Генезис культуры

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А По предмету: Мировая культура и искусство На тему: Генезис культуры Содержание Введение…….… 1. Трудовая концепция культурогенеза… ……… 2. Психоаналитическая версия культурогенеза… 3. Концепция игрового генезиса культуры… …4. Символическая концепция культурогенеза…10 Заключение… 14 Список литературы….16 Введение Тема генезиса культуры, в широком смысле ее зарождение и последующий процесс развития, будет актуальна и в наше время.

Человечество до сего времени не имеет четких данных о появлении человека и его развитии. Поэтому и существует несколько версий происхождения человека, культуры и их эволюции. Цель работы – рассмотреть основные версии происхождения культуры. Понятие культура характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия. Накопление и передача культурных ценностей начались еще в первобытную эпоху. В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами.

Регламент поведения, комплекс образцов поведения может меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде. В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления.

В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие – психологические, антропологические, социокультурные. Как в природном мире возник радикально новый феномен – культура? Что явилось истоком культуры? 1.

Трудовая концепция культурогенеза

Тогда они стали создавать эти орудия и сообща трудиться. д. Фрейд в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через фено... Малиновского отвергали гипотезу основоположника психоанализа. Они отме... Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, которую не...

Символическая концепция культурогенеза

Культура же не наследуется генетически. Из приведенных рассуждений выт... Поле исследований символического велико: философская герменевтика (Г. В истории философии человека пытались понять с помощью психологической... Юкскюль начинает с изучения низших организмов и последовательно распро... Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в к...

Заключение

Заключение Поставив перед собой целью изучение генезиса культуры, я рассмотрела в данной работе четыре основные концепции. Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу.

Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок – возникновения процесса речи и труда – огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу. Психоаналитическая версия культурогенеза излагается истолкованием психической деятельности человека как существа, не обладающего феноменом совести. Эволюция, таким образом, выглядит как такой процесс, в ходе которого выявляется нечто радикально иное, хотя и заложенное в поступательном движении живой материи.

Под человеческой культурой понимается все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по этой версии, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.

Символическая версия генезиса культуры отмечает символический способ общения с миром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, естественного бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью. Для первобытного мышления весьма трудно проводить различие между сферами бытия и значения, они постоянно смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой.

Однако в ходе дальнейшего развития культуры отношения между вещами и символами проясняются, как проясняются и отношения между возможностью и реальностью. С другой стороны, во всех тех случаях, когда на пути символического мышления выявляются какие-либо препятствия, различие между реальностью и возможностью также перестает ясно восприниматься. Для антропологии ум и все, что его занимает, относится к области культуры.

Культура же не наследуется генетически. Из приведенных рассуждений вытекает логический вывод: тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. Изучив различные версии генезиса культуры, высказываемые в разные времена известными философами, историками и культурологами сделаем вывод: из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической – наиболее разработанной и убедительной выглядит, по моему мнению, символическая.

Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры. Литература: 1. Борзова Е. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов: Ч.1 – 2. – СПб 2001. 2. Васильев М. И. Материальная культура традиционного общества: Первобытность, древность, Средние века: учеб. пособие. – Великий Новгород, 2002. 3. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учеб. пособие для вузов. – М 1998. 4. История.

Культура. Цивилизация / под ред. Емельянова Д.Я. – М 1998. 5. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие М.: Гардарики, 2003. – 476 с. 6. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций для вузов. – М 2002. 7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд доп. – СПб.: Издательство «Союз», 2003. – 560 с. 8. Соколова М. В. Мировая культура и искусство: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.