своем творчестве единство мелодии и гармонии и в рамках полифонического стиля прокладывал новые пути, приведшие в конечном итоге к рождению новых форм и средств музыкальной выразительности, развитых впоследствии великими композиторами новой исторической эпохи.

Творения великого художника-гуманиста продолжают восхищать слушателей силой, яркостью, свежестью и глубиной мысли, правдивостью образов и чувств. Наследие Баха оказало огромное влияние на развитие не только немецкой, но и всей мировой музыки.

Очень высоко ценили его творчество и русские "композиторы-классики - Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и мн. др. Как в органной, так и в клавирной музыке имеется ряд произведений написанных Бахом с педагогическими целями для своих сыновей и учеников. Его клавирная школа состояла из прелюдий для начинающих, двух- и трёхголосных инвенций и «Хорошо темперированного клавира». Учебное значение баховского клавирного наследия особенно велико по той причине, что инструктивные клавирные произведения не являются в творчестве Баха серией менее значительных пьес небольшой трудности.

К числу инструктивных принадлежат крупнейшие клавирные произведения Баха, поэтому на пути к постижению специфических (структурных) особенностей, выразительному и стилистически верному их исполнению стоят многие препятствия и изучение их, есть одна из труднейших проблем музыкальной педагогики, что составляет неотъемлемую часть работы школьника – пианиста.

На сегодняшний день, в области изучения прочтения музыки Баха существует ряд нерешённых вопросов, вследствие чего, возникает множество проблем включающих в себя такие компоненты, как проблемы интонирования, голосоведения и дифференцированности фактуры, фразировки, артикуляции, правильного выбора темпа и аппликатуры, динамика и многие другие. Но, тем не менее, огромные достижения в изучении баховской полифонии настолько существенны, для понимания закономерностей его языка, что игнорирование этих результатов в педагогике будет выглядеть, как безграмотность и произвол.

Особенности баховской полифонии Динамика Почти неограниченные возможности современное фортепиано открывает перед исполнителем Баховских произведений неистощимое богатство динамических красок и оттенков. Но вместе с тем это обстоятельство создаёт дополнительную трудность, ведь баховской динамике не свойственна сентиментальность, эффектность, динамические нагнетания. Динамике баховских произведений свойственна террасообразность и в первую очередь она должна быть направлена на то, чтобы рельефнее оттенить самостоятельность каждого голоса, придавая голосам различную силу звучания. Таким образом, средствами динамики мы имеем возможность инструментовать каждый голос.

Но важно сохранить приданный тембр голосу на протяжении всего произведения, сохраняя единую его звучность. Поэтому, для ясного воспроизведения полидинамики, следует избегать динамических преувеличений в нарастании или убывании силы звучания.

Контрастность динамики присуща не только дифференциации голосов. Внезапная смена динамических ступеней происходит, как правило, на границах значительных разделов произведения. Это может быть обусловлено кадансами, которым присущ у Баха динамический пафос, значительность или же изменениями в плотности полифонической фактуры и т.д то есть в местах, где имеется ясная грань в развитии произведения. Тем не менее, звучность установленная на большом или малом участке не остаётся всё время неизменной, а обогащается множеством тонких оттенков, но только внутри границ соответствующей силы звука. Т.е. в Баховских произведениях существует и детализированная динамика, одухотворяющая общую динамическую линию.

Таким образом, всё интонационное богатство в произведениях Баха находится в совершенной и убедительной нюансировке благородного forte и piano. Артикуляция В связи с артикуляцией любопытно замечание одного ученика Баха Форкеля: « Главное отличие манеры игры Баха на клавире от любого исполнителя заключалось в высшей степени отчётливости удара». Вопрос об артикуляции важен ещё по тому, что в старинной музыке, артикуляция является одним из важнейших средств выразительности! Огромное значение, имеет артикуляция при дифференциации голосов, когда каждому из голосов присваивается своя особая артикуляционная окраска.

Говоря об артикуляции важно понимать, что означают Баховские legato и staccato. Баховское staccato редко совпадает с современным лёгким ударом. Это не pizzicato, извлекаемое из клавиши, а скорее отрывистое тяжёлое detache т.е. в современной нотации его скорее бы следовало обозначить черточкой, а не точкой, т.е. уместнее будет играть его non legato.

