Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

ПЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ г. Арзамас СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА РЕБЕНКА. ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА 2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 4. ВЫБОР И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН 5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЕНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ 6. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕНИИ (Е.В. КЛЮЕВА, М.Г. ШАДРИНА) ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Пение - основной вид музыкальной деятельности детей.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке.

Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. 1.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА РЕБЕНКА. ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному ... Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе,... Они не слышат друг друга ни время хорового пения, не слышат себя. Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всест... Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передат...

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Развитие Вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие слуха и голо... . Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих за... В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка... Сначала они находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или р...

ВЫБОР И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН

Выбор песен. Программа воспитания осуществляется в период всего пребыв... Красева "Падают листья", которая рекомендована для разучивания в перво... Например, воспитатель может провести соответствующие наблюдения в прир... Дети старшей группы на первом же занятии включаются в пение песни " Ур... Усвоение песни зависит и от того, поют ли ее дети помимо музыкальных з...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЕНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Одной из основополагающих в области музыкального развития ребенка стал... В пределах этого интервала голос звучит хорошо. В распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Эмоционально воздействуют на дошкольников, поднимают им настроение упр... Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного тво...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему искусству" и подчеркивал: "Пение первоначально и существенно подобно разговору". Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание.

В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения.

Это прекрасно отметил еще К.Д. Ушинский: "В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство". Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении.

Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.

По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе. Обучать детей пению может не только специалист - музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель при наличии у него музыкальной подготовки, полученной в педагогическом ВУЗе. ЛИТЕРАТУРА 1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание.

М.: Прогресс, 1989. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение 1984. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь М.: Музыка, 1973. 4. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89. 5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 6. Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении.

Худ. Образование в России, Арзамас, 2002. 7. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий) Дошкольное воспитание, 1980, № 5. 8. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. 9. Метлов Н.А. Музыка - детям М.: Просвещение, 1985. 10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей Ярославль: Академия развития, 1997. 11. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной.

М.: Музыка, 1980. 12. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91. 13. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. М.: Просвещение, 1993. 14. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30. 15. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000. 16. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина М.: Просвещение, 1978. 17. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.