рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века

Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века - раздел Искусство, Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века Характеристика Основных Видов Декоративно-Прикладного Искусства Западной Евро...

Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. Классицизм XVIII в. имеет как бы две основные фазы су¬ществования: первая, «королевская» фаза — стиль, возник¬ший при дворе Людовика XVI и имеющий органичные связи с рококо.

Вторая фаза — стиль Директории, возникший в по¬слереволюционный период как своеобразное продолжение, усиление классицистического начала.

Металл. В XVIII столетии большое внимание уделялось декоративному оформлению обеденного стола. Обычно в центре стола помещались большие серебряные или бронзовые вазы для цветов, фарфоровые скульптурные группы, изображавшие героев античной мифологии. Между ними ставили серебряные или бронзовые многорожковые канделябры и подсвечники, серебряные суповые чаши, блюда с крышками, бутылочные и рюмочные передачи.

Главным создателем серебряных столо¬вых сервизов был придворный мастер Людовика XVI Р Ж. Опост. В его творчестве отразились особенности периода ста¬новления классицизма, когда в произведениях сохранились ха¬рактерные для рококо элементы декора: подвешенные на лен¬тах с бантами цветочные и лиственные гирлянды, корзины цветов, амуры в грациозных позах, разделка поверхности спиралевидными или прямыми желобками. В период классицизма и в последующее время французские серебряники проявляли повышенный интерес к фактуре металла, выразительность ко¬торой усиливали сплошное золочение и полировка, доведение до зеркального блеска.

Такая техника использовалась в так на¬зываемых туалетных гарнитурах. Они состояли из зеркал, ко¬робочек для драгоценностей и пудры, рукомойных приборов, также предметов для десерта. Такое соединение десертных сервизов и туалетных гарнитуров было вызвано обычаем свет¬ских людей принимать гостей в будуарах. Французские ювелиры классицизма для украшения изде¬лий наряду с другими техниками активно применяли эмаль по гильошировке и живописную эмаль.

В их произведениях общему характеру декора отвечал спокойный колорит эмали, построенный на сочетании серого, голубого, синего, розово¬го, зеленого, белого цветов в .точно найденных соотношени¬ях. В XVIII в. ни одна страна не могла соперничать с Фран¬цией в производстве изделий из серебра и золоченой бронзы. Указ конца XVII столетия, запрещавший изготовление мебе¬ли из драгоценных металлов, стимулировал развитие декора¬тивной бронзы, которая стала одним из самых популярных видов прикладного искусства.

Этому также во многом спо¬собствовало объединение во второй половине XVIII в. сереб¬ряников и бронзовщиков в единую корпорацию. В создании предметов художественной бронзы принимали участие скульпторы, исполнявшие модели, литейщики-чеканщики, отливавшие и начерно чеканившие изделия, и чеканщики-позолотчики, завершавшие чеканку и золотившие готовые произведения с помощью амальгамы.

Бронза была прекрас¬ным материалом для изготовления разнообразных предметов убранства интерьеров, для выражения смелых замыслов художников - орнаменталистов. Профессионализм бронзовщи¬ков позволял создавать как крупные предметы, так и мелкую пластику. Широко применялись накладки, украшавшие ме¬бель и одновременно увеличивавшие ее прочность. Повсеме¬стно были распространены бронзовые светильники. Особен¬но ценились изделия выдающегося бронзовщика второй по¬ловины XVIII в. П. Гутьера. Его бра и канделябры отличаются тщательностью проработки отливки, сочетанием блестящей и матовой позолоты, изобретение которой припи¬сывают этому мастеру.

Канделябры, выполненные в форме треножников, и бра в виде декоративных перевязей получили распространение в последней трети XVIII столетия. Орнамент. Принципы классического орнамента проникли и в ткачество. Рисунок тканей классицизма стал менее под¬вижным и более строгим. Прямые полосы, мелкие, сухо трак¬тованные цветы, изображения пасторальных атрибутов стали основными элементами орнамента.

Вошли в моду обивочные ткани с помпеянским узором, часто заключенным в оваль¬ные, ромбовидные или прямоугольные обрамления. Обычно на красном, зеленом, голубом или желтом фоне выделялся кремовый или белый узор со светотеневой разработкой. Большую роль в формировании стиля тканей последней чет¬верти XVIII в. сыграл лионский ткач, рисовальщик и фабри¬кант Филипп де Лассаль. В творчестве Лассаля проявились доскональное знание техники производства и талант декора¬тора. Его узоры с большим раппортом лишены дробности.

Гирлянды, венки и букеты он сочетал с изображениями раз¬нообразных птиц, элементами пейзажа, атрибутами земледе¬лия, сельскими и античными сценами, обрамленными круп¬ными цветами. Тканям Лассаля свойственны сочетания голу¬бых, малиновых, желтых тонов и использование черного и темно- коричневого цветов для передачи светотеневой моде¬лировки. Подобно многим мастерам эпохи, Лассаль сам во¬площал свои рисунки в материале, что обеспечивало его про¬изведениям единство замысла и исполнения.

Керамика. В эпоху классицизма возникает целая отрасль фарфорового производства так называемого бисквита — неглазурованного фарфора. В стиле классицизма изделия из биск¬вита стали активно подражать античным камеям. Это были маленькие плакетки, медальоны, вставки для мебели, ювелирных изделий, часто имевшие характерный синий цвет фона (за счет применения французской синьки) и чистый белый рель¬еф. Рожденный в фарфоре прием подражания античным каме¬ям получил совершенно новую интерпретацию в интерьерном декоре классицизма.

Большую популярность приобрели изде¬лия английского фарфорового завода Веджвуда, специализи¬ровавшегося на изготовлении изделий из бисквита. Этот рож¬денный в фарфоре прием декора получил новую интерпрета¬цию в оформлении интерьеров. Появился так называемый гризайль — рисунок, имитировавший лепнину, располагав¬шийся в менее «ответственных» местах интерьера. Последние десятилетия XVIII в. прошли во Франции под знаком революции, в ходе которой на политическую арену вышел новый класс — буржуазия.

В результате термидориан¬ского переворота 1794—1799 гг. власть над страной была со¬средоточена в руках первого консула Наполеона Бонапарта. В 1804 г. он был провозглашен французским императором — Наполеоном I. Стиль искусства наполеоновской империи, цель которого заключалась в утверждении и прославлении ее величия, получил название «ампир». Его хронологические рамки шире, чем время существования империи, и охватыва¬ет период 1790—1820-х гг. Ампир — это завершающий этап развития классицизма второй половины XVIII в. Его формированию и развитию способствовало творчество многих деятелей французской культуры: живописца Ж Л. Давида, мебельщика Ж. Жакоба, архитекторов А. Балтарда, Т. Броньяра, Т. Хоупа. Но главны¬ми создателями официального стиля были придворные архи¬текторы Ш. Персье и П. Фонтен, прославившиеся как созда¬тели проектов интерьеров.

Для мастеров ампира по-прежнему характерен интерес к искусству античности.

Это обращение носило характер копирования древних памятников Греции, Рима, Этрурии и Египта. Типичное для ампира соединение в одном произведении форм и орнаментальных мотивов как классических, так и ренессансных барочных образцов создало предпосылки для развития эклектики в искусстве XIX в. Ак¬тивное применение золочения, безукоризненное полирова¬ние и безупречная архитектоничность придают ампирным ве¬щам подчеркнутую торжественность и некоторую холодность.

Декор произведений отличается строгостью отбора деталей, четкой организованностью, упорядоченным, несколько однообразным ритмом. Наиболее распространенными элементами орнаментики стиля являются гирлянды, листья аканта, рога изобилия, молнии, стрелы, лавровые венки, воинские атри¬буты. Свойственная искусству ампирных мастеров декоратив¬ность проявилась в применении для украшения интерьеров фарфора, слоновой кости, перламутра, стекла, хрусталя, дра¬гоценных и поделочных камней, а также в использовании интенсивных, богатых глубокими оттенками, нередко контра¬стных цветов: пунцово-красных, черно-синих, изумрудно-зе¬леных, сочетающихся с белым, золотисто-желтым, серебрис¬то-серым.

Среди многоцветия внутреннего убранства жилища сверкало серебро: ажурные корзины, вазы, кувшины, буты¬лочные передачи, канделябры, декоративные обелиски, тре¬ножники. В столовых сервизах изделия из белого и золочено¬го серебра часто соседствовали с цветным и прозрачным стеклом, граненым хрусталем, с предметами из фарфора, обильно украшенными матовым и блестящим золочением. В мебельном производстве еще более усилилась тяга к массивным бронзовым накладкам, а бисквитные изделия те¬перь приобрели монументальность, плотность фона, пластика их стала напоминать не прозрачную резьбу камей, а тяжелую гипсовую массу.

Предметный мир активно украшался скульптурным декором в виде фигур египтянок, фавнов, ку¬пидонов, римских богинь. Все это трактовалось со своеобраз¬ной помпезной фацией, пластичной текучестью объемов.

Ампир породил удивительный предметный мир, как бы сотканный из воинской атрибутики, почерпнутой из римского арсенала: щиты, мечи, колчаны со стрелами, кирасы, военные топорики и др. В отличие от классицизма, ампир легко жертвовал комфортом ради смысловой выразительности, и мебель этого стиля часто отличалась жесткостью и неудобст¬вом. Даже фарфоровые вазы приобрели монументальность, сплошь покрылись золотом и сюжетными изображениями в виде целых картин, напоминая тяжелые, литые бронзовые предметы. Орнамент.

В целом, орнаментика ампира довольно эклектична, постоянно сочетает условные и натуралистические элементы и в этом смысле имеет определенную стилевую созвучность с декором эллинизма. Этот орнамент вбирает в себя все, что работает на главную его социальную задачу - утверждение власти империи. Активно используются обильные цветочные гирлянды, венки в помпезно-триумфальном духе, мотивы тяжелых драпировок знамен, аксельбантов и прочей современной ему военной атрибутики, создавая порой перегруженные композиции орнаментальных решений.

В период господства стиля ампир были заложены основы нового промышленного искусства, получившего развитие в дальнейшем. Это стало возможным после отмены в конце XVIII в. ремесленных корпораций и введения новых производственных специальностей. Традиционные приемы художе¬ственной обработки драгоценных металлов были механизиро¬ваны: так чеканка была заменена штамповкой, гравировка — накаткой. Широко использовались прессы и штампы, токар¬ные и прокатные станки.

Это позволяло получать безукориз¬ненно ровные, гладкие ленты серебра определенной толщины. В результате применения машин формы и орнаментальные мотивы повторялись в произведениях разных мастеров. В по¬вторяемости, ставшей неотъемлемой чертой стиля, были заложены основы стандарта. При сборке вещей предпочтение отдавали механическому креплению деталей, широко приме¬нялись болты и гайки. Большинство новых технических прие¬мов, использовавшихся серебряниками, было заимствовано ими у бронзовщиков.

Именно в декоративной бронзе впервые получила развитие чеканка на новой технологической осно¬ве - моментальное перенесение рисунка с матрицы под воз¬действием плавно нарастающего давления, а также «холодный способ» крепления отдельных деталей изделий, усовершенст¬вованная технология золочения с градацией позолоты на мато¬вую и блестящую. Среди мастеров бронзового дела ведущая роль принадлежала придворному мастеру П Ф. Томиру.

В де¬коре его изделий использованы разнообразные варианты жен¬ских фигур: кариатиды, фации, богиня Виктория. Металл. Применение новых технологий, удешевлявших и ускорявших изготовление предметов прикладного искусства, привело к созданию производственных фирм, которые объе¬диняли сотни мастеров различных специальностей, и к орга¬низации торговых выставок, призванных выявлять и пропа¬гандировать новые достижения художественной промышлен¬ности. На выставках 1802 и 1806 гг. были показаны произведения выдающихся серебряников ампира: М Г. Бьенне и Ж Б. К. Одио - представителя известной династии юве¬лиров.

В работах Одио и Бьенне много общего. Их художественная практика является примером нивелировки индивиду¬ального стиля, типичной для мастеров ампирного серебра. Под руководством Бьенне работала фирма из шестисот масте¬ров, изготавливающих различные предметы: несессеры, шка¬тулки, веера, табакерки, трубки, зонтики, письменные прибо¬ры, мебель, вазы, канделябры, сервизы и парадное оружие.

Для их отделки применяли разнообразные материалы: черепа¬ху, кость, янтарь, сталь, стекло, кожу, дерево. Это было самое крупное в Европе ювелирное объединение. Керамика. Наряду с серебряным делом широкое развитие в период ампира получило относительно молодое искусство фарфора. Большую роль в переходе от производства мягкого фарфора, характерного для XVIII в к твердому фарфору сыг¬ран директор мануфактуры, крупный химик и минералог А. Броньяр.

Технологическую базу нового производства создали такие открытия химиков мануфактуры, как получение теста, имитирующего бронзу, изобретение способа аппликации мяг¬кого голубого фарфора на твердую белую основу, а также раз¬работка богатой колористической гаммы росписи по глазури, дающей тончайшие переходы цвета. Среди изделий из фарфо¬ра того времени преобладали изготовлявшиеся сериями тарел¬ки. Их система декора неизменна: цветные борта и непрерыв¬ный фриз с золотым или полихромным растительным орна¬ментом, дно, украшенное букетами, речными, морскими, сельскими пейзажами, жанровыми композициями, нередко копирующими фламандцев.

Борта, как правило, были зелено¬го, темно-голубого, теплого оранжевого или розового цвета. Мастера других центров фарфорового производства, возник¬ших во второй половине XVIII - начале XIX в. в черте старо¬го Парижа, подражали севрским художникам. Основным поставщиком фарфора для императорского дома Франции наря¬ду с Севром было предприятие Даготи.

За первые шесть лет существования оно сумело завоевать известность и признание. Об этом свидетельствовала серебряная медаль, которой был отмечен основатель предприятия на художественно-промыш¬ленной выставке, состоявшейся в Лувре в 1806 г. С мануфак¬турой Даготи связано активное использование разнообразных А цветных фонов в фарфоре стиля ампир. Специалисты фарфорового производства много работали над раскрытием утраченных рецептов глазурей, над имитацией различных материалов, в частности, цветного камня.

Все чаще ими применялась ма¬шинная печать вместо ручной росписи. С середины 1820-х годов прикладное искусство вступило в новую стадию развития, отмеченную рядом черт, характер¬ных для всех его видов: бурным развитием машинного произ¬водства, усовершенствованием технологии изготовления из¬делий, выпуском массовой продукции. Это было время созда¬ния художественно-промышленных школ и музеев, сыгравших значительную роль в развитии ремесел. В серебря¬ном производстве наиболее существенным техническим нов¬шеством было применение электролиза для покрытия изде¬лий из меди серебром или золотом, запатентованное фирмой Ж. Кристофля.

Это позволило перевести изготовление столо¬вых приборов на промышленную основу. В середине XIX столетия складывается художественное течение, получившее название «историзм». В его основе ле¬жало обращение мастеров к таким стилям прошлого, как готика, ренессанс, барокко и рококо. Лучшие работы этого пе¬риода отличают высокий художественный уровень, осознан¬ное следование образцам прошедших веков.

Но во многих изделиях, особенно массового производства, подражание но¬сило поверхностный характер. Такие разные и громкие стили, как ампир и классицизм, сложились в очень небольшой отрезок времени, по сути, это всего лишь первая половина XIX в. Тем не менее, будучи от¬голоском древней эллинистической культуры, они заложили основы новых стилистических течений и интерес художест¬венной среды к культурам древних миров и исчезнувших ци¬вилизаций. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века

Оба стиля характе¬ризуют время правления Наполеона Бонапарта. С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму. В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер¬кулануме и 1748 г. в Помпеях.Классицизм (от лат.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века
Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. Фарфоровые кабинеты XVIII века 30 сентября 1712 года Петр Великий посетил прусскую рез

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги