Изучение позиций и переходов при игре на скрипке

РЕФЕРАТ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИЦИЙ И ПЕРЕХОДОВ ПРИ ИГРЕ НА СКРИПКЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие замечания 2. Смены позиций 3. Glissando 4. Техника переходов 5. Техника правой руки Список литературы 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ Под термином позиция подразумевается положение левой руки и пальцев в той или иной части грифа.Прочное усвоение позиций имеет важное значение для изучения грифа, а следовательно, и для овладения техникой левой руки. Однако само понятие позиции является весьма условным.

С одной стороны, это видно уже из того, что в пределах одной позиции возможны самые различные положения руки и пальцев. С другой стороны, одно и то же положение руки и пальцев в одной и той же части грифа может рассматриваться в разных позициях. Относительность понятия позиции становится еще более очевидной при рассмотрении многочисленных примеров из скрипичной литературы, в которых используются суженные и расширенные расположения пальцев (квинтовый охват позиции, децимы, двойные октавы и др.). Вообще, для скрипача, овладевшего техникой игры на инструменте, вопрос о наименовании позиции руки и пальцев теряет свое значение.

В начальном же обучении прочное усвоение позиции является важным этапом в овладении техникой левой руки. Поэтому нужно последовательно и тщательно изучать каждую из позиций, усваивая различные положения руки как в основных, так и в промежуточных позициях. При этом следует стремиться к тому, чтобы в большинстве позиций (кроме наиболее высоких) сохранялась, по возможности, единая форма постановки пальцев, а в пределах первых (примерно трех) позиций оставалось неизменным и соотношение между большим и остальными пальцами.

По мере передвижения руки кверху, локоть следует постепенно выдвигать вправо; кисть также постепенно приобретает более выгнутую форму, а большой палец, примерно с четвертой позиции, начинает отставать от пальцев, расположенных па грифе. Обычно после усвоения первой позиции педагоги склонны переходить к изучению третьей позиции, допуская при этом опору ладони о корпус скрипки.

Такая опора в дальнейшем наносит серьезный ущерб развитию техники левой руки, приобретающей вынужденное, неправильное положение; естественное соотношение большого и остальных пальцев при расположении их в новых условиях нарушается и в дальнейшем становится препятствием для выполнения плавных, эластичных переходов. Вместе с тем наблюдается недостаточное внимание к изучению второй и вообще четных позиций, интонация и качество звучания в которых при исполнении одинарных нот и особенно двойных чаще всего бывают значительно хуже, чем в нечетных.

Для усвоения позиций имеется специальный инструктивный материал разной степени трудности — от самого элементарного до такого сложного, как, например, дивертисменты Б. Кампаньоли, в которых встречаются виды техники, представляющие значительную трудность как для левой, так и для правой руки (двойные ноты, аккорды, широкое расположение пальцев, штрихи и т. д.) Параллельно с прохождением руководств следует систематически упражняться в чтении с листа в изучаемой позиции, начиная от медленного, посильного темпа и кончая самым подвижным.

Позицию можно считать усвоенной, когда чтение нот не представляет затруднений и не страдают при этом ритм, интонация, качество звучания, выразительность исполнения. При изучении, например, второй или третьей позиции полезно использовать материал, ранее пройденный в первой позиции. 2.

Смены позиций

Для работы над переходами в позиции издано много упражнений (3. Шрадика. 1, третья часть. Марто, для двух скрипок), выгодно отличающиеся своей музыкальностью; и... 4.

Техника переходов

Паганини каждый переход в высокие позиции сопровождается обычно ложным... Ясное представление о требуемой в данном случае громкости звучания вер... Для устранения этого недостатка, при нисходящем переходе, вернее при п... Ауэр писал: «Спускаясь к первой позиции, первый палец не должен оставл... Все сказанное об излишних усилиях в полной мере относится и к давлению...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Григорьев В. Проблемы звукоизвлечения на скрипке. Принципы и методы. Методическая разработка для преподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. М 1991. 2. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Вопросы техники левой руки скрипача. Под ред. М. С. Блока. Музгиз, М 1960. 3. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке.

Музыка, М 1966. 4. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. Изд. 2-е. Музгиз, М 1952. 5. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Музыка, Л 1973.