рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество композитора

Творчество композитора - раздел Искусство, Г. Свиридов анализ концерта «Пушкинский венок» Творчество Композитора. Георгий Васильевич Свиридов Родился 3 Декабря 1915 Го...

Творчество композитора. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партия и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора Юдина М.А. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное.

Уже через месяц упорной работы им было представлено новое сочинение. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина Роняет лес ветряный свой убор , Зимняя дорога , К няне , Зимний вечер , Предчувствие , Подъезжая под Ижоры. Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителями, и слушателями.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д.Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки. Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию.

Впервые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизован по состоянию здоровья. Ещё в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия Раскинулось море широко, посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов его вокальные сочинения поэма Песни странника, сюита на слова В.Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А.А. Блока и советских поэтов.

Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием Страна отцов. Поэма Свиридова эпическая песнь наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа. В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберте Бернса в превосходном переводе С.Маршака. В отличие от поэмы Страна отцов, в бернсовском цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения.

Вместе с тем у этих двух произведений много общего серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл. Если в поэме Страна отцов каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа молодого человека, лучшего парня наших лет. В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи.

За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма Памяти Сергея Есенина. Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Особое место в творчестве Свиридова занимает Патетическая оратория 1959 для солистов, хора и оркестра на стихи В.Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров.

Но, пожалуй, Патетическая оратория Свиридова является из них самым значительным и интересным. Патетическая оратория - это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Называется эта часть Солнце и поэт. Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание ста сорока солнц. Линия революционной романтики, идущая от Патетической оратории, получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму Время, вперед! 1977 , которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе Время, а также в оратории Двенадцать по поэме А.Блока. Следом за ораторией были написаны Весенняя кантата на стихи Н.Некрасова, кантата Деревянная Русь на стихи С.Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи Вечером синим , Табун , Душа грустит о небесах, кантата Снег идет на стихи Б.Пастернака.

В 1960-е годы пристрастие композитора к первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее.

Так, был создан вокальный цикл Курские песни, который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов.

Результатом творчеством работы композитора стало это замечательное произведение современности. В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Примеры тому Весенняя кантата на слова Некрасова 1972 с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович 1973 . Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту.

Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия. Следует отметить и Концерт памяти А.А. Юрлова 1973 своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающей грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте.

Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В поэме Отчалившая Русь 1977 , напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все действие поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов зла и добра, Христа и Иуды. Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки.

Необыкновенно поэтична музыка к телефильму Метель 1974 по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно увидеть и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких, полетных интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене Венчания. А сразу ставший популярным и часто исполняемым Романс внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А.С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова Пушкинский венок - концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. В 1980 году Свиридов пишет маленькую хоровую поэму Ладога на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории сочинение яркое, сочное, праздничное.

Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник. Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь её частью.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока кантата Ночные облака 1979 и хоровой цикл Песни безвременья 1980 . Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.

Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него! В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Поэтому свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной.

Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности к художнику за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Г. Свиридов анализ концерта «Пушкинский венок»

Стихи становились романсами, поэмы и повести операми. Эта традиция, естественно, жива и поныне, так что в самом факте обращения композитора к… В творчестве замечательного советского композитора Георгия Свиридова восхищает… Даже и у Пушкина берется не то, что обычно лежит ближе всего и что взять легче, доступнее. Надо отметить еще, что…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество композитора

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творчество поэта
Творчество поэта. Поэт родился 26 мая 6 июня нов. ст. 1799 года в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Его отец, не чуждый вольнолюбивых веяний своего времени, увлекался стихами, соч

Анализ концерта
Анализ концерта. Готовясь к выходу на новые рубежи истории, Россия с особенной пытливостью вслушивается в голос своего Поэта. Он ее эхо, и тайна его неисчерпаемости кроется в ее бесконечных

Музыкально-теоретический анализ
Музыкально-теоретический анализ. Характеристика мелодии, голосоведения, фактура Мелодии Свиридова напевны, удивительно естественны, они очень в голосе, в природе пения. Это главный стержень, главна

Диапазон хора и хоровых партий
Диапазон хора и хоровых партий. Диапазон хора от соль малой октавы до ля второй октавы. Диапазон хоровых партий. Сопрано I до первой октавы ля второй октавы. Сопрано II до первой октавы фа в

Особенности ансамбля и строя
Особенности ансамбля и строя. Для создания ансамбля в хоре, нужны точные дирижерские жесты. Точность движений должна выражаться во-первых, в математически равной длительности по времени всех взмахо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги