Марийские священные рощи

Реферат по дисциплине «Историко-культурное наследие в СКСиТ» на тему: «Марийские священные рощи как объект историко-культурного наследия» СОДЕРЖАНИЕ. Введение 1. Марийские священные рощи, как объект историко-культурного наследия 1.1 Описание священных рощ 1.2 Виды рощ и их размещения 2. Марийские моления в священных рощах 2.1 Обед с богами 2.2 Этнографический очерк о черемисах Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность.

Марийские священные рощи— уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники народа мари. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Нередко эти рощи достигают 0,3-0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара. Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада— для входа всех участников моления.

В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь. Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами.

Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом. Объект работы. Объектом исследования является историко-культурное наследие. Предмет работы. Предметом исследования является марийские священные рощи. Цель работы. Рассмотреть тему «марийские священные рощи, как историко-культурное наследие». Задачи работы. В соответствии с целью ставились следующие задачи: - раскрыть тему «Марийские священные рощи, как историко-культурное наследие» * описать священные рощи их виды и размещение - рассмотреть марийские моления в священных рощах * описать обед с богами и этнографический очерк о черемисах Теоретическая значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основании предложения призваны обеспечить повышение научного и практического уровня совершенствования механизма в области историко-культурного наследия. Структура работы.

Структура работы включает в себя содержание, введение, две главы, заключение, а так же список используемой литературы. 1. МАРИЙСКИЕ СВЕЩЕННЫЕ РОЩИ, КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 1.1

Описание священных рощ

Перед тем как идти в рощу, обязательно моются, одеваются в чистую белу... Отправляются туда ночью, незадолго до рассвета. В некоторых селах прин... Потом приносится жертва. В некоторых деревнях Тоншаевского района в ка... “Моление — обмен между человеком и растением”, — поясняет Морохин. Пон... А доброе слово, как известно, не только кошке приятно.

Виды рощ и их размещения

Расположение всех участников моления олицетворяло собой взмывшуюся ввы... Народ верил в них, свято чтил и берег их от любого покушения. Их история такова, что долгое время марийцам не разрешалось проводить ... Оказывается, именно быки лучше всех домашних животных воспринимают гео... Общественные жертвоприношения совершаются или одной деревней (обществе...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Не всем известно, что священные рощи язычников-мари - это не только места былых и нынешних молений, но еще и ландшафтные памятники, находящиеся под защитой государства.

И памятников этих, по последним данным, в республике 328. Любопытно проследить их географию. Например, в таком большом и богатом лесами районе, как Килемарский, имеется всего одна священная роща. Совсем нет их в Горномарийском и Юринском районах. Зато очень много в Новоторъяльском - 73. Далее следуют Сернурский район (67), Моркинский (53) и Волжский (41). - Все объясняется просто говорит заведующая отделом этнографии Национального музея им. Т.Евсеева Надежда Большова Чем больше в районе марийского населения, тем больше священных рощ. Нынешний список составлен в основном со слов старожилов.

Когда-то моления в рощах велись очень широко, но атеистическая политика советского государства сделала свое дело: сначала начались гонения на православие, затем у властей дошли руки и до язычества. И все же единичные моления фиксировались вплоть до конца сороковых годов прошлого века. А с объявлением перестройки священные рощи вновь стали оживать, началось возрождение традиционной религии мари. Сейчас, напомним, государство не только не ставит священные рощи “вне закона”, а всячески их охраняет.

Власть следит, чтобы эти территории не отводились под сельхозугодья, чтобы здесь не велись вырубки и не загрязнялись родники. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003./ традиционное мировоззрение 2. Марийские культовые памятники Республики Марий Эл, Попов Н. С Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Йошкар-Ола, 1994. 3. Котельничский календарь-альманах 1912 4. Православный вестник 1862 5. Современный листок политических, общественных и литературных известий 1865.