Музейное строительство на советском Дальнем Востоке в 1920–1930-е годы - Реферат, раздел Искусство, Реферат По Музеологии Тема: «Музейное Строительство На Советском Дальнем Вост...
|
РЕФЕРАТ ПО МУЗЕОЛОГИИ ТЕМА: «Музейное строительство на советском Дальнем Востоке в 1920 – 1930-е годы». ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917 -1929 гг.) ГЛАВА 2. Формирование музейной сети на советском Дальнем Востоке в 20-е годы ГЛАВА 3. Дальневосточные музеи в 30-е годы ГЛАВА 4. Двадцатый век очень сложен и противоречив. Политические, экономические и социальные перемены, произошедшие в 90х годах, несомненно, повлияли на деятельность музеев, основанных в советское время, например, в 20-30х годах.
Изучение музейного строительства в 20-30е года на советском Дальнем Востоке помогает современным музейным специалистам разобраться в основных направлениях музейной деятельности, её целях, задачах и путях реализации. Изучение развития музейного строительства в 20-30х годах позволяет увидеть сложные процессы, переживаемые в эти годы советской культурой и народом в целом.
Из этого можно сделать вывод о том, что эта проблема очень актуальна и в наше время, в 21-ом веке. Недаром многие доктора и кандидаты исторических наук до сих пор пишут свои диссертации именно по этой теме. В исследованиях музейного строительства на советском Дальнем Востоке можно выделить два периода: первый – советский - хронологически обозначается с 1917 по 1991 гг второй – современный (постсоветский), с 1991 года. Если говорить о самих исследователях, то в 1918-середине 20-х гг. это были Н.М. Могилянский, Б.А. Адлер и другие известные специалисты музейного дела, которые в своих работах рассматривали основные функции музеев.
В 30-х годах были популярны статьи Н.Вертинского, А.А. Вольтера, Г. Костенко, раскрывающие все противоречия краеведческой деятельности музеев. После десятилетнего застоя интерес учёных к проблемам музейного дела возрождается в 50-е годы. Впервые была сделана попытка разработать теорию советского музееведения, особенно, В.К. Гордановой и О.В. Ионовой.
В 70-80 гг. появились монографии, в которых рассматривались проблемы краеведения, музейного строительства в дальневосточном регионе. Здесь следует упомянуть монографию М.С. Кузнецова, являющуюся обобщением музейного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке в 1922-1937гг. Уже в 90-х годах учёные более объективно стали оценивать исторические процессы, происходившие в 20-30х гг. С этой точки зрения наибольший интерес представляют работы Г.А. Кузиной, А.В. Козлова, Ю.Н. Жукова, В.В. Фортунатова.
В наше время проводятся региональные и межрегиональные конференции (Гродековские, Арсеньевские чтения), семинары, публикуются журнальные статьи, музейные сборники и т.д. Несмотря на это дальневосточная историография носит больше фрагментарный характер. Конечно, моя работа не может заполнить пробелы изучения музейного строительства на советском Дальнем Востоке в 1920-1930е годы. Моей целью стоит разобраться самой в данной проблеме и посредством своего реферата передать свои знания другим людям (скорее всего студентам), интересующимся этой темой.
Ведь очень важно знать события, происходившие когда-то на твоей земле, это знание помогает разобраться в том, почему облик твоего города, края, региона в целом, таков, каков он есть сейчас. Да и как можно быть гражданином своей страны, ничего не зная ни о ней, ни о месте, где ты родился. Глава 1. Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917-1929) Октябрьская революция 1917-го г. В России, ставшая закономерным итогом накопившихся в стране внутренних противоречий, вызвала глубинные изменения в экономике, социальной жизни и культуре, затронула все пласты общественного сознания.
Революция, Гражданская война, военная интервенция нарушили естественную динамику мирной жизни как в целом в России, так и на Дальнем Востоке. Известно, что революционные события и войны во все времена создают опасную ситуацию в деле сохранения культурных ценностей. Не стали исключением Октябрьская революция и Гражданская война в России – стихия разрушения грозила обрушиться на дворцы, музеи, жертвами которой уже стали усадьбы поэта А. Блока в Шахматове, семьи дальневосточного исследователя В.К. Арсеньева под Петроградом и мн.др. В 1918 г. Правительство издало более 20 декретов и постановлений по вопросам охраны исторических памятников и культурных ценностей, которые позволили предотвратить их разграбление анархиствующими массами и голодающим населением.
Но одними декретами было невозможно добиться положительных результатов в проведении культурной революции, нужен был механизм её осуществления.
Поэтому контроль за сохранностью историко-культурного наследия был возложен на Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который возглавил Луначарский и в котором была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников. Коллегия принимала экстренные меры по организации учёта и проведению национализации усадеб, дворцов, частных коллекций и т.п. Были национализированы и переданы под размещение государственных музеев многие дворцы, в т.ч. Зимний, Аничков, Кремлёвский, усадьбы Останкинское, Архангельское, Кусково.
Большое внимание уделялось местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся писателей: усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, дом А.П. Чехова в Ялте. Для обеспечения физической сохранности культурных ценностей правительство привлекало отряды милиции, армию. В 1917-1920 гг. было обследовано и взято на учёт 520 усадеб, представлявших историко-культурную ценность.
Собственностью народа были объявлены архивы, библиотеки, музеи, памятники архитектуры, дворцы, усадьбы, наиболее ценные собрания произведений искусства. В январе 1918 г. Совнарком принял декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этот документ провозгласил отделение церкви от государства, ликвидацию религиозного образования и ряд других положений, осложнивших доверие народа к новой власти. В то же время, объявив всё имущество существовавших в России церковных и религиозных обществ «народным достоянием» и лишив церкви прав юридического лица, правительство по существу поставило церковь в бесправное положение перед мощью государственной системы.
За 3 года было поставлено на учёт 1500 церквей и 200 монастырей. Результат – закрытие тысячей церквей и монастырей, утрата значительной части церковных реликвий. Но в стране шла работа и по созданию сети новых музеев. Если в дореволюционной России в 19-ом – начале 20-го имелось 149 музеев, то за период с 1918 по 1920 гг. на базе национализированного имущества на территории РСФСР было вновь создано 246 музеев, т.е. больше, чем за всю дореволюционную историю музейного дела. Краеугольным камнем в деятельности элементарного просветительства была работа по ликвидации безграмотности.
Для этого была поставлена задача создания систему бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей. Волна революционных преобразований, слома старой системы привели в движение и нигилистически настроенные элементы в обществе.
В основном это были люди из молодёжной среды, стремившиеся к радикальным мерам преобразования общества, скорейшего достижения социализма простым и доступным способом слома старых ценностей. Затухание в обществе радикальных идей произошло после выступления В.И. Ленина на 3-ем съезде РКСМ 2 октября 1920 г. Он выдвинул перед поколением такие цели: овладевать знаниями, изучать опыт прошлого, постоянно учиться.
За исторически короткое время происходило приобщение народа к элементарным достижениям культуры, демократизации культурной жизни. Осознавая необходимость сохранения культурных ценностей не только в Москве и Петрограде, советское руководство стремилось обеспечить управляемость и безусловное исполнение правительственных постановлений на местах. В целях создания единой системы руководства музейным строительством Наркомпрос принял постановление «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при отделах народного образования (ОНО), губернских Совдепах». Для активизации политико-воспитательной работы в массах с 1922 г. Совет народных комиссаров создал орган, регулирующий все подведомственные Наркомпросу учреждения – музейный отдел Главнауки. Но дальнейшему развитию этого плана помешало тяжёлое состояние народного хозяйства, что негативно отразилось на сохранности культурных ценностей.
Осуществлялась их распродажа. И после смерти В.И. Ленина в 1924 г. к власти пришёл И.В. Сталин – в декретах даже больше не говорилось о дальнейшем развитии музеев.
В 1927 г. Партийные органы даже пытались ликвидировать музейный отдел Наркомпроса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большевики во главе с В.И. Лениным ставили перед страной чёткие и понятные народу задачи, они сделали культурные ценности доступными широким массам. Но последующее потребительское отношение государственных органов к духовным богатствам привело к истреблению части музейного фонда и ликвидации музея как хранителя исторического наследия.
Музеи превратились в учреждения по пропаганде политических, классовых и иных несвойственных им целей и задач. Не стали исключением в этом процессе и дальневосточные музеи. Глава 2.
Музеи были образованы как исследовательские учреждения при научных общ... им было сделано сообщение об этногафических исследованиях на севере Ка... Художественные музеи с момента перестройки их работы потеряли свою акт... В музее организовывались и проводились выставки: по переписи населения... их действовало 520 с 11634 учащимися.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ История развития дальневосточных музеев также сложна и противоречива, как и история самого Отечества.
Другими словами, первая тесно взаимосвязана со второй и полностью от неё зависит. Исследование исторического опыта развития музейного дела в 1920 – 1930-е годы даёт возможность приблизиться к осмыслению роли и назначения музеев в культурной жизни современного общества.
Такие люди, как В.К.Арсеньев, А.И.Кардаков, С.Я.Сизых, Г.С.Новиков – Даурский, П.Т.Новограбленнов и другие внесли значительный вклад в укрепление исторических знаний о России, в сохранение культурно-исторического наследия. Используя весь исторический опыт развития в 20 – 30-е годы двадцатого века, дальневосточные музеи, преобразованные и совершенствующиеся в качестве социальных институтов, сегодня вновь превращаются в культурно-образовательные учреждения со сложной внутренней структурой и широко разветвлёнными научно-исследовательскими связями.
Влияние и значение музеев в обществе растёт с каждым днём. В ходе изучения данной темы я представила свой реферат в виде наиболее важных, взаимосвязанных между собой выжимок из огромного количества информации. Я не считаю, что моя работа может использоваться научными работниками, учёными – историками, но в том, что она способна не искажая фактов просветить обычного человека по данному вопросу, я уверена на сто процентов.
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Рубан Н. И. История музейного строительства на советском Дальнем Востоке 20 – 30-х гг. 20-го века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Хабаровск, 2001. 2. Рубан Н. И. Музеология. История музейного дела. Основные направления и формы музейной деятельности. Музейное дело на Дальнем Востоке России (Учебное пособие), Хабаровск:ГМДВ им. Н. И. Гродекова; ХГПУ. – 2004. – 300 с. 3. Рубан Н. И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920 – 1930-е гг.). – Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2002. – 216 с.
– Конец работы –
Используемые теги: Музейное, строительство, советском, даль, востоке, 1930-е, годы0.104
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музейное строительство на советском Дальнем Востоке в 1920–1930-е годы
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов