Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура и изобразительное искусство. Арабы принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле, среди них мечеть в Кордове 8 в. и дворец Альгамбра в Гранаде 13-15 вв В 11-12 вв. на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, замечательным памятником которого является величественный собор в городе Сантьяго-де-Компостела.

В 13 - первой половине 15 в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.

Испанская готика нередко заимствует мавританские черты, о чем свидетельствуют величественные соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо один из крупнейших в Европе. Особое художественное явление представляет собой т.н. стиль мудехар, сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики, а позднее Ренессанса с мавританским наследием.

В 16 в. под влиянием итальянского искусства в Испании складывается школа маньеризма ее видными представителями были скульптор Алонсо Берругете 1490-1561 , живописцы Луис де Моралес ок. 1508-1586 и великий Эль Греко 1541-1614 . Основоположниками искусства придворного портрета стали знаменитые живописцы Алонсо Сан чес Коэльо ок. 1531-1588 и его ученик Хуан Пантоха де ла Крус 1553-1608 . В светской архитектуре 16 в. утвердился орнаментальный стиль платереск, сменившийся в конце столетия холодным стилем эрререско, образцом которого является монастырь-дворец Эскориал близ Мадрида, построенный в 1563-1584 как резиденция испанских королей.

Золотым веком испанской живописи называют 17 в когда творили великие художники Хусепе Рибера 1588-1652 , Бартоломе Эстебан Мурильо 1618-1682 , Франсиско Сурбаран 1598-1664 и Дьего де Сильва Веласкес 1599-1660 . В архитектуре сдержанный эрререско во второй половине 17 в. сменяется избыточно декоративным стилем чурригуреско. Период 18-19 вв. в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме.

На этом фоне особенно ярко выделяется творчество Франсиско Гойи 1746-1828 . Возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 в. Новые пути в мировом искусстве проложили оригинальный архитектор Антонио Гауди 1852-1926 , которого называли гением модерна, зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали 1904-1989 , один из основоположников кубизма Хуан Грис 1887-1921 , абстракционист Хуан Миро 1893-1983 и Пабло Пикассо 1881-1973 , внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Диего Веласкес.

Величайшим художником Испании стал Диего Веласкес 1599-1660 , младший современник Эль Греко. Он родился в Севилье, в семье дворянина португальского происхождения и с детства решил посвятить себя живописи.

Учился он в мастерской известного севильского художника и ученого Ф. Пачеко, благодаря рекомендации которого смог переехать в Мадрид. В 23 года Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес стал придворным живописцем. К концу жизни Веласкес получил высшую должность при мадридском дворе, стал гофмаршалом, рыцарем и членом ордена Сантьяго.

Постоянное и высокое королевское жалование позволяло ему не писать картины для заработка он рисовал лишь то, что хотел. Веласкес почти не работал с религиозными сюжетами как остроумно заметил Тео-филь Готье, если он не писал ангелов, то лишь потому, что они ему не позировали мало того, та страстность, которая считается определяющей чертой всего испанского, в нем почти отсутствует. Холодное наблюдение - вот что прославило Веласкеса.

Для него жить - значит сохранять дистанцию. Это искусство дистанции. Отделив от занятий живописью все, что связано с тяготами ремесла, он сумел удержать на расстоянии и свое искусство, увидеть его очищенным до строгой сути - системы чисто живописных задач, требующих четкого решения Его фигуры неощутимы, они - чистые видения, а реальность воистину призрачна. Отсюда, наконец, и совершеннейшая неозабоченность зрителем.

Его задача - написать картину и освободиться от нее, оставив нас перед плоскостью холста. Это гений безучастности говорил о Веласкесе философ X. Ортега-и-Гассет. Большинство полотен Веласкеса - портреты он писал и придворных карликов, и инфант, и римских кардиналов. В коллекции испанских королей, ныне принадлежащей музею Прадо, сохранились истинные шедевры Веласкеса, прежде всего, Менины, где изображена маленькая инфанта Маргарита в окружении фрейлин по-порт. фрейлины. Теологией живописи назвал эту картину итальянский художник Лука Джордано. Испания второй половины XVIII - начала XIX в. была страной противоречий.

В то время, как в России Екатерина II переписывалась с Вольтером и закрывала монастыри в то время, как Франция распевала Марсельезу и казнила королей, испанская инквизиция в 1778 г. осудила на восьмилетнее заточение графа Пабло Олавиде, правителя Севильи, строителя дороги через Сьерра-Морену, реформатора и писателя. За что? За устройство публичных балов и неуважительные отзывы о монахах.

Франсиско Гойя, выбившийся из бедняков в придворные живописцы, дружил с просветителями - и присутствовал на аутодафе и публичных казнях. 2.3 Музыка Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 в. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес 1500-1553 и его ученик Томас Луис де Виктория ок. 1548-1611 , прозванный испанским Палестриной, а также Антонио де Кабесон 1510-1566 , прославившийся сочинениями для клавесина и органа.

В 19 в. после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель 1841-1922 , основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения. В конце 19 - начале 20 в. испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос 1867-1916 , Исаак Альбенис 1860-1909 и Мануэль де Фалья 1876-1946 . Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье. 2.4 Кино Самый известный из испанских кинорежиссеров Луис Бюнюэль 1900-1983 еще в 1928 вместе с Сальвадором Дали снял свой первый сюрреалистический фильм Андалусский пес. Бюнюэль был вынужден покинуть Испанию после Гражданской войны и поселился в Мехико, где создал знаменитые кинокартины Истребляющий ангел 1962 , Дневная красавица 1967 , Скромное очарование буржуазии 1973 и Что мешает заветной цели 1977 . В послефранкистский период в Испании появилось несколько кинорежиссеров, получивших известность как на родине, так и за рубежом.

К ним относятся Карлос Саура, Педро Альмодовар Женщина на грани нервного срыва, 1988 Кика, 1994 и Фернандо Труэва Прекрасная эпоха, 1994 , которые способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа. 2.5 Образование Обучение в школе является обязательным и бесплатным в возрасте от 6 до 16 лет, причем около трети учащихся посещают частные школы.

В Испании более 40 университетов самыми крупными являются университеты Мадрида и Барселоны.

В 1992 в вузах обучались 1,2 млн. студентов, 96 из них - в государственных университетах. В Испании на образование в 1995 расходовалось 4,3 ВВП. 2.6 Отдых и спорт По ночам в кафе и барах устраиваются представления испанской музыки и танцев часто звучат андалусские канте фламенко. В разных районах страны проводятся красочные народные фестивали, ярмарки и религиозные праздники.

В Испании сохраняют свою популярность бои быков - коррида. Излюбленный вид спорта - футбол. Молодежь играет также в пелоту, или баскский мяч. На юге страны большие аудитории собирают петушиные бои. Глава 3.