Тембродинамика Важным, при дифференциации голосов, является умение представить каждый голос, как отдельный инструмент или группу инструментов. Имеется ввиду умение извлекать на фортепиано определённую, необходимую звучность, пытаясь подражать тембровому звучанию различных инструментов. Художественный образ.

Формирование в воображении ученика художественного образа, который представляет то или иное произведение порой является очень сложной задачей. Для его формирования необходимо определение характера и эмоционального настроения произведения, в то время как в Баховской полифонической музыке характер всего произведения определяется характером главной темы. Ведь произведения старинного полифонического стиля построены на многократном повторении темы – этого ядра, в котором заложена вся форма произведения.

Расшифровка мелизмов Мелизмы, представляют собой сокращённый способ записи мелодии распространённый в VII-VIII вв а значит, и исполнять их нужно осмысленно, певуче, в том темпе и характере, которые присуще произведению. В баховской трактовке мелизма существует три основных момента: 1. Исполняются мелизмы за счёт длительности основного звука. 2. Все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты (кроме перечёркнутого мордента). 3. Вспомогательные звуки мелизмов исполняются на ступенях диатонической гаммы.

Эти основные моменты нарушаются лишь за редкими исключения. Подготовка к выступлению Чтобы выступление состоялось, ученик должен быть готов на 200%. Яркому выступлению, без потерь, способствует многоразовая обыгранность перед различной публикой и железная выдержка на большой сцене. Разучивание полифонического произведения. Безусловно, является первым, шагом в освоении полифонического произведения, определяющим дальнейшую работу над ним и как результат – исполнение.

Для начала, нужно определить и уяснить для себя образно – интонационный характер и строение темы. Затем определить все её имитации на протяжении всего произведения. Такова же схема изучения противосложения. Уже с начальных тактов следует придерживаться строгой дифференциации голосов, поэтому наряду с ансамблевым проигрыванием, необходимо разучивание отдельно каждой рукой и каждый голос. Аппликатура Прежде всего, нужно уделить внимание, правильному прочтению обозначенной в тексте аппликатуры и выполнить её. Ведь аппликатура является средством для создания звуковых образов.

Часто аппликатура выбирают исходя из плавного движения мелодии, нужной фразировки, выявлению мотивной структуры и чёткому произношению мотивов. Также встречаются необходимости выдерживания голосов. Поэтому приходится использовать неудобные подмены, перекладывания, «скольжение» пальца с чёрной клавиши на белую требующие приспособления руки, что является важным условием грамотного и выразительного исполнения.

Часто такие подмены и перекладывания являются трудными и неприемлемыми для ученика. Поэтому по мере возможности нужно привлекать его к совместному обсуждению аппликатуры, выяснению всех спорных моментов в её выполнении. Заучивание на память Значительную трудность представляет заучивание полифонического произведения на память. В данной проблеме может помочь абсолютная ясность структуры сочинения, как в целом, так и в любых разделов.

Возможно вычленение трудных для ученика построений. Нужно разобрать каждый такой эпизод по голосам, возможно, выучить их по отдельности на память, играть различные сочетания голосов постараться их запомнить и потом включить данное построение в целое (или в более крупную часть). Чем труднее эта задача для ученика, тем большее участие должен принять в ней педагог, помогая учить сложные места в классе, отнюдь не снижая требовательности к самостоятельным занятиям. Темпо ритм и метро ритм Нужно твёрдо уяснить, что быстрые произведения Баха не содержат в себе ту стремительность, которая характерна для музыкального искусства иных эпох. С другой стороны, медленные, учащиеся часто играют слишком медленно и статично, в то время как они всегда заключают в себе активную внутреннюю жизнь.

Привычные для нас итальянские обозначения темпов, которые во времена Баха проставлялись редко, выражали не столько скорость движения – этот момент был на втором плане – сколько настроение, характер произведения, его эмоциональный тонус, так называемый «аффект». Не допустимо считать темп внутри одного произведения абсолютно неизменным, строго метрономичным иначе педантичное механическое исполнение почти неизбежно.

Небольшие агогические оттенки присущи музыке Баха, как и всякой другой, только в более сдержанном и более тонком проявлении. Ритм, наряду с артикуляцией, является в старинной музыке важнейшим средством выразительности. Стиль Баха отличает необычайно точный, активный, чрезвычайно сосредоточенный, обладающий огромной художественной силой ритм. Здесь уместно меткое наблюдение Швейцера о том, что «всякое чувство у Баха связано преимущественно с определённым ритмом». Интонирование Мелодии Баха основаны на понимании мотивной структуры.

