Искусство Барокко

ИСКУССТВО БАРОККО Контрольная работа по дисциплине «История ИЗО» Содержание 1. Введение….1. Термин… 2. Исторические предпосылки…3. Идеологическая основа…4. Философия…5. Специфические черты….2. Музыка барокко….3. Литература барокко… 4. Театр… 5. Русское искусство барокко… 12 6. Заключение… 13 Литература…1. Введение. Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в. в барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.

Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности эпоха барокко необычайно близка по духу. 1. Термин. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Существует несколько версий происхождения термина: 1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы; 2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином); 3) от итальянского barocco — причудливый, странный; В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки.

Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. В 50е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80е годы XIXв. происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления. В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы. 2.

Исторические предпосылки

Исторические предпосылки. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни... Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в не... Начало эпохи – прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан? Западна... Происходит централизация государственной власти и образование национал...

Идеологическая основа

Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость лю... Обостряется ощущение трагических противоречий. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания ... господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие -... Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира ...

Специфические черты

3. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных реше... 7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно вы... . Музыка барокко. Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ри...

Литература барокко

Литература барокко. Жорж де Скюдери “Аларих, или побежденный Рим” 1654 К стилю барокко мож... Основные черты: 1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности... Русское искусство барокко. Барокко на Руси стало ведущим направлением ... Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи.

Заключение

Заключение. Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности.

В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; 2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; 4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения.

Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля ) Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу.

Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства. Лети душа, лети, долой пределы Земного бытия, круг жизни разорви, Отбрось утехи дальнего удела, Тяжелое ярмо земной любви. Душе легко, открыты небеса, Там обручились вечность и краса. фон Хоффмансвальдау “Мир”. Литература: 1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М 1963 2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М 1964 3. История западноевропейского искусства III- XXвв. М 1940 4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М ”Музыка”,1982 5. Ренессанс.

Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М ”Наука”,1966 6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М ”Музыка” 7. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М “Наука” 8. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2.