Особенности ансамбля и строя

Особенности ансамбля и строя. Для создания ансамбля в хоре, нужны точные дирижерские жесты. Точность движений должна выражаться во-первых, в математически равной длительности по времени всех взмахов в такте. Во-вторых, в ясности рисунка каждого размера. В-третьих, в различии движений на сильных и слабых частях такта сильные части должны отличаться более энергично, нежели слабые. На всякое характерное движение дирижера хор всегда отвечает теми чувствами, какое оно выражено.

В хоре Восстань боязливый ритмический план очень разнообразен, здесь встречаются 5 4 7 4 4 4 8 4 6 4 9 4 переменный ритм и размер очень усложняют работу дирижера, надо следить за тем, чтобы хор не передергивал длительности и особенно окончания. Важны точные вступления партий, во время перекличек. Отклонением от ансамбля выражается или в слишком громком пении или в несоразмерно тихом. В первом случае дирижер должен уметь каким0то движением сократить, успокоить певца или хоровую партию, во втором ободрить, возбудить.

Тот же принцип контрастов применяется в приемах управления, относящихся к строю. Если дирижер слышит, что какой-либо певец или отдельная хоровая партия поет свой звук ниже или выше, чем следует, то он дает соответствующий знак к повышению или понижению, чем и восстанавливает общий строй. Таким образом, в отношении строя действия дирижера направлены либо на повышение, либо на понижение звука. Точно так же в отношении нюансов дирижер добивается либо усиления, либо стихания.

В хоре Восстань боязливый со вступлением басов нужно следить за тем, чтобы низкие голоса пели свободно и вели мелодию, приходили в унисон, так как они начинают запевать мелодию надо следить, чтобы при вступлении теноров интонация не оседала, а оставалась высокой. При вступлении каждой партии следить за тем, чтобы тему не заглушали остальные партии. Кода весь хор начинает полноценно звучать следует следить за вертикальным строем, прислушиваясь к партии басов, так как они составляют основу гармонии и постоянно следить за средними голосами, так как они могут занижать или завышать тональность.

Во второй части произведения хору нужно следить за партиями солистов, и держать крепкое дыхание, так как пение на закрытый рот очень сложно. Следить за тем, чтобы унисон солистов и хора совпадали. Строй является результатом всесторонне систематической работы по воспитанию хора и не отделим от творческого раскрытия произведения исполнителями. Романовский Н.В.