Мотив является наиболее мелкой выразительной интонацией. Выразительность произношения мелодии Баха связана с точным ощущением темпа, ритма, размера. Голосоведение Самостоятельность голосов – непременное требование, которое предъявляет к исполнителю любое полифоническое произведение.

Сложность голосоведения заключается в различном характере звучания голосов, в разной, почти нигде не совпадающей фразировке, в несовпадении штрихов, несовпадении кульминаций, разной ритмической характеристике и различии в динамическом развитии. Поэтому, чтобы музыка получилась действительно полифонической необходимо понять развитие и внутреннюю жизнь отдельных голосов. В связи с голосоведением отметим такое важное явление, наиболее часто встречающееся у Баха, как «скрытое многоголосие». Это бывает в тех случаях, когда насыщенность одноголосной мелодии достигается присутствием в ней скрытого голоса, выявление интонационного богатства которого имеет большое выразительное значение.

Следующий, не менее важный момент в голосоведении, является выдерживание в одном из голосов длинных звуков, на фоне которых развиваются другие голоса создающие в сочетании с ним гармонические вертикали, также имеющие большой выразительный смысл в музыке Баха. В отношении протяжённых звуков важно уметь соразмерить с его затухающим звучанием силу следующего, дабы не нарушить звуковую градацию, а значит мелодическую линию голоса.

Таким образом, в полифонической музыке при исполнении многоголосия важно умение слышать и вести мелодическую линию каждого голоса в отдельности. Фразировка Фразировка – разделение музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения согласно художественному смыслу, иначе говоря – музыкальная пунктуация, отражающая смену музыкальных мыслей.

Своеобразие фразировки Баха связано с тем, что почти все его темы и мотивы носят затактовый характер, т.е. начинаются не на сильном времени, а на слабом. А значит, границы мотива у Баха не совпадают с границами такта. С вопросом о фразировке тесно связана и акцентировка. У Баха безударные ноты не исходят от акцента, но стремятся к нему. Поэтому, надо акцентировать не сильные доли такта, но те, на которые падает ударение по смыслу фразировки. С этим же тесно связан вопрос о ритмически верном исполнении музыки Баха. Вывод: Очевидно, что без соблюдения всех стилистических принципов баховской музыки, невозможно передать её глубокой содержательности и художественного великолепия.

Не менее очевиден факт того, что для выявления и дальнейшего соблюдения всех законов баховского музыкального языка необходима активная работа интеллекта, слуха, внимания и постоянного контроля. Выявленные характерные особенности баховского музыкального языка являются ценным материалом для лучшего освоения стиля, изучения произведений, более точного понимания редакторских указаний и конечно для дальнейшего стилистически верного исполнения. 2.2. Выявления трудностей, практические методы и приёмы их преодоления в работе над трёхголосной инвенции e-moll И.С.Баха «Инвенция», от латинского «inventio» - изобретение, открытие.

О том, какую цель преследовал Бах в «Инвенциях», с полной очевидностью свидетельствует пространный текст титульного листа последней редакции цикла: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно же жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании, правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса обучаясь одновременно, не только хорошим изобретениям, но и правильной разработке; главное же - добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции.

Сочинено И.С.Бахом, великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером.

От рождества Христова год 1723». Из него видно, как высоко ценил создатель певучую манеру игры. Воспитать такую манеру, научить исполнению полифонии и привить склонность к композиции – ради этого и были написаны «Инвенции и симфонии». Но все, же главным, при исполнении «Инвенций» необходимо считать умение донести глубокий смысл содержания произведений. Ряд трудностей стоят на пути к пониманию этих пьес. Первая, наиболее важная связана с особенностями клавишных инструментов, для которых писались эти произведения Баха. В этой связи возникает важный вопрос о том, для каких именно инструментов предназначал Бах свои «Инвенции», «Хорошо темперированный клавир» и другие произведения, ибо рукописи композитора не содержат никаких указаний на этот счёт. Очевидно, что лишь строго дифференцированный подход к каждому произведению, рассмотрение его композиции и колорита позволит во многих случаях прийти к достаточно обоснованным выводам.

Само собой разумеется, ученику должно быть известно всё существенное о клавесине и клавикорде.

Клавикорд: Малогабаритный музыкальный инструмент с одним мануалом и соответственно невысокой мощностью звучания, что делает его камерным инструментом. При нажатии на клавишу оживает одна, соотнесённая с этой клавишей струна. Клавикорду не свойственны явные звуковые контрасты и яркие оттенки. Однако механические особенности клавикорда предоставляют исполнителю возможность градации звукоизвлечения, т.е. действует принцип живой клавиатуры.

Более того, тонам мелодии может быть придана известная вибрация. Для этого применяется принцип «Bebung», что в дословном переводе означает – дрожание, колебание, трепет. Всё это даёт возможность придания гибкости мелодии и делает клавикорд певучим инструментом. Клавесин: Размеры клавесина варьируются в зависимости от назначения использования, что в основном делит клавесины на два типа: концертные и салонные. Тип инструмента определяет силу звука. Но даже объективно этот инструмент имеет относительно мощную звучность.

И это определяется особенностью его конструкции, позволяющей при нажатии на клавишу задействовать до 4-х струн. Кроме этого клавесин имеет богатое тембровое разнообразие, как например, на нём можно подражать звучанию лютни, фагота, флейты. Контрастность в оттенках на клавесине достигается путём использования 2-х мануалов: forte и piano. Кроме этого механические особенности позволяют на практике использовать принцип «удвоение» тона. Звук клавесина – блестящий, звонкий, отрывистый, не поддающийся значительным динамическим изменениям, механика такова, что характер прикосновения к клавише не влияет на звучание. Что же касается мелодической гибкости, то для этого применялись два средства: ритмика и артикуляция.

Но богатство тембров и регистров даёт возможность исполнителю использования целой гаммы красок звучания, для эффектной «инструментовки» исполняемого произведения. Что в целом создаёт впечатление изысканного миниатюрного оркестра.

Таким образом, очень важным моментом в определении инструментальной природы инвенций играет осведомлённость в области особенностей инструментов, более того – желательно иметь реальное представление о звучании обоих инструментов. А это можно достичь путём знакомства на концерте или прослушивания записи. Вторая трудность связана с вопросом о том нотном тексте, который кладётся в основу. При работе над клавирным произведением Баха следует отдавать отчёт о том, что в рукописях клавирных сочинений, почти полностью отсутствуют исполнительские указания. Это касается динамики, в обозначении которой Бах ограничивался лишь forte, piano и в редких случаях pianissimo; темповых обозначений; артикуляционных обозначений, ограниченность которых определяется двумя лигами на 30 инвенций.

На сегодняшний день существует достаточное количество сборников инвенций выпущенных под редакциями: К. Черни, Ф. Бузони, Гондельвейзера, Лансгофа, И. Браудо, Кувшинникова и т.д. Определим особенности наиболее популярных из них в педагогической практике: 1. Редакция К. Черни. Редакцию Черни следует признать во многом несовершенной.

Помимо неточностей в тексте, основной отличительной особенностью этой редакции является несоответствие стилю баховской музыки. Стремясь раскрыть певучие возможности инструмента, Черни часто мельчит динамику. Обилие динамических вилочек придает излишнюю волнообразность эскизной фразировки, почти неизменно в конце произведений piano и diminuendo. Так же на не соответствие стилю Баха указывают субъективность выбора штрихов. 2. Редакция Ф. Бузони.

Редакция Бузони значительно подробнее, тщательнее редакции Черни. Не ограничиваясь указанием оттенков и аппликатуры, Бузони словесными пояснениями в подстрочных примечаниях раскрывает характер произведения. Считая мужественные начала преобладающими при исполнении баховских произведений, преувеличивает значение non-legato. Бузони опускает баховское обозначение мелизмов и выписывает украшение нотами непосредственно в тексте.

Это лишает ученика возможности знакомиться с принципами расшифровки. Приходится руководствоваться предписанным способом исполнения. Между тем именно область мелизмов допускает особенно большую свободу и одно какое-либо толкование даже крупного специалиста не является единственно возможным или наилучшим. И, наконец, несомненным плюсом этой редакции является чётко обозначенная структура произведения. 3. Редакция А. Гольденвейзера. Гольденвейзер поставил перед собой задачу, прежде всего, дать выверенный авторский текст по первоисточнику.

Это было важно потому, что в редакции Черни имеется ряд неточностей. В нотах Гольденвейзер пишет подробную аппликатуру, дает расшифровку украшений и в этом поступил гораздо целесообразнее Бузони: он дал в тексте авторские обозначения мелизмов, а рядом привел их расшифровку. Характер исполнения указывает лишь в общих чертах, поэтому при работе с учащимся возникает необходимость дополнений в отношении динамики и фразировки.

Таким образом, ознакомившись с вышеперечисленными редакциями, становиться очевидным несомненное превосходство редакции Бузони в практической работе педагога. Именно к её использованию прибегают в педагогической практике. Практическая работа над произведением Форма: В основе строения инвенции лежит трёхчастная форма. Границы каждой части определены двумя кадансами. Первая - экспозиционная часть - изложена на протяжении 13-и тактов. Второй, разработочный раздел начинается с 14-го и заканчивается на 36-м такте.

Несмотря на единую целостность, этот раздел разделён кадансом на две почти одинаковые, 11-тактную и 12-тактную половины (подразделы). Разделяющая граница находится между 24-м и 25-м тактами. И, наконец, 3-я, репризная часть, начинается с 37 такта, и заканчиваясь заключительным кадансом, завершает произведение. Тональный план: Первый раздел Главная тональность инвенции – ми минор. Первое проведение темы проходит в верхнем голосе, в главной тональности.

Ответ – в среднем голосе, в доминантовой тональности (3 такт). Примечательно 3-е проведение (5 такт). Оно проходит в верхнем голосе, и начинается как - будто в тональности fis-moll, но затем главная тональность восстанавливается, в связи с чем, это проведение можно считать интермедией, со следующим за ним 3-м проведением темы, в главной тональности (7 такт). А значит справедливо утверждать, что первый раздел написан по образцу строения фуг. Данный раздел завершается интермедией, проводящейся в доминантовой тональности.

Второй раздел Второй раздел, а точнее первый подраздел, начинается, аналогично первому разделу, с проведения темы в главной тональности, но уже в среднем голосе, со следующим за ним, в верхнем голосе, в доминантовой тональности (3 такт). Далее, продолжаясь в доминантовой тональности, (5 такт) проводится интермедия. Из доминантовой, она возвращается в главную (7такт), затем чередуются тональности D-dur и h-moll, и завершается раздел в тональности D-dur. Во втором подразделе средней части тема появляется в новом ладовом освещении тональности D-dur, затем она полностью повторяется в нижнем голосе (3 такт). В этом же голосе тема возвращается в доминантовую тональность(5 такт). Далее, до конца раздела тема последовательно модулирует и проводится в среднем голосе.

Начинаясь в h-moll, переходит в A-dur, затем в G-dur. Последнее проведение, в данном разделе (11 такт), начинаясь в тональности D-dur, приводит нас в главную тональность. Третий раздел Данный раздел начинается с последнего проведения темы в главной тональности.

Далее встречаются лишь отдельные фрагменты темы в тональности a-moll, в верхнем и в среднем голосах (4 – 5 такты). После фрагментарных проведений, следует речитатив и каденция в главной тональности. Заканчивается произведение трезвучием в тональности E-dur. Основная тема: Основная цель произведения - создание художественного образа. Это является невозможным без наличия представления о характере произведения.

А в инвенциях характер произведения, как было сказано выше, определяется характером и эмоциональным настроением основной темы. В решении учеником этой задачи необходимо активное участие педагога, а также подбор и изучение литературы о музыкальной драматургии Баха. В Инвенции e-moll спокойная, певучая тема носит характер печального раздумья и наполнена возвышенной, сдержанной лирикой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: №7 e-moll.

Оба они, так или иначе, являются разновидностями многоголосия (перев. на лат. – polyphony). Это обстоятельство позволяет утверждать о полифонической… В связи с этим необходимо формирование, постоянное и целенаправленное развитие… Такому развитию в полной мере способствуют полифонические произведения, изучение которых является неотъемлемой частью…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности работы над полифоническим произведением. Раскрытие основных исполнительских задач

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретические основы работы над полифонией
Теоретические основы работы над полифонией. Сущность понятия полифонии, педагогическая направленность в музыкальной практике. Соприкасаясь с произведениями И.С.Баха, мы открываем для себя интересны

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста. Общая характеристика старшего подросткового возраста Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15 лет. Этот возраст называ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги