Музыкальное искусство в Российской империи

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ПО ТЕМЕ: «Музыкальное искусство в Российской империи» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Первый период: музыкальное искусство с Петровских времен до конца 18 века 1.1 Хоровая музыка 1.2 Развитие камерной музыки 2. Второй период: русская музыкальная культура первой половины ХIХ века 2.1 Развитие музыкальных жанров 2.2 Творческий гений М.И. Глинки 3. Третий период: музыкальное искусство пореформенной эпохи (вторая половина ХIХ века) 3.1 Творчество П.И.Чайковского.

Вершины музыкального романтизма 4. Четвертый период, завершающий: музыкальная культура «серебряного века» (1890-е годы – 1917год) 4.1 Новое направление в русской духовной музыке 4.2 Путь к «мистерии» А.Н. Скрябина ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Неизмеримо богатство русской музыки.

На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались ее традиции в тесном соприкосновении с музыкальной культурой других стран и в постоянном взаимодействии с другими видами художественного творчества. Вот почему, обращаясь к изучению истории русского музыкального искусства имперской эпохи, неизбежно приходится сочетать одновременно несколько аспектов ее рассмотрения. Русская музыка – важнейшая часть русской культуры. Подобно русской литературе, поэзии, живописи, театру, она ярко отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли.

В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, его освободительная борьба, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта. В то же время русская музыка – великая страница мировой культуры, важнейшее звено в общей цепи исторического развития музыкального мышления, в рождении и смене стилевых течений в европейском музыкальном искусстве. Ни одно более или менее значительное достижение русской музыки никогда не было национально ограниченным, а имело всегда глубокое международное значение.

И к моменту ее классического расцвета саама широта интернациональных связей стала яркой национальной чертой русской музыки, обеспечившей не только ее мировое признание, но и ведущую роль во всемирном прогрессе музыкальной культуры. Русская музыка – одна из ведущих славянских культур. С культурой других славянских народов она связана со временем своего зарождения, возникнув, как и все они, из музыки древних славян.

Поэтому глубокие интонационные взаимоприкосновения выступают здесь особенно ярко, о чем свидетельствует, особенно начиная с 17 столетия, широкое использование в творчестве русских композиторов мелодики украинского, белорусского фольклора, фольклора южных и западных славян, а также процесс становления различных профессиональных жанров. Понятие «история музыки» множественно по своим слагаемым. Ее изучение не может ограничиться рассмотрением творчества композиторов и музыкального фольклора.

Немаловажную роль играет общественная функция музыкального искусства в жизни государства, степень развития исполнительской культуры и научной мысли о музыке, уровень эстетического восприятия музыкального искусства отдельными социальными группами, состояние музыкального просвещения и образования. 1.

Первый период: музыкальное искусство с Петровских времен до конца

века Восемнадцатое столетие, нареченное «веком Разума и Просвещения», ... В эпоху «Просвещения» произошло размежевание светской культуры и собст... В нем запечатлелись не столько социально-политические, сколько эстетич... Произведения поэтов, архитекторов, скульпторов, живописцев постепенно ... Однако роль музыкантов в культурной среде 18 века была особой: музыка ...

Хоровая музыка

1.2 . В хоровом искусстве этого времени можно выделить как линию преемственн... В хоровых сочинениях выразилась его уникальная способность воплощать в... В 18 веке значительно расширилось жанровое содержание хоровых произвед... В произведениях этого времени происходит утверждение классицистских ср...

Развитие камерной музыки

светские вокальные и инструментальные жанры) « Век был песен» - так ск... Важной вехой на этом пути стал первый авторский сборник песен «Между д... Песни его сборника отражают уровень вполне профессионального бытового ... Ее расцвет связан с творчеством двух композиторов – Ф.М. Хандошкин. Его творчество вдохновляла русская народная песня, которую ...

Развитие музыкальных жанров

Развитие инструментальной культуры первой трети 19 столетия характериз... Прослеживая эволюцию русской фортепианной музыки на протяжении первой ... Традиции революционной песни, заложенные поэтами-декабристами, были по... 2.2 . Любительские музыкальные вечера, квартетные собрания, концерты в учебн...

Творческий гений М.И. Глинки

Впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры. Развитие музыкальной культуры не могло не отразить две основные тенден... Римский-Корсаков. Художественное и гуманистическое значение его музыки особенно актуализ... «Надличностное» стремление Скрябина к открытию 2новых миров2 сплетаетс...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русская музыка, как и всякое другое культурное явление, раскрывает нам облик минувшего.

Если ее «не слушать», то прошлое уже не может предстать перед нами цельно. «Слушать», а уж тем более «слышать» русскую музыку нелегко. Но все-таки российская музыка имеет свои преимущества в этом смысле перед западной своей современницей. Почему? Потому что в России национальные истоки, питавшие новую музыкальную систему, являлись более сильными, чем в любой другой европейской стране.

Народные, «песенные струи» решительно врывались в мелодику, раздвигая рамки неродственных традиций. Этот прорыв играл значительную роль начиная с периода музыкального взрыва России начала 19 столетия. Только благодаря этому смог расцвести могучий и поистине великий талант Глинки. Замечательная плеяда композиторов подготовила его приход. Три основных аспекта, которые определяли значение русской музыки на протяжении всего пути ее развития отражение общего прогресса русской общественной жизни, ведущая роль в развитии славянских культур, важнейшее звено в развитии мирового искусства – сохранили свое значение как в советский, так и в современный периоды.

Становление и формирование всей современной культуры на основе новых взаимоотношений человека и общества дали возможность еще более утвердить значение писателя, художника, композитора как преобразователей жизни, воспитателей человека и коллектива как рупоров идей и чувствований современности.

Одновременно, все интенсивнее и глубже становится само восприятие достижений прошлого во всех областях художественного творчества, превращение их в стойкое, органическое единство преемственности и новаторства – истинный путь к достижению прогресса в искусстве, в том числе и в музыкальном. Музыка, как считал литератор С.Г.Домашнев, способна «одушевлять вселенную», нести правду. А что, как не правда является мерилом для нас, вглядывающихся и вслушивающихся в будущее с помощью бесценного культурного наследия, оставленного нашими соотечественниками! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. //История русской музыки: в 10-ти т М.: «Музыка», т.9, 1994-452с. 2. Ковалев К.П./ «Глагол таинственный…»:Очерки о русской музыке 18 века-М.: «Советская Россия», 1988 – 256с. 3. Левашова О Келдыш Ю./ История русской музыки-М.: «Музыка», 1980 – 623с. 4. Никитина Л.Д./История русской музыки-М.: «Академия», 1999 – 272с. 5. Орлова Е.М./ Лекции по истории русской музыки-М.: «Музыка», 1977 – 383с. 6. Рапацкая Л.А./ История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»-М.: «ВЛАДОС», 2001 – 384с. 7. Розанова Ю.А./ История русской музыки.

Вторая половина 19 века. П.И.Чайковский-М.: «Музыка», 1981 – 310с. 8. //Страницы истории русской музыки-Ленинград: «Музыка», 1973 – 182с. 9. Третьякова Л.С./ Русская музыка 19 века-М.: «Просвещение», 1976 – 207с.