Музыкально-теоретический анализ

Музыкально-теоретический анализ. Характеристика мелодии, голосоведения, фактура Мелодии Свиридова напевны, удивительно естественны, они очень в голосе, в природе пения. Это главный стержень, главная красота его музыки. Отличительная особенность яркость при характерной диатоничности, здесь не спрятаться за спасительный пикантный хроматизм, здесь все открыто, все на виду. В хоре Восстань боязливый тема начинается с квинты, так как приходится на слово восстань, как бы призывая, затем поступенное движение вниз. Фактура гомофонно-гармоническая. Форма произведения двухчастная.

Большая часть сочинения отведена строгому четырехголосному фугато. 2.2. Ладотональный план. Гармония. Слух и внимательный взгляд легко распознают в стиле этого мастера и устойчивое, идущее от традиций, и новое, оригинальное, явившееся их развитием. Взять хотя бы гармонию. Есть у него как будто и тоника, и доминанта, и переходы из одной тональности в другую но все не так, как в функциональной мажоро-минорной системе XIX века. Его Т редко бывает представлена трезвучием, чаще это не терцовый комплекс секундами и квинтами, а нередко и голая секунда.

Его доминанта не пятая ступень, а та же тоника, но в другом обращении, или с несколько иным составом. Его модуляции это модуляции смены тонических опор внутри единого поля, одновременно охватывающего несколько натуральных ладотональностей. Так достигается терпкая свежесть гармонии. Встречаются у Свиридова и так сугубо современные приемы, как, например, кластеры.

Они появляются не как изолированные мазки, а в результате плавного перемещения одних гармонических голосов при неподвижности других или постоянного их наслоения. В хоре Восстань боязливый основная тональность C dur. С проведением темы в разных голосах, тональность меняется C dur басы , G-dur тенора, d-moll альты, a-moll сопрано. Если кульминационный аккорд рассматривать в d-moll, то это тонический квартсекстаккорд с четвертой ступенью. После звучит C dur, после соло альта, хор звучит в a-moll и F-dur. Последние 4 такта звучат в a-moll и заканчиваются на тоническом квартсекстаккорде F-dur. 2.3. Агогика, фразировка, музыкальные средства подготовки и проведения кульминации. Хор начинается с рр на legato с проведения темы в басах, со вступлением теноров тема звучит на р, при вступлении альтов на mр, с 12-го такта начинается росо а росо сrescеndo, которое приводит ко вступлению сопрано на f, то есть идет эффект приближения, как- будто издалека начинает петь и постепенно приближаясь, усиливая звучность.

На слове восстань с 23-го такта идет ff и акценты, это постепенно приводит к кульминации всего хора на fff, и как бы эхом звучит на ff кластер на слове восстань, приводящий к основной тональности. На subрiano звучит хор закрытым ртом и как бы продолжением звучит соло альта, а затем соло сопрано.

Хор постепенно уходит на рр. Последние 5 тактов в парии альтов звучат 2 ноты ми и фа, которые как бы олицетворяют биение сердца или стук удаляющихся шагов.

В последнем такте lunga. Живость музыки обусловлена конкретностью концепции, где заглавное слово несет целый образ. Выдвинув глагол восстань на первый план Свиридов напомнил о других творениях Пушкина. Ближайшая ассоциация приводит к строкам Восстань, пророк! И виждь, и внемли. Глава 3.