рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древние боги

Древние боги - раздел Искусство, Культурное наследие Древней Индии Древние Боги. Тысяча Гимнов Ригведы, А Также Более Поздние Памятники Ведийско...

Древние боги. Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев.

Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни ср. рус. огонь, бог ветра - Ваю ср. рус. веять Древняя Индия. История и культура. Г.М.Бонгард-Левин - СПб. Алетея,2001 126 С Особую близость обнаруживают веды с религией и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев.

И в Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому - священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием. Даже некоторые мифы у древних индийцев и иранцев были общими. Мифологические описания в гимнах Ригведы часто связаны с явлениями природы. Устойчивой иерархии богов не наблюдается как не видно ее и в обществе той эпохи, однако некоторые персонажи были излюбленными героями мифов.

Так, многие гимны Ригведы повествуют о подвигах бога Индры, который во главе своей дружины на колеснице, с молнией в руке, сражался с бесформенным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод помчались, как стада коров это дождь пролился на поля. Большая часть гимнов Ригведы была связана с ритуалом, и повествование о сражении Индры с драконом, пелось на празднестве Нового года. Считалось, что боги обитают на небесах, и само их название - дэвы - ассоциируется со словами, означавшими небо, дневной свет. Отдельные черты в ведийских текстах указывают на их антропоморфный облик, но конкретного описания этого облика нет, и в науке принято считать, что арии не поклонялись изображениям богов.

Большинство мифологических персонажей ведийской религии мужского пола, но есть и женские образы Утренняя Заря, Ночь, Земля и др Обычное жертвоприношение состояло в том, что богов приглашали сесть на подстилку из священной травы у костра и угощали едой и питьем как почетных гостей.

В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов. Полагали, что жертвы вместе с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся боги посылают затем еду своим земным почитателям. Происходил, таким образом, некий круговорот материи, а в центре этого космического процесса стоял жрец - посредник между миром богов и людей, от которого небожители принимали пищу. 2.2. Ритуалы Постоянных мест сосредоточения культа - храмов - первоначально не было, но ведийские арии для особо значимых ритуальных церемоний сооружали специальные алтари Культурология.

Каверин Б.И. ЮНИТИ-ДАНА,2005 - 260 С В поздневедийских текстах даются подробные описания планов этих сложных построек, например, в виде огромной птицы. Жертвоприношения на нескольких огнях такого алтаря совершались в течение многих дней, а некоторые циклы обрядов продолжались более года. В них принимали участие целые группы жрецов, каждый из которых выполнял особые функции.

Всякое действие, имевшее магический характер, детально регламентировалось. Не меньшее значение имело и произнесение при этом обращений к богам. Иногда это простые просьбы, выражающие нехитрую мысль Я - тебе, ты - мне, или намеки на щедрость божества, которое, не скупясь, вознаграждает того, кто его восхваляет. Порой настойчиво повторяется имя бога, с тем чтобы получить над ним магическую власть и заставить выполнить просьбу. Само заклинание тогда приобретает характер требования. В представлении участников ритуала, обряд не символизирует космические явления, а вызывает их солнце не встанет, если жертвователь не зажжет в конце ночи огонь на алтаре.

Жертва осмысляется как движущая пружина мировых процессов. Боги ничего не решают по произволу, они лишены свободы воли и в этом смысле даже не отличаются особым могуществом. Ритуалистика менее всего предполагает живые эмоции. Богов не умоляют, а, скорее, управляют ими. Иногда они выглядят как простые статисты в литургическом действе.

Для брахманической прозы характерно представление о материальности всего мира включая область духа и абстрактные понятия и в то же время оживление этой материи в виде божеств - дэвата. Все в мире взаимосвязано, и потому одно можно сделать орудием воздействия на другое. Необходимо лишь осознать, выразить и воспользоваться этим тождеством. Ритуалисты исходят из наличия всеобщих закономерностей, которым подчиняются сами боги. В основе мировоззрения поздневедийской эпохи лежит магия.

Поздневедийская ритуалистика сыграла огромную роль в становлении древнеиндийской культуры. Форма брахманической прозы, перемежающей текст с комментарием, стала основой традиции индийского обучения и неизменно воспроизводилась в позднейших научных или философских трактатах. В брахманах формировалось сознательное отношение к ритуальной практике - следующим шагом должно было стать осмысление и других аспектов человеческой деятельности. Непосредственно к брахманам примыкают - а отчасти и просто включаются в них - араньяки и упанишады.

Упанишады опираются на те представления о круговороте материи, которые явственно выражены в брахманах. Жертва от людей идет к богам и - в качестве возмещения - вновь возвращается к людям. Но и сам человек осмысляется как своего рода жертва и он проходит круговорот существований, вращаясь между тем и этим миром. Складывается понятие сансары - круга перерождений Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация М 1993 Понятие жертвоприношения в упанишадах все чаще употребляется в переносном смысле, становясь метафорой.

Говорится о жертве не только пищей, но и деянием, словом, мыслью. Вся жизнь человека рассматривается как цикл ритуальных процедур от зачатия до смерти. Сожжение покойника есть последнее жертвоприношение - тела на огне. Повседневное поведение представляется ритуализованным действием, а сам человек - совокупностью чистых и нечистых деяний. Формируется важнейшая для индийских религий доктрина кармы - представление о том, что деяния являются причиной последующего воздаяния. Закон воздаяния обеспечивал тем, кто накопил религиозную заслугу, новое рождение в более высокой варне, а грешникам - в более низкой.

За грехи человек мог родиться животным, червем, насекомым, а наградой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, и сами боги не были свободны от круговорота перерождений и воздаяния - кармы. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурное наследие Древней Индии

Это единство не воспринималось как нечто навязанное извне, как стандартизация всех верований.Она была глубже, и под сенью этой мечты практиковалась… Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60… Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древние боги

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Духовная культура индийского ареала
Духовная культура индийского ареала. Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен или они малодостоверны, поэтому в ней стерто индивидуально-творческое на

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги