рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века

Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века - раздел Искусство, Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века Познавательные Сведения О Видах Декоративно-Прикладного Искусства Западной Ев...

Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. Фарфоровые кабинеты XVIII века 30 сентября 1712 года Петр Великий посетил прусскую резиденцию Ораниенбург, и здесь, вечно «поспешный» русский царь, «изволил мешкать, осматривая дворец, где три покоя китайской цениной уб¬раны зело изрядно». Царя-реформатора удивила анфилада из трех комнат, основным декором которых был фарфор.

Затеи такого рода еще не были ведомы в России.

Да и в Европе в ту пору их история на¬считывала едва ли десятилетие. Комнаты, убранные фарфором, или как их называли тогда - фарфоровые кабинеты, были новомодным изобретением новой эпохи, обожествившей просвещенный вкус и талант к наслаждениям. «Мы живем только затем, чтобы доставлять приятные чувства самим себе» гласил изданный чуть позже «Трак¬тат о счастье». И эти слова можно счесть девизом XVIII столетия. Уже само название - кабинет - выдает происхождение этих залов от ка¬бинетов ренессансной поры. Только теперь вместо «ученых» редкос¬тей их стали посвящать красивым диковинам, радующим глаз, вызы¬вающим восторг и тешащим тщеславие.

Кроме фарфоровых зал, ус¬траивали зеркальные, лаковые или просто экзотические кабинеты. Вроде знаменитой залы дофина в Версальском дворце, отделанной Андре-Шарлем Булем. Сюда, если верить русскому дипломату Анд¬рею Матвееву, гости дофина входили в специальных волосяных чул¬ках, так как даже пол здесь был инкрустирован зеркалом и резной черепахой.

Тут же был выставлен фарфор, до которого французский дофин «великий охотник и снискатель ото всюду был». Здесь стоит пояснить одно обстоятельство - европейцам начала XVIII века фарфор представлялся необычным, загадочным материалом. От¬ношение к нему можно сравнить, разве что, с нашим пиететом перед изделиями из невероятных космических сплавов или из метеоритов. А после того, как «китайский секрет» был наконец-то разгадан, и фар¬фор постепенно научились делать в Европе, увлечение фарфором стало сродни «пластмассовому буму» 1960-х годов, когда новый ма¬териал был моден настолько, что инспирировал появление целого на¬правления в истории дизайна и эстетики дешевых одноразовых пред¬метов.

В XVIII веке фарфор тоже создал свою эстетику, которая в отли¬чии от «пластмассовой» была актуальна целое столетие. Фарфоровые кабинеты стали самым ярким ее проявлением. Трудно сказать, кто был первым. Фарфоровый Трианон Луи Лево в версальском парке, отделанный в 1680-х, не имел ни сантиметра фарфоровой поверхности.

Облицовочные плитки, вазы и прочие детали интерьера были вы¬полнены из имитирующего фарфор фаянса, подобного тому, что де¬лали в Делфте. Зато Даниэль Моро, орнаменталист Вильгельма Оранского и супруга Марии, королевы Англии, начавший в 1687-м, громоздил свои немыслимые композиции из настоящих фарфоро¬вых ваз и блюд, которыми в изобилии располагал англо-голланд¬ский правящий дом. Сейчас на память об этих декорациях нам остал¬ся декорированный фарфором камин, экспонирующийся в Рейхсмузее в Амстердаме, и шикарный увраж «Nouvelles cheminees frites de plusieurs endroit de la Holland et autres Provines» (Amsterdam, 1712). Затем пальма первенства в «фарфоровой моде» перешла в немец¬кие земли.

Самыми ранними из известных на сей день были кабинеты в Пруссии. В 1705 году Иоганн Фридрих фон Гете Иозандер строит Шарлоттенбург - загородную резиденцию королевы (сейчас она в городской черте Берлина), в которой кроме прочего разме¬щается тысячная коллекция восточного фарфора, подаренная Со¬фии-Шарлотте Прусской Ост-Индской компанией.

Одна из угло¬вых, то есть наиболее светлых комнат, была целиком отдана фар¬фору. Сотни китайских блюд, чашечек бойль, небольших ваз в об¬рамлении золоченой резьбы с ярко-зелеными драконами и прочей экзотикой размещались на стенах залы, покрывая их сплошным ко¬вром. Более крупные вазы стояли над дверьми, на манер десюде-портов, вазы побольше - на подставках у стен. Фарфоровый каби¬нет Шарлоттенбурга - один из немногих интерьеров такого рода, сохранившийся почти без изменений до сегодняшнего дня. Софии-Шарлотте принадлежал и замок Ораниенбург, поразивший русско¬го царя. Но oт него до нас дошла только пара золоченых деревян¬ных гор, выставленных там же в Шарлоттенбурге.

Посетив только один этот музей, в принципе уже можно составить представление, как оформлялись фарфоровые кабинеты. Набор приемов прост: полки и консоли по стенам, аппликации на деревянных панно, ка¬минная сюита, крупные вазы на подставках, пирамидальные эта¬жерки.

Сюда можно добавить разве что застекленные шкафы. Од¬нако результаты, достигаемые с помощью этих незамысловатых средств, поражают разнообразием и фантазией. В 1710-м году в замке Поммерцфельден был создан фарфоровый ка¬бинет для вюрцбургского архиепископа. «Второй такой же нигде не увидеть, не сыскать» написал прелат племяннику, увидев свой ка¬бинет впервые. Восторги Архиепископа можно понять. В кабинете замка Поммерцфельден (он тоже, по счастью, сохранился) впервые золоченые консоли с фарфором были размещены на стенах, уже де¬корированных китайскими лаковыми панно.

Этот кабинет стал изве¬стен благодаря гравированным изданиям Соломона Кляйнера (Augsburg, 1724,1728), и мода на такое убранство получила столь ши¬рокое распространение, что часто фарфоровые кабинеты стали на¬зывать еще и «китайскими». Впрочем - не только. «Японский дворец» - так назывался проект самой масштабной из когда-либо придуманных фарфоровых декораций.

Замысел принад¬лежал Августу II, курфюрсту Саксонскому и королю Польскому, само¬му рьяному почитателю порцелина. Его страсть простиралась столь далеко, что, находясь в состоянии войны с Пруссией, он выменял у своего противника комплект фарфоровых ваз и блюд за полк драгун. Принято считать, что организацией фарфорового производства в Мейсене (первого европейского центра по производству настоящего фарфора) мы обязаны стараниям близких к королю лиц, которые стремились таким образом спасти страну от полного разорения из-за увлечения монарха.

Дворец, который вскоре стали называть Японским, строился как Голландский. В 1715 году он был подарен Августу его другом вме¬сте с внушительной коллекцией восточного фарфора. Первона¬чально предполагалось, дополнив эту коллекцию собраниями курфюрста, декорировать фарфором весь первый этаж. Колорис¬тическое решение этих комнат должно было соответствовать цветам семейств восточного фарфора: «розовая», «зеленая» «кобаль¬товая» и так далее.

Затем, после появления собственного произ¬водства, фарфору решили отдать и второй этаж, декорировав его саксонскими изделиями. Всего же во дворце должно было разме¬ститься 36 тысяч фарфоровых вещей. Курфюрст умер, не дождав¬шись исполнения своих планов. На память об этом проекте нам остались метровые фигуры апостолов, исполненные в Мейсене для дворцовой капеллы, и серия больших белых фигур зверей и птиц, которые должны были украсить дворцовый сад. Последняя серия чертежей, связанных с этим проектом относится к середине 1730-х годов.

Примерно этим временем можно датировать смену приоритетов в декоре фарфоровых кабинетов: вместо восточ¬ных изделий здесь стали предпочитать европейский фарфор. Один из самых примечательных был создан в Мюнхене в 1736 году несрав¬ненным фантазером Кювелье в резиденции баварских герцогов. Здесь фарфор убран в застекленные шкафы, разукрашенные юве¬лирной по тонкости и затейливости золоченой деревянной резьбой, выдающей изощренный талант одного из самых прихотливых масте¬ров рококо, карлика-горбуна, начинавшего свою придворную карь¬еру при баварском дворе в качестве шута. По-традиционному - на консолях европейский фарфор заполнял стены фарфоровых кабинетов Ансбаха и виллы Фортуната под Майнцем.

Последняя не сохранилась, и мы можем лишь пытаться восстановить ее декор, опираясь на воспоминая современников, ко¬торые находили этому «фарфоровому всплеску» только один аналог - в искусстве фонтанов. Применение для убранства кабинетов европейского фарфора имело одно преимущество - фарфоровое убранство залы можно было заказать по единой программе, согласно замыслу владель¬ца и декоратора.

Первым кабинетом в этом роде был знамени¬тый кабинет князей Дыбских в Брюне, который сейчас экспони¬руется в специальном «домике» в центре главного зала Австрий¬ского музея прикладного искусства в Вене (МАК). Люстры, под¬свечники, вазочки, каминные консоли и прочий фарфоровый декор для этого кабинета были выполнены на венской фарфоро¬вой мануфактуре.

В Вене есть еще один примечательный фарфоровый кабинет - в загородной резиденции императоров Священной Римской империи в Шенбруне (два других, устроенных там же, очень нарядны, но мало отличаются от немецких образцов). Речь идет о фарфоровом каби¬нете без фарфора. Его стены и вся меблировка сплошь расписаны или же обтянуты тканями, имитирующими в классической для фар¬фора бело-голубой гамме, фарфоровые плакетки. Сюжетом же рос¬писей стали листы одного из увражей Франсуа Буше, сделанного для образцов росписей на Севрской фарфоровой мануфактуре француз¬ского короля. Это один из лучших имитационных фарфоровых кабинетов.

А в ту пору они были в большом ходу. Фарфор стоил очень дорого, и иметь его в количестве, достаточном для оформления кабинета, мог позво¬лить далеко не каждый. Однако мода была столь сильна, что недостаточно состоятельные владельцы шли на разного рода ухищрения. Более всех отличились владелец замка Раменау, первым догадавшийся заказать обои с китайскими вазами, и принцесса Пфальцская, которая вместе с дама¬ми своего двора вышила серию курьезных панно с изображением фарфоровых предметов на консолях.

Мода на фарфоровые кабинеты сохранялась и во второй половине столетия, когда фарфора, в том числе и европейского, производили уже достаточно много. «Секретный материал» перестал быть тайной и экзотикой, однако оставался дорогим и модным, не говоря уже о том, что европейцы привыкли ценить его отменные декоративные качества.

Среди позд¬них фарфоровых кабинетов наиболее известны кабинеты замка Каподимонте под Неаполем и королевского замка в Мадриде, создан¬ные в 1758 и 1774 годах по инициативе королевы Неаполитанской, а затем и Испанской Марии-Амелии. Королева была внучкой Августа II Саксонского, владельца Мейсена и Японского дворца, и, по-види¬мому, унаследовала дедовскую страсть к порцелину. Во всяком слу¬чае, став королевой Неаполя, она тут же основала там свою фарфо¬ровую мануфактуру (где и был исполнен неаполитанский кабинет). А заполучив корону Испании, она переместила свой завод в Буэн Ретиро (здесь был исполнен мадридский кабинет). Оба кабинета Марии - Амелии выполнены по единому декоративному замыслу: первый в стиле флорального рококо, второй - шинуазри.

Мода на фарфоровые кабинеты не обошла и Россию. Два из рос¬сийских фарфоровых кабинетов сохранились и по сей день: са¬мый первый - в петровском Монплезире, и самый последний в Катальной горке Ораниенбаума. Кабинет в Монплезире, известный как «лаковый», первоначально предполагалось отделать ду¬бом. Однако Петр I приказал архитектору И. Ф. Браунштейну со¬ставить проект отделки кабинета для «порцелиновой посуды». Трудно сказать, насколько Петр I увлекался фарфором. Однако, союзник Августа II по Северной войне и гость Шарлотты Прусской (оставившей одно из лучших характеристик русского царя, проци¬тированной даже Алексеем Толстым во всем знакомом романе), он не мог не знать о новом чрезвычайно престижном европейском увлечении.

Когда в 1723 году кабинет был закончен, его стены ук¬рашали 14 панно «китайского лака», выполненные русскими ико¬нописцами, и 129 резных золоченых консолей для небольших фарфоровых вещей (вазочек и чашечек бойль). На консолях расставлено фарфоровое украшение из кабинета Ка¬тальной горки, исполненного по распоряжению Екатерины Вели¬кой. Только в данном случае речь идет не о мелких декоративных предметах и посуде, а о пластической сюите из сорока фигур и групп, представляющей в аллегорической форме торжество рос¬сийской императрицы и русского флага на морях.

Серия была за¬казана на мейсенской мануфактуре в ознаменование побед в рус¬ско- турецкой войне и исполнялась в 1772-1775 годах.

Однако ди¬дактический пафос почти неслышен в этой изысканной прозрач¬ной зале, созданной легким мастерством Антонио Ринальди. Пла¬фон, стены - все здесь выдержано в пастельной фарфоровой гам¬ме и даже пол, как то и требовалось по заказу, расписан Стефано Бароцци «наподобие фарфора». Еще один кабинет, декорированный европейским фарфором, нахо¬дился в Екатерининском дворце Царского Села. Правда, фарфор пришел сюда не по заказу, а попросту подобран.

Во времена императрицы Елизаветы на кронштейнах этой небольшой залы размещались 22/фи1урок купидонов и птиц, а в 1763 году по указу Екатерины Вто¬рой было закуплено еще 256. Однако не этот кабинет, именуемый обычно Малой Китайской, со¬ставил славу российских фарфоровых кабинетов. Самый большой фарфоровый кабинет в России и один из самых роскошных в Евро¬пе был создан в Большой Китайской зале того же дворца Франческо Бартоломео Растрелли в 1750-х годах.

До перестройки Царского Села Камероном он размещался в центре парадной анфилады (там, где теперь находится лестница). Сохранились эскиз (он хранится в Национальной библиотеке в Варшаве) и документы, позволяющие представить это феноменальное убранство. Для стен были исполь¬зованы подлинные китайские лаковые панно, обильно дополнен¬ные резьбой в «китайском вкусе». Резьба служила подставкой для фарфора: 448 предметов размещались на 24 больших кронштей¬нах в виде пальм, тянувшихся от пола до карниза, и на 28 малых на нижней панели.

Кроме того, 310 статуэток украшали 10 больших жи¬рандолей на 300 свечей. Все это великолепие отражалось в четырех больших составных зеркалах. Нам остается только гадать, почему этот причудливый камерный декор был выбран Растрелли для цен¬тральной залы вновь отстроенного дворца и был раздвинут его мощным темпераментом до столь монументальных масштабов.

Не¬который намек нам дает надпись, сделанная рукой архитектора на эскизе. Она гласит, что эта зала специально делалась для коллекций восточного фарфора, заказанных Петром Великим. Великий рефор¬матор, Европа, фарфор, увлечение которым на заре века было од¬ной из самых примечательных сторон европейской жизни ~ в Рос¬сии, как всегда, все это могло перемешаться. И в результате был со¬здан феноменальный симбиоз «кабинетного» по жанру интерьера и политического монумента.

Теперь, когда время фарфоровых кабинетов кануло в Лету, нам осталось сожалеть о потерянном и удивляться сохранившемуся. Это и удивление необычному, тому, что давно уже перестало быть принятым. Но главное - это удивление бесшабашной смелости ав¬торов этих проектов, не постеснявшихся «разогнать» неархитек¬турный материал до вполне архитектурного масштаба, их та¬ланту, позволившему справиться с этой задачей, и невероятной декоративной выразительности таких парадоксальных решений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века

Оба стиля характе¬ризуют время правления Наполеона Бонапарта. С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму. В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер¬кулануме и 1748 г. в Помпеях.Классицизм (от лат.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века
Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. Классицизм XVIII в. имеет как бы две основные фазы су¬ществования: первая, «королевская»

